"Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста"
статья на тему

Власенко Наталья Павловна

Cколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать наших детей,

Пытливых, добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон

Пишут ученые и писатели

И методисты и воспитатели,

Пишут о строгости и такте,

Что благо, а что для учебы – враг

Как быть? Да внушать можно и  то, и се,

А средство, по-моему, всем по росту,

Люби детей, будь добр и вежлив во всем

Вот так это сложно и очень просто!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_povedeniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска

высшей кв. категории Власенко Наталья Павловна

Cколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать наших детей,

Пытливых, добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон

Пишут ученые и писатели

И методисты и воспитатели,

Пишут о строгости и такте,

Что благо, а что для учебы – враг

Как быть? Да внушать можно то и се,

А средство по-моему, всем по росту,

Люби детей, будь добр и вежлив во всем

Вот так это сложно и очень просто!

  Я работаю воспитателем 10 лет.  Тема нравственного воспитания, воспитания культуры поведения лежит в основе моей работы с дошкольниками.

 Считаю формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды.

 Как бы разносторонне мы не будем развивать наших детей, если мы не научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего. 

То, что несут нашим детям телевидение окружающая среда, семья сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей, детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. И начать, я считаю, нужно с нашей культуры и прежде всего с себя, а дети научатся у нас.

Ученным можешь ты не быть- культурным просто быть обязан.

Свою работу по воспитанию культуры поведения дошкольников начала с углубленного изучения  теории по этой теме. Схематично я оформила ее содержание: что лежит в основе культуры, что она предполагает, на что ориентирована.

      Выявив основные проблемы в воспитании культуры поведения дошкольников:  трудности в понимании и выражении эмоций, в культуре общения со сверстниками и взрослыми, в культуре речи, культура за столом, примитивные знания правил этикета для девочек и мальчиков и др. я,  согласно программе воспитания и обучения,  определила задачи воспитания культуры поведения по кварталам для  старшего дошкольного возраста и согласно им составила перспективные планы по разным видам деятельности, которые  способствуют формированию у детей привычки быть вежливым, соблюдать правила культуры поведения за столом,  в общественных местах и т.п.

Чтобы работа была еще более эффективной, много сделала для создания развивающей среды. Изготовила разные виды  игр и пособий.

Далее определила формы работы и условия, при которых возможно усвоение детьми норм и правил поведения.

 Затем выделила  основные направления и этапы работы, на каждом из которых проводится знакомство по принципу - от простого к сложному  раскрытие этапов.

На  первом этапе идет знакомство с пиктограммами эмоций, настроений. Многие дети затруднялись выражать разные эмоции и понимать их.   Если ребенок не умеет  выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. С детьми рассматривала  альбомы, проводила игры: «Наше настроение», «Угадай эмоции».

На одном из занятий  дети сравнивали настроение с цветом, запахом, погодой, значением слова.

На втором этапе  дети учатся связывать эмоций с жестами и мимикой.  С помощью игровых упражнений «Скажи без слов», «Угадай, что хочу сказать» дети изображают пантомимой то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением и мимикой, жестами.

      На третьем этапе знакомлю детей с волшебными словами: приветствия, прощания, просьбы, извинения.  Дети учатся говорить эти слова с разной интонацией и настроением. Это помогает объяснить детям великое значение слова. Оно звучаит красиво и становится по-настоящему добрым, если  сказано с доброй интонацией, от сердца, с душой и наоборот – может ранить, если звучит грубо.

На четвертом этапе работы идет знакомство с правилами культуры поведения за столом, в общественных местах и т. п. С детьми разыгрываются ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре» знакомят детей с правилами поведения в гостях в общественных местах. Игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» - с  правилами этикета для девочек и мальчиков.

Чтение художественных произведений по соответствующей теме заканчиваются  игрой-драматизацией эпизодов из этих произведений,  это помогает детям не только оценивать поступки героев, но и выражать их характер и поведение с особыми эмоциями и интонациями речи.

Когда большинство правил культуры поведения усвоено детьми,  подвожу их к самому трудному для них этапу – умению оценивать поступки сверстников и свои. Фея Вежливости дарит «Сундучок хороших поступков». В течение дня за хорошие поступки дети получают фишки, после оценки этих поступков самими детьми и их сверстниками. Это очень стимулирует детей, поощряются и те ребята, которые честно признаются в своих отрицательных поступках и стараются их исправить.

     Затем «сундучок» Фея Вежливости забирает, выразив надежду, что дети подготовительной группы стали уже взрослыми и добрые поступки они готовы совершать не ради фишек и призов, а просто потому, что добро делать всегда приятно.

За годы работы я заметила то, что дети правила поведения усваивают, пропуская через себя. Да и как иначе? Если ребенок умеет видеть и создавать прекрасное, то из сердца его будет идти только хорошее, а значит, он не пройдет мимо чужой беды. Поэтому тему воспитания культуры поведения я связываю еще и с темой развития творческой активности, материал по которой накоплен и разработан мною ранее.

Также, воспитание культуры поведения я тесно связываю с задачами социально-нравственного воспитания. Знакомя детей с историей малой и большой Родины, традициями наших предков, подвигами героев ВОВ, достопримечательностями края, района, подвожу детей к обсуждению вопроса: «Можно ли, живя в такой прекрасной стране, с героями войны, труда и т.д. быть грубыми, невежливыми, невоспитанными?!»  

Учитывая факторы влияния и необходимого взаимодействия в воспитании ребенка воспитание культуры поведения невозможно без личного примера взрослых в семье, поэтому свою работу выполняю в тесном контакте с родителями:  провожу  анкетирование, консультации, собрания по этой проблеме, КВН «Этикет для родителей» и другие мероприятия.

Разного рода наглядность в уголке для родителей: папки-передвижки, газеты, помогают мне раскрыть перед родителями великую роль их положительного примера в воспитании культуры поведения их детей.

Такая совместная планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, дает хорошие всходы - мои дети умеют общаться, внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим.  Соблюдение правил поведения для них - норма. Они не только знают как себя вести, но и ведут, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для ...

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста

Материал направлен на воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения....

Консультация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

laquo;Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания» -  В. А. Сухомлинский....

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста.

1. ВведениеЦели,задачи.Актуальность темы.Поисковая работа.Предполагаемые результаты.2.Содержание       3.Заключение.3.1 Результаты работы.4.Литература.5.Приложения.5.1 Ко...