Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей
статья (подготовительная группа) на тему

Решение задач нравственного воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей

Нравственное воспитание-процесс двусторонний .  С одной сторон, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем- воспитание начал гуманизма, гуманных отношений, между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.д.); формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважение  и симпатия к трудящимся, воспитание трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться. Осуществляя во  взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребёнка, воспитывает  привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке. Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребёнка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.

Для более успешного выполнения задач нравственного воспитания, для формирования у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, были выделены группы методов, одним из которых является: знакомство с художественной литературой. И одним  из видов литературы является русский фольклор, который представляет собой одно из звеньев в нашей национальной культуре. А продолжателями этой культуры являются наши дети, это дети которым прививается любовь к Родине, к её традициям и обычаям, прошедших много веков и не потеряв своей ценности и поучительности. И для этого мы  и начинаем вводить ребёнка в мир народного фольклора. К нему относятся и русские народные сказки, очень любимые детьми разного возраста. Ведь сказка для детей - это прежде всего эмоционально  окрашенное зрелище, которое будоражит фантазию. Ребёнок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша. Но ребёнку трудно самому распознать идейный замысел сказки. Русский народ- мудрый народ, в каждом слове, в каждой строке сказки скрыта мудрая мысль. Это понимает взрослый человек, а ребёнку надо помочь увидеть, понять нравственную истину. И для того, чтобы использовать сказки для воспитания нравственности, взрослый сначала должен сам понимать глубокий смысл данной сказки, какие идеи нравственности заложены в образе каждого отдельного героя. И только тогда он может донести эту идею до ума ребёнка, и только тогда взрослый может поучать детей используя примеры из известных сказок. Сказка-это не примитивность жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребёнком прежде чем, он будет готов воспринимать сложные вещи, с которыми взрослый начнёт знакомить детей дальше, с тем как надо поступать, а как нельзя и почему. И здесь нередко будут вспоминаться герои разных сказок, их качества, которыми они были наделены, поступки в разных ситуациях. С помощью педагога  дети будут учиться постигать мудрость сказки, находя в ней правду и истину. А поняв о чём говорит сказка, дети начинают сопоставлять положительные и отрицательные поступки и качества с качествами и поступками  как положительных так и отрицательных героев сказок. Нашей задачей является умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озаряли сердце ребёнка, чтобы сказка подспудно готовила ребёнка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "значение русской народной сказки в нравственном воспитании детей"

Творческое название проекта "Сказка ложь, да в ней намёк..."Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка....

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей".

Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей" была подготовлена в рамках работы по самообразованию  " Воспитание нравственных ка...

Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: Выявление роли русских народных сказо...