"Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду"
консультация по теме

 

Нетрадиционные формы работы

 с родителями в детском саду

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

- родительские собрания 3 раза в год;

- индивидуальные и групповые беседы;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

- консультации для родителей;

- дни открытых дверей.

Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. Всю свою работу я разделила на три этапа, составила план, по которому работала далее.

I этап - информационно-аналитический

1. Изучение литературы:

- "Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова

- "Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова

- "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева

- Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.

2. Посещение методического объединения по теме: "Взаимодействие детского сада и семьи: проблемы и подходы"

На этом этапе я изготовила пособие "Хочу все знать" - это дерево, выпиленное из толстой фанеры, покрытое зеленой тканью. Рядом лежат стикеры в форме листочков ,а родители имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать и приклеить на дерево. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными, например: "Почему яблоки полезные?", "Почему в Африке нет зимы?". Если это детские вопросы, то мы ищем ответы вместе с детьми в книгах, энциклопедиях; если вопрос касается воспитания и развития ребенка, то эту информацию подбираю я сама. Чтобы было удобнее и мне, и родителям я сделала рукописные журналы "Для, Вас, родители!", в которых поместила как раз ту информацию, которой интересовались родители, а в конце журнала родители оставляют свои отзывы о журнале и новые вопросы.

II этап - внедрение в практику

1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.

2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Определение линии педагогического общения с семьёй.

4. Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации.

5. Подбор педагогических ситуаций, их решения.

6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр).

7. Совместный подбор с родителями материала для папки передвижки (фото, статьи, истории).

8. Подготовка к празднику "День матери"(конкурсы, сценарии, игры).

9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, "правил общения".

На этом этапе я подготовила анкеты для родителей и провела анкетирование, затем проанализировав их, выявила общую проблему - родители не умеют общаться с детьми. В связи с этим провела консультацию на тему "Понимаем ли мы друг друга?", далее у нас был круглый стол "Мелочи воспитания или родители - гиды на пути познания". Через некоторое время мы устроили День открытых дверей и пригласили родителей на занятие "Давайте друг другу делать комплименты", а потом совместно с родителями оформили папку-передвижку "Как я здорово живу!". К празднику "День матери" готовились вместе с папами (делали сюрприз для мам) - пели частушки, показали сценку и, конечно, поиграли. Далее уже совместно с психологом, логопедом мы оформили журнал для родителей "Как можно общаться с ребенком".

III этап - заключительный

1. Подбор материала для родителей на тему "Коммуникативное общение" (выставка)

2. Тренинг коммуникативных умений для родителей

3. Деловая игра "Технология безоценочного общения с ребёнком"

4. "Детский сад и семья - лучшие друзья" (педагогические игры с родителями)

5. Изготовление портфолио группы

6. Семейные альбомы, газеты

7. Подговка к маршрутам выходного дня

На этом этапе консультирование на тему "Как наше слово отзовется" для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребёнка и его социализации) и обязательно с выставкой книг и журналов. В сентябре мы проводили собрание и включили в него тренинг для родителей "Как отвечать на детские вопросы". Было проиграно много разных ситуаций (родители побывали в роли детей, мы в роли родителей). Думаю, что некоторые родители смогли понять, какие ошибки они допускают в общении с детьми, чему им нужно ещё научиться. Затем мы решили запечатлеть все свои достижения в группе с детьми в "Портфолио нашей группы". Для этого мы приобрели альбом для фотографий формата А4 и разместили там фотографии с праздников, конкурсов, нашей повседневной жизни и обязательно к каждой аннотация в стихотворной форме. Родители и дети были в восторге. Родители стали более активными и изъявили желание сделать "Семейный альбом" (на каждую семью хватило по две странички - на одной семейная фотография, на другой - традиции этой семьи). Очень сложно было организовать родителей пойти куда-нибудь в выходной день, но такие моменты настали, шли мы к ним долго и упорно. Сначала я вывешивала в родительский уголок информацию о том, куда можно пойти с ребенком в выходные (кукольный театр, планетарий, краеведческий музей, речпорт, Мамаев Курган), обязательно расписание, репертуар, название лекций, выставок. Потом просила детей и родителей зарисовывать самое интересное, что им запомнилось. А затем у нас была выставка совместных работ (детей и родителей) "Угадай, где я был?".

Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но я уже вижу результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель). А мы - воспитатели -получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Используемая литература.

1. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005

2. Свирская Л.В. "Работа с семьей: необязательные инструкции", Линка-Пресс, Москва, 2007 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы

 с родителями в детском саду

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:

- родительские собрания 3 раза в год;

- индивидуальные и групповые беседы;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

- консультации для родителей;

- дни открытых дверей.

Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. Всю свою работу я разделила на три этапа, составила план, по которому работала далее.

