Главные вкладки

    Статья для воспитателей "Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога"
    статья на тему

    Горбачева Ирина Сергеевна

    Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т.д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает -  профессиональная этика.

    Специфику профессиональной нравственности  не трудно обнаружить уже в самых первых ее вариантах. Вот, например, требования, которые предъявлялись к учителю. Уже в Древней Греции имелось довольно ясное представление о поведении учителя, его нравственных качествах. От него требовалось, прежде всего, знание своего предмета, любви к детям, умение ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Как это ни покажется странным, уже тогда была проблема пьянства и от учителя требовалась трезвость. Нетрудно представить, сколь усложнилась деятельность учителя в настоящее время и сколь трудно ныне реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных ситуациях, в отношениях с современными вундеркиндами и их родителями. От учителя требуется наличие особого такта, творчества, выдержанности и общей культуры. Учитель обязан осознавать свою особую роль в обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья27.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 27 « Искорка» города Белово

    комбинированного вида»

     

     Статья для педагогов

    Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога

                                                                       

                                                   

    Горбачева И.С.

    Воспитатель.

    Белово 2017

    Профессиональная этика

    Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

    Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером [1].

    Педагогическая этика - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя.

    Специфика педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

    Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

    Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

    Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач. В числе которых:

    1. исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
    2. разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
    3. выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
    4. изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
    5. исследование характера нравственных отношений учителя с учениками,
    6. разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

          Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и  моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [2].

    Справедливость  вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и  их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками [3].

    Профессиональный  педагогический долг – одна из важнейших  категорий педагогической этики. В  этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя. К выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты школьной жизни.

    Профессиональная  честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга [1]. Наконец, педагогический авторитет учителя  – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. 

     Профессиональная нравственность

    Педагогическая мораль представляет собой  систему  общих и частных норм, правил и  обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое  [4].   

       Педагогическая  мораль –  это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она  выступает одним из регуляторов  поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

    Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.  Нравственное  сознание педагога - это  осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
          Нравственные  взгляды учителя характеризуются  полнотой и устойчивостью. Одним  из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности [3]. Педагогическая этика рассматривает нравственные                                                                                          убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.  Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

    Этические знания и нравственные  взгляды  становятся убеждениями личности в  процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

    В профессиональной педагогической этике  нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к своей профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса. 

    В основе нравственных отношений педагога лежат  зависимости между предписаниями  долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные  личностью в процессе её коллективной деятельности.

    Особенность нравственных отношений в том, что  они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

    В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения  имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.

    Педагогическая  мораль признаёт такие нормы взаимоотношений  между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

    Нравственная  деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание [5].

    В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с  основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.
    Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих  привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

    Педагогические основы нравственного самовоспитания педагога

    Самообразование, самовоспитание носят ярко выраженный личностный, субъектный характер, в отличии от обучения и воспитания, у них больше возможностей для индивидуализации. А.Я.Арет, Е.А.Климов, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский, Е.А.Панько и др. выделяют его функции: ускорение, интенсификация психического и физического развития, оптимальная самореализация собственных дарований и способностей и др. Деятельность воспитателя, «конструирующего» личность ребенка, достаточно сложна. Чтобы она была более успешной, ему необходимо владеть специфическими умениями и навыками, совершенствование которых требует определенных предпосылок. Кроме того, успех педагогической деятельности в значительной степени зависит от личностных качеств педагога. Поэтому воспитанию профессионально важных качеств личности будущего педагога необходимо уделять особое внимание. Немалая роль в этом вопросе отводится нравственному самовоспитанию педагога.    Под нравственным самовоспитанием понимается процесс целеустремленной, сознательной и планомерной работы над собой, направленный на формирование нравственной культуры личности.

     Функции нравственного воспитания в самовоспитании заключается в мотивации работы над собой; методами самовоспитания; в коррекции и стимулировании нравственного самовоспитания.                                  

    Эффективность этого процесса зависит от выполнения ряда требований:

     - должен осуществляться всей системой воспитания;

    - нравственные знания, опыт должны постоянно обогащаться, углубляться;

     - побуждения к осознанному углублению личного морального опыта происходит в процессе жизнедеятельности, образовательного процесса;

     - создание конкретных ситуаций для формирования активной позиции и проявления ее в моральном поведении [1].

    Список литературы

    1. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2013. – 237 с.
    2. Бачинин, В. А. «Этика. Энциклопедический словарь» / М.: Издательство: «Издательство Михайлова В. А.», 2014. – 288 с.
    3. Панько, Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: монография/ Е.А. Панько. – Минск: БГПУ, 2012. – 231 с.
    4. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:ЮНИТИ, 2010. - 279 с.
    5. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2011. – 203 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модельный кодекс профессиональной этики педагога

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6361959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]М...

    Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

    Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

    Кодекс профессиональной этики педагога

    в статье лаканично и точно описон педагог...

    Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.

    В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и  анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта...

    Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 20»

    Модельный кодекс Профессиональной этики педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад присмотра и оздоровления № 20»  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ2 В...

    Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.

    Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства  выдвинут  научно- теорет...