консультация для воспитателей
методическая разработка на тему

Свяжнина Любовь Ивановна

«Создание условий  для стимулирования 

интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников

в процессе поисково-исследовательской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._dlya_vospit.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание условий  для стимулирования  

интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников

в процессе поисково-исследовательской деятельности»

В исследованиях А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова,  А.М. Матюшкина и др. подчеркивается, что в настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности, качественно более высокого уровня, ориентированная на создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала, становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационно направленности на самостоятельный поиск и получение новых знании путем активного взаимодействия с окружающим миром. Это в свою очередь определяет необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В последнее время получила широкое распространение поисково-исследовательская деятельность, которая способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность: стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, реализует принципы субъектности образовательной деятельности и сотрудничества детей и взрослых.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности: включение ребенка в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту, учитывая его небогатый собственный опыт в исследовательской деятельности.

Савенков А.И., рассматривая проблему развития исследовательской деятельности, выделяет некоторые её специфические особенности:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность.

Организуя исследовательскую деятельность детей данного возраста, необходимо следовать определённой методологии.

Успешно выполнить исследовательскую работу дошкольнику поможет индивидуальный план подготовки, который можно разработать научному руководителю совместно с  автором исследования. Такой план позволит установить логическую последовательность действий, очередность и сроки выполнения этапов работы.

Структурно-логическая схема формирования навыков исследования у детей старшего дошкольного возраста



Этапы исследования


Задания и упражнения


Вопросы


1


Учимся задавать вопросы


Упражнение «Исправление ошибок»

Игра «Угадай, о чём спросили»




Какие ты любишь мультфильмы?


2


Учимся выдвигать гипотезы


Почему цветы имеет яркую окраску? Почему зимой идёт снег, а летом дождь? Почему в космос летают ракеты?


Может быть; Предположим; допустим; возможно; что если..;


3


Учимся видеть проблемы


«Посмотрите на мир чужими глазами»; Составьте рассказ от имени другого персонажа»; «Составьте рассказ, используя данную концовку»; «Сколько значений у предмета»; «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Наблюдение как способ выявления проблем»;




Почему играют котята?

Почему светит солнце?


4


Учимся давать определения понятиям


«Описание»; «Характеристика»; «Разъяснение посредством примера»; «Сравнение»; «Различение»; «Загадки как определения понятий»; «Трудные слова»



5


Учимся классифицировать


«Задания, содержащие ошибки»; «деление понятий по определенному основанию на классы»



6


Учимся наблюдать


«Упражнения на развитие внимания и наблюдательности»; «Парные картинки»; «Нарисуем изученную вещь по памяти»



7


Познание в действии, или как провести эксперимент.


«Мыслительный эксперимент»


Эксперименты с реальными объектами» с кляксой, с набрызгом красок, с акварелью, с лучом солнца, с магнитом и металлом, как исчезает вода.


«Что можно сделать из песка?


Суждение


Проверьте правильность утверждений.


Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.


Суждение


Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.


Использование простых графических схем, обсуждений;

Схема «Дом с колоннами»; Схема «Паучок»


Найди главную идею, мысль;


Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.


Учимся делать выводы и

умозаключения


Умозаключения по аналогии «Скажи, на что похожи: узоры на ковре, облака, старые автомобили, новые кроссовки»;

«Как люди смотрят на мир»

Метафора и метафоричность

( «Объясни значение выражения»)


Учимся делать выводы и

умозаключения

Если рассматривать структуру детского исследования по  А.И. Савенкову, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя  следующие конкретные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотезы;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовку материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ); 
  • защиту.

Наблюдения за детьми показали, что особую трудность испытывают дети при  формулировании цели, задач и гипотезы. На что же нужно при этом обратить особое внимание?

  1. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат ещё до его получения?» Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Например, ребёнок сформулировал тему «Поведение ворон». Его интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон.

  1. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели. Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, ребёнок, исследуя поведение вороны, ставит перед собой задачи выяснить:
  • Как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям?
  • Каково её поведение по отношению к людям?
  • Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника?
  • Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года?
  • Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород?
  1. Гипотеза содержит предположение о связи определённой деятельности с ее результатом.

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ..., то ...».

Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее.

На первых этапах экспериментальной  работы возможно применение методики, разработанной американским педагогом Сандрой Кейплан.

Методика, предложенная ею, рассчитана на значительный возрастной диапазон – пять-девять лет. Она построена на игровой основе и предполагает использование несложного специального оборудования: «исследовательского фартука» и карточек. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый ее этап, выделяемый автором методики, отражен в надписях, помещенных на кармашках фартука. Всего
С. Кейплан выделяет четыре этапа исследования.

Первый этап – «выбор темы»

Ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее либо берет заранее подготовленную карточку с картинкой, кладет ее в кармашек с надписью «тема». (Авторы методики считают, что тему исследования можно откорректировать, например, сузив ее. И таким образом, задача станет проще. Так, тему «растения», можно сузить до темы «плодовые деревья».)

Второй этап – «постановка вопросов»

Оставшиеся кармашки посвящены «вопросам». Написанные на каждом кармашке слова являются ключевыми словами задаваемых вопросов, например:

Виды. Какие бывают виды плодовых деревьев? 
Функции. Какие функции выполняют плодовые деревья? 
Свойства. Какие свойства у плодовых деревьев? 
Влияния. На что влияют плодовые деревья?

    Третий этап – «проведение исследования»

Дети собирают информацию и записывают ее на листочках; те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки заранее размноженные картинки, на которых содержится эта информация.

Четвертый этап – «подведение итогов»

Факты, собранные в каждом кармашке, анализируются, путем сравнения выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка. 

Эта методика интересна и дает хорошие результаты (более подробное описание содержится в работе С. Кейплан, а также Н. Б. Шумаковой). Но эта методика несколько примитивизирует процесс исследовательского поиска.

Организуя исследовательскую работу с детьми, необходимо помнить, что они должны быть не только слушателями  и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо способствовать овладению умением обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной (подтверждается в процессе опытов и экспериментов).

Сформировать у детей умение планировать свои действия позволяет метод алгоритмов или изографического моделирования. В предметной среде групп размещены алгоритмы деятельности. В частности в центре поисково-исследовательской деятельности присутствуют алгоритм осуществления опыта в широком смысле и алгоритм проведения последнего опыта. Также доступно для детей размещено оборудование для проведения уже знакомого опыта. Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений во многих группах используется дневник (альбом), и модели. С детьми старшего возраста практикуется самостоятельная фиксация результатов по ходу опыта. Мотивом для детей служит рекомендация рассказать по этой схеме об опыте родителям и провести его дома. При проведении поисково-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилам безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности лежит на педагоге. В данном случае хорошо засхематизировать.

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. - М: Мозаика–Синтез, 2012.
  2. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.
  3. Егорова Т.А. Развитие исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности.  – www/researcher/ru.
  4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь,  противодействие, конфликт. - М., 2000.
  5. Поддьяков Н.Н. Сенсация: Открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник,1997. № 1.
  6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -  Волгоград: Перемена, 1995.
  7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Савенков А.И. Научим детей видеть проблемы // Одаренный ребенок. –  2003. – № 1.
  9. Савенков А.И. Научим детей давать определения понятиям и классифицировать // Одаренный ребенок. –  2003. – № 3.
  10. Савенков А.И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы // Одаренный ребенок. – 2003. – № 2.
  11. Савенков А.И. Познание в действии или как провести эксперимент // Одаренный ребенок. –  2003. – № 4.

Материал подготовила: Свяжнина Л.И.

старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...