Роль игры в жизни детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Балахонова Наталья Анатольевна

По мнению многих педагогов, игра имеет огромное значение в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

1.4. Роль игры в жизни детей раннего возраста

По мнению многих педагогов, игра имеет огромное значение в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов);
  2. настольно-печатные (это парные картинки, лото, домино, классификация картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков, рассказ о картинке);
  3. словесные игры («Отгадай-ка», «Похож – не похож», «Назови одним словом», «Летает – не летает»).

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, сюрприза, интригующего вопроса и т.д. Воспитатель с самого начала и до конца игры должен вмешиваться в ее ход: отмечать удачные решения, подбадривать застенчивых детей, вселять в них уверенность в своих силах и т.д.  Дидактические игры на занятиях являются наиболее соответствующей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Поэтому в наших группах все  занятия – это игры (чтение различных потешек, занятия с куклой Катей, «Кто как кричит?», «Диванчики для матрешек» и т.д.)  Дидактические игрушки в нашей группе находятся в доступном для детей месте, и они с удовольствием в них играют: это матрешки, пирамидки, башенки, кубики и др.

Дидактические игры в группах раннего возраста являются также методом обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее  сюжет.

Самостоятельная игра детей является одним из важнейших путей воспитания ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему мы научили его на занятиях. В самостоятельных играх инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит от самого ребенка, хотя взрослый следит за игрой и по мере необходимости руководит ею.

Многие дети в самостоятельной игре воспