Консультация «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
консультация (старшая группа) по теме

Огнёва Алёна Васильевна

Консультация «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_letnie_deti.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

педагог-психолог

А.В. Огнева

МАДОУ д/с №7

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей пятилетнего возраста.

Возраст пять лет в настоящее время, является последней ступенью дошкольного периода развития.

Пятилетний возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка. Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели. Его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением. Эти изменения находят свое отражение во всех сферах психического развития - коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

В сфере общения с взрослым на первый план выходят внеситуативные формы общения - познавательная и личностная. Внеситуативно - познавательная форма общения, которая достигает в этот период наивысшего развития, представляет своеобразное «теоретическое» сотрудничество. Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы, охватывающие все знания о мире. Взрослый для него источник новых знаний. У некоторых пятилетних детей складывается новая и высшая для дошкольного возраста Внеситуативно - личностная форма общения. В отличие от предыдущей,  ее содержание - мир людей, а не вещей. Если у 4-5 летних детей в беседе преобладают темы о животных, природе, машинах, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе и соей семье. Ведущими мотивами являются личностные. Это значит, что главный побудитель общения - сам человек.

Пятилетний возраст характеризуется взрывам всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. По своей привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни ребенка. Главное содержание общения - деловое сотрудничество, совместная игровая деятельность. ребенок пристально и ревниво наблюдает за действиями сверстников. Резко возрастает его  сопереживание ровесникам, но зачастую оно носит неадекватный характер и проявляется в  виде хвастовства, зависти, конкуренции, демонстрации преимущества. Увеличивается острота и количество конфликтов. Сверстник теперь предмет постоянного сравнения с собой.

Пятилетний возраст - это период бурного роста самосознания, когда собственное «Я» обосабливается от других, противопоставляется как близким взрослым, так и сверстникам. Это период повышенной ранимости, когда у некоторых детей появляются такие черты как обидчивость, застенчивость, агрессивность.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в познавательной сфере. Мышление ребенка уже не наглядно-действенное, оно отрывается от воспринимаемой ситуации. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. У него проявляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Наиболее характерная форма мышления - наглядно-образное, т.е. операция не с предметами, а их образами.

К пяти годам начинает складываться и логическое мышление. Ребенок может устанавливать логическую последовательность событий, решать простые логические задачи.

Важнейшее новообразование этого возраста - произвольное поведение. Впервые возникает вопрос «Как себя вести?» Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Он уже понимает, что умеет делать, а что не умеет делать, осознает свои внутренние переживания - желания, настроения. Способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых.

И тем не менее, несмотря на все достижения, 5 летний ребенок остается дошкольником и по-прежнему все его интересы и потребности лежать в сфере игры. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры ребенок лучше сосредотачивается, больше запоминает. Играя с предметами-заместителями, учится оперировать в условном пространстве. Практика действий в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения. С игрой слиты продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование.

Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение и она высвобождается из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи-ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто¬ящему школьному о...

Консультация "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи-ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто¬ящему школьному о...

Консультация «Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)»

В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что...

Консультация "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью....

Консультация "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко воз...

Консультация « Возрастные особенности детей 4-5 лет»

               Консультация « Возрастные особенности детей 4-5 лет»       Задумывались ли вы о том что часто за повсед...