Проявление одаренности у детей дошкольного возраста
статья по теме

Казанцева Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. В статье отмечена необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также говорит об особенностях работы с одаренными детьми. В данной работе выделены  моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе направления деятельности. В статье рассматривается целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к личности, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Проявление одаренности у детей дошкольного возраста

Казанцева Татьяна Александровна

        Россия, г.Новоульяновск

МДОУ Детский сад « АБВГДейка»

                                                                     воспитатель, n1i9n4a8@bk.ru

    Мир детства – чудесный островок, жители которого познают окружающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чувствуют. Дети  ежедневно погружаются в различные виды деятельности, которые помогают им раскрыть творческие способности.

    Современное общество, темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности.

   В настоящее время в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом современного общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, сможет следовать современному жизненному ритму, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. И решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Практика детских садов, педагогические исследования доказывают, что начало развития творческих способностей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности.

    Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Так  что же  такое одаренность? И как относиться к одаренным детям, как педагогически грамотно работать с ними. Исходя из этого важным является не столько научное обоснование одаренности, сколько способы их выявления, развития и социальной реализации.

     Имея, незаурядные способности они могут достигать блестящих результатов. В личности ребенка одаренность проявляется как яркая индивидуальная способность в той или иной человеческой деятельности. И хотя направленность и качество одаренности обусловлены природой, генетическими условиями, практически каждый ребенок наделен такими же  возможностями и в достаточных условиях может развивать их  в себе.

Вместе с тем, к любому ребенку следует относиться с ожиданием и надеждой: в самом обыкновенном и незаметном из них нередко могут «скрываться» еще нераскрытые признаки одаренности. Только при внимательном индивидуальном подходе или особо благоприятных обстоятельствах имеющиеся потенциальные возможности могут вспыхнуть и разгореться. Главное здесь не пропустить зарождающийся талант, помочь выявить скрытые способности одаренных детей и направить их развитие в нужное направление.

    Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты всестороннего психологического обследования, так и сведения о достижениях ребенка в детском учреждении, получаемые путем опроса родителей, педагогов .К сожалению, иногда очень трудно определить специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Поэтому чаще всего одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться.        

    Да, увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция, либо серьезная психологическая подготовка. Несомненно трудно увидеть творческую одаренность, но еще труднее ее развивать. Поэтому перед  нами, педагогами, стоит задача не только целенаправленно работать с яркими талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самовыражения всех детей.

   Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделен яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  в том или ином виде деятельности. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Они могут буквально часами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно труд и игра. Все их переживания, интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий. Они способны терпеть неудобства, притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе, отстаиванию своего права на творчество. В результате ребенок может почувствовать себя даже одиноким  и у него возникнет ощущение, что его никто не понимает.

    У одаренных детей, благодаря ярко выраженной потребности в познании, связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность - чтение, решение задач, составление рассказов, доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются с огромной скоростью.  

Развитие и работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил.

    Но есть факторы,  которые препятствуют и  сдерживают развитие одаренности в детях. Среди них не только отсутствие социально-материальной базы, поля проявления разнообразной талантливой деятельности детей, их творчества, но и автоматизированные и механизированные системы обучения. Отрабатывая навыки исполнительства, послушания, внешней дисциплины, они  подавляют  в детях одаренность, являющуюся на свет как результат единства самоорганизации и творческой интеллектуальной свободы.

    Поэтому основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду являются :

  1. Создать условия для развития одаренного ребенка (решается средствами проектной, развивающей, методической, организационной работы)
  2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка (решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель)
  3. Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства (решается в средствами педагогической и психологической диагностики).
  4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Важно помнить, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети станут опорой для процветания общества.

Поэтому особо важная задача  воспитания и обучения одаренных детей – это  поддержка и развитие индивидуальности одаренного  ребенка.

Литература:

  1. Авдеева Н.И. Одарённые дети. М.: Академия.2008.176 с.
  2. Ковалькова О.Н.Одаренность: проблемы, испытания М.: Академия,2010.226с.
  3. Семянникова  Ю.П.Выявление и развитие одарённых детей. М: Педагогика, 2003.115 с.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: 2004,с.336
  5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000. 136с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...