статья "Занимательная экология для дошкольников"
статья на тему
В статье раскрыт опыт работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Данны ссылки на интересный экологический материал в игровой форме с использование ИКТ-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_kopilka_statya_zanimatelnaya_ekologiya_dlya_doshkolnikov.docx | 283.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа входит в человека и дыханием, и пищей, так что человек не может не чувствовать себя частью ее и ее частью себя. Л.Н.Толстой, Дневник. 2 января 1899 …люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет... Л.Н.Толстой, «Казаки». 1863 |
методическая копилка
«Занимательная экология для дошкольников»
Кручинкина Альбина Фахразиевна
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты
Русова Анна Георгиевна
воспитатель высшей квалификационной категории компенсирующей группы
МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, охотился, занимался рыбным промыслом, строил заводы и фабрики, ... - не задумываясь о последствиях. А природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами.
2017 год объявлен в России годом Экологии. Экологические проблемы - это проблемы всего населения планеты.
Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным? Л.Н.Толстой, «О воспитании» |
С экологией как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое актуально всегда, т.к. деятельность человека в мире природы возрастает с приходом технологий и инноваций. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения ребёнка с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры. Целью экологического воспитания дошкольников является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Экологическое образование должно решать три основные задачи:
- формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
- развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
- формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Экологическому воспитанию в учебно-воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста уделяется огромное количество времени. Это и непосредственно образовательная деятельность (занятия, экскурсии, опыты, игры, развлечения и т.д.), с доступностью ИКТ-технологий - просмотр образовательных и развлекательных передач, интерактивные игры, чтение художественной и познавательной энциклопедической литературы, ...- методы и приёмы работы известны всем педагогам.
Наши ребята проживают на крайнем севере и испытывают «голод» в общении с природой. Она богата, но зимой очень холодно, а летом родители, как правило, вывозят детей в южные регионы. И у нас возникли вопросы: «Каким доступным, интересным и увлекательным способом познакомить детей с природой Родного края?», «Как вызвать у детей желание охранять природу от её уничтожения и загрязнения, и учить людей бережно к ней относиться?». Ведь мы постоянно говорим детям, что природа - это наш друг.
Решение пришло само – собой. Владея ИКТ-технологиями, умениями работать в разных программах компьютера мы выпустили в издание «Азбуку Эколёнка Республики Коми». Прочитав её, Вы и Ваши малыши дошколята, узнаете много интересного о животных и растениях, о природных памятниках Коми, т.е. познакомитесь с экологией нашей Республики. А помогут Вам в этом лесные герои – Умница, Ёлочка, Шалун и Тихоня. Они проведут Вас по страницам книги и будут знакомить с интересными фактами экологической тропы Коми Республики. Вы узнаете, что такое «айсберг», где в Республике Коми расположены «Богатырь-скалы», кто были первыми геологами, открывшими наши земли, какие растения и животные нашей Республики занесены в «Красную книгу» России и ещё много-много интересного.
На основе данной азбуки была создана в программе PowerPoint Slide Show игра-викторина «По страницам «Азбуки Эколёнка Республики Коми» цель которой - систематизация экологическо – познавательных знаний детей старшего дошкольного возраста о Республике Коми через игру-викторину посредствам информационно - коммуникативных технологий.
Для детей младшего дошкольного возраста творческий коллектив нашего ДОУ начал разработку игровых презентаций по лексическим темам календарного планирования воспитательно-образовательной программы обучения и развития малышей. Создана игра по лексической теме «Деревья». Расширяя, таким образом, знания детей о деревьях Родного края и их значении в жизни людей, Вы будете способствовать развитию его речи, мышления, навыков деятельности, экологическую культуру.
Авторским коллективом педагогов, родителей и воспитанников ДОУ создана познавательная презентация (фильм) для детей старшего дошкольного возраста «Изобретения человечества и экология» (по лексической теме «Транспорт»).
Существует мнение специалистов, что иллюстрации с чёткими понятными изображениями могут вызвать даже большую речевую и двигательную активность, чем реальные предметы. Это мнение мы поддерживаем, тем более что, проживая на крайнем Севере, как уже было отмечено выше, наши дети испытывают «голод» в общении с природой Родного края.
Предлагаемые материалы являются универсальными и могут эффективно использоваться в групповых занятиях в детских садах, развивающих центрах для дошкольников, в индивидуальных занятиях, для домашнего чтения с ребёнком в виде журнала или отдельно взятых игровых карт.
Материалы презентации включают увлекательные задания, истории, динамическую паузу, карточки, стимулирующие познавательную активность дошкольников, рисунки, чтение художественных произведений, мнемотаблицу и т.д.
С материалами «Азбуки Эколёнка Республики Коми» Вы можете ознакомиться на следующих сайтах:
- http://www.11katyusha.ucoz.ru – сайт МБДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида «Катюша» города Воркуты;
- Образовательный портал «Продлёнка», пройдя по ссылкам на страницы педагогов нашего ДОУ: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/156295.html - Русова Анна Георгиевна; http://www.prodlenka.org/ - Кручинкина Альбина Фахразиевна;
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: http://nsportal.ru/kruchinkina-albina-fahrazievna; http://nsportal.ru/rusova-anna-georgievna;
- Официальный сайт международных и всероссийских конкурсов «Гордость России» - http://gordost-russia.ru/;
- Фестиваль международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России» - http://dk-talant.ru/.
Весь наш мир так неповторим и так прекрасен!
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
статья подготовлена по материалам:
Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под ред. Саморуковой. М., 1992. – 78с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. – 94с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие с капелькой воды Конспект занятия по экологии для дошкольников
Путешествие с капелькой водыКонспект занятия по экологии для дошкольников...
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...
Стихи об экологии для дошкольников.
Экологические стихи....
консультация для педагогов "Экология для дошкольников"
Консультация для воспитателей по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7395302","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"421"}}]]...
картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
Интересные и познавательные игры....
Программа кружковой деятельности «Экология для дошкольников» (для детей 3-7лет)
Пояснительная запискаСовременные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического со...