Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
методическая разработка на тему

Шейкина Ирина Александровна

Материал расчитан для педагогов, чтобы облегчить их труд. В этом планировании расписан примерный план по проведению занятий по нравстенно-патриотическому воспитанию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_perspektivnogo_planirovaniya_new.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию группы № 39 (5) на 2015 - 2016 г.г.

Введение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

* особенности дошкольного возраста,

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,

* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит  пред собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес  и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нраственно-патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:

  1. Мой детский сад.
  2. Будем Родине служить.
  3. Моя малая родин.
  4. Моя семья.
  5. Страна, ее столица, символика.
  6. Культура и традиции.
  7. Мой город.
  8. Мой город.
  9. Правила, по которым живем.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

План работы в старшей группе.

Тема, цели и задачи

Разделы работы с детьми

Работа с родителями

Октябрь

Игра-путешествие «Широка страна моя родная»

Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, о столице страны: государственные символы, государственный язык, достопримечательности; познакомить детей с понятием «столица». Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. (с.116)

  1. Ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение карты страны, области»
  2. Рассматривание государственных символов.
  3. Разучивание наизусть стихотворений В. Степанова «Флаг России», «Герб России».
  4. Рассматривание флага России и объяснить, что каждый цвет означает.
  5. Раскрашивание флага России.
  6. Книги с видами городов России.

Рисунок «Наш город глазами детей»

Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

Воспитывать уважение к труду воспитателя, расширять кругозор детей, воспитывать уважение к труду и желание быть послушным. Учить детей здороваться с воспитателями,  взрослыми, которыми они встречаются детском саду. Воспитывать любовь к своему детскому саду, району, где мы живем (район Строгино); доброжелательное отношение сверстникам (с. 84).

  1. Беседа с детьми о том, чему учат в детском саду? Любят ли они свой детский сад, гордятся им? Почему?
  2. Где самые красивые уголки нашего детского сада.
  3. Беседа о том, какие специалисты работают в детском саду.
  4. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
  5. Рисование на тему: «там, где я живу, красиво».
  6. Прогулки по территории детского сада.

Оформление папки передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

Беседа «Семья и родной дом»

Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью (с.60)

  1. Изготовление поздравительных открыток к Дню матери «Праздник мамы».
  2. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
  3. Беседа «Моя родня».
  4. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
  5.  Рисование на тему «Я и моя семья».
  6.  Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
  7. Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Тематическая беседа «Семейные реликвии»

Беседа «Что такое героизм».

Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

  1. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
  2. Чтение стихотворения С. Маршака «Дядя Степа».

Беседа с родителями о книгах для детей 5-6 лет о героизме.

Декабрь

Беседа «Русские матрешки»

Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества (с.153 - 157).

  1. Рассказать историю появления русских матрешек,
  2. Обсуждение, для чего нужны были матрешки.
  3. Историческое название «Матрешка».
  4. Художественное конструирование «Узор на круге», «Узор на квадрате».
  5. Рассматривание предметов русского народного творчества».
  6. Игра «Матрешки и мышки».
  7. Аппликация узоров на матрешке.

Развлечение на тему «Ярмарка чудес».

Творческая игра «Страна вежливости»

Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; объяснять детям значения вежливых слов; учить правильно употреблять слова и речи; обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу (с.172)

  1. Выучить стихотворение о вежливых словах
  2. Объяснить мальчикам, что они должны быть более внимательны к девочкам.
  3. Разыгрывание небольших сценок с целью закрепления материала.

Секреты воспитания в помощь родителям для домашнего применения

Январь

Праздник «Рождество Христово»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества; формировать у детей понятие»вера» развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей; воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России

  1. Художественное конструирование «Новогодний праздник», «Зимние развлечения»
  2. Беседа с детьми о празднике Рождество Христово.
  3. Знакомит с традициями русского народа.
  4. Беседа с детьми о развлечениях, которые проводили мальчики и девочки в рождественские дни
  5. Игра «Маша, ты где?»

Помощь родителей в организации праздника.

Игра-беседа «Учимся правильно разговаривать».

Познакомить детей с правилами ведения диалога со взрослыми, подвести к пониманию необходимости соблюдения правил, формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек (с.171 – 179).

  1. Ознакомление с художественной литературой (чтение рассказа «Страна вежливости»).
  2. Инсценировка и обсуждение наглядных ситуаций.
  3. Проведение «этической» зарядки «Минутка тишины», проговаривание ситуации.
  4. Игра «Правильно-неправильно».

Провести беседу с родителями «Страна вежливости».

Февраль

Беседа «Мой папа»

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении: рассказывать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье; воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье (с.61).

  1. Беседа о профессии папы литературой и развитие речи.
  2. Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».

Изготовление выставка совместных творческих работ (папа и ребенок).

Март

Игра-путешествие «Масленица».

Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре России.

  1. Беседы о празднике «Масленице».
  2. Показ презентации «Масленица -  история и обычаи».
  3. Разучивание игры «Карусель».

Помощь родителей в проведении масленицы.

Беседа-досуг «Моя мама – лучше всех», «Бабушка».

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, бабушке, стремление заботиться о них и помогать им (с.62, 67- 69).

  1. Беседа о звучании «мама» на разных языках;
  2.  Чтение стихотворение о маме и бабушке, рассматривание иллюстраций.
  3. Игра «Ма-моч-ка!».

Изготовление поздравительных открыток с родителями ко Дню 8 Марта (для бабушек).

Апрель

Игра-беседа «Помогаем взрослым».

Формировать  у  детей чуткое отношение взрослым к близким людям, окружающему миру.

Помощь родителей в уборке на территории детского сада.

Беседа «9 Мая – День Победы»

Активизировать знание детей об армии». Вызывать желание больше узнать о трудовых буднях наших воинах.

  1. Чтение стихотворений и рассказов о войне.
  2. Рассматривание иллюстраций, демонстрационного материала.

Изготовление оригами «Голубя мира».

Май

Литературная композиция «День победы».

Воспитывать уважение к празднованию Дня Победы, развивать ловкость, быстроту, умение приходить на помощь другу, воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны.

  1. Изобразительное искусство «Праздничный салют».

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины».

Формировать у детей представление о Москве – столице, главном городе России, воспитывать патриотические, гражданские чувства, формировать представлении о величии России.

  1. Просмотр презентации «Москва – главный город России».

Помощь родителей в изготовлении стенгазеты, посвященной Москве.

Ожидаемые результаты:  

  1. Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, Родине;
  3. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

 

Список используемой литературы.

  1. Ветохина А.Я, Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 192 с.
  2. Волчкова Н.В. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.
  3. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Комплексные занятия по программе  «От рождения до школы». Старшая группа (от 5 до 6 лет)./авт. Сосот. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 399 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по нравственно -патриотическому воспитанию детей в ствршей группе.

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию по месецам в старшей группе на год....

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию разработан для реализации личного творческого плана....

Перспективный план работы по нравственно патриотическому воспитанию в 1 младшей группе

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста....

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе с учетом ФГОС ДО

Разработнный перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе...

Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию

Перспективный план работыпо нравственно – патриотическому воспитаниюгруппы общеразвивающей направленности(6 – 7 лет)...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

делюсь своим планом по нравственно патриотическому воспитанию...