I этап - информационно-аналитический

1. Изучение литературы:

- "Работа ДОУ с семьёй" А. В. Козлова

- "Родительские собрания в ДОУ" О. Л. Зверева, Т. В. Кротова

- "Система сопровождения родителей" М. В. Тимофеева

- Изучение опросника родительского отношения А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.

2. Посещение методического объединения по теме: "Взаимодействие детского сада и семьи: проблемы и подходы"

На этом этапе я изготовила пособие "Хочу все знать" - это дерево, выпиленное из толстой фанеры, покрытое зеленой тканью. Рядом лежат стикеры в форме листочков ,а родители имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать и приклеить на дерево. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными, например: "Почему яблоки полезные?", "Почему в Африке нет зимы?". Если это детские вопросы, то мы ищем ответы вместе с детьми в книгах, энциклопедиях; если вопрос касается воспитания и развития ребенка, то эту информацию подбираю я сама. Чтобы было удобнее и мне, и родителям я сделала рукописные журналы "Для, Вас, родители!", в которых поместила как раз ту информацию, которой интересовались родители, а в конце журнала родители оставляют свои отзывы о журнале и новые вопросы.

II этап - внедрение в практику

1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.

2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка.

3. Определение линии педагогического общения с семьёй.

4. Подготовка литературы (книг, статей, буклетов) для консультации.

5. Подбор педагогических ситуаций, их решения.

6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр).

7. Совместный подбор с родителями материала для папки передвижки (фото, статьи, истории).

8. Подготовка к празднику "День матери"(конкурсы, сценарии, игры).

9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, "правил общения".

На этом этапе я подготовила анкеты для родителей и провела анкетирование, затем проанализировав их, выявила общую проблему - родители не умеют общаться с детьми. В связи с этим провела консультацию на тему "Понимаем ли мы друг друга?", далее у нас был круглый стол "Мелочи воспитания или родители - гиды на пути познания". Через некоторое время мы устроили День открытых дверей и пригласили родителей на занятие "Давайте друг другу делать комплименты", а потом совместно с родителями оформили папку-передвижку "Как я здорово живу!". К празднику "День матери" готовились вместе с папами (делали сюрприз для мам) - пели частушки, показали сценку и, конечно, поиграли. Далее уже совместно с психологом, логопедом мы оформили журнал для родителей "Как можно общаться с ребенком".

III этап - заключительный

1. Подбор материала для родителей на тему "Коммуникативное общение" (выставка)

2. Тренинг коммуникативных умений для родителей

3. Деловая игра "Технология безоценочного общения с ребёнком"

4. "Детский сад и семья - лучшие друзья" (педагогические игры с родителями)

5. Изготовление портфолио группы

6. Семейные альбомы, газеты

7. Подговка к маршрутам выходного дня

На этом этапе консультирование на тему "Как наше слово отзовется" для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребёнка и его социализации) и обязательно с выставкой книг и журналов. В сентябре мы проводили собрание и включили в него тренинг для родителей "Как отвечать на детские вопросы". Было проиграно много разных ситуаций (родители побывали в роли детей, мы в роли родителей). Думаю, что некоторые родители смогли понять, какие ошибки они допускают в общении с детьми, чему им нужно ещё научиться. Затем мы решили запечатлеть все свои достижения в группе с детьми в "Портфолио нашей группы". Для этого мы приобрели альбом для фотографий формата А4 и разместили там фотографии с праздников, конкурсов, нашей повседневной жизни и обязательно к каждой аннотация в стихотворной форме. Родители и дети были в восторге. Родители стали более активными и изъявили желание сделать "Семейный альбом" (на каждую семью хватило по две странички - на одной семейная фотография, на другой - традиции этой семьи). Очень сложно было организовать родителей пойти куда-нибудь в выходной день, но такие моменты настали, шли мы к ним долго и упорно. Сначала я вывешивала в родительский уголок информацию о том, куда можно пойти с ребенком в выходные (кукольный театр, планетарий, краеведческий музей, речпорт, Мамаев Курган), обязательно расписание, репертуар, название лекций, выставок. Потом просила детей и родителей зарисовывать самое интересное, что им запомнилось. А затем у нас была выставка совместных работ (детей и родителей) "Угадай, где я был?".

Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но я уже вижу результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель). А мы - воспитатели -получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Используемая литература.

1. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005

2. Свирская Л.В. "Работа с семьей: необязательные инструкции", Линка-Пресс, Москва, 2007 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду.

Статья поможет разобраться в отношениях между родителями и детским садом, родителями и детьми....

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об обра...

Долгосрочный проект с родителями «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» (с детьми средней группы от 4 до 5 лет, воспитатели Козлова А.Х., Крупка С.С.)

Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей.Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотиви...

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...

«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Семья для ребёнка –  источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...

Долгосрочный проект с родителями «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» (с детьми средней группы от 4 до 5 лет)

Данный проект разработан для работы с родителями, чтобы адаптация детей проходила более быстро, ведь настроение деток зависит от их родителей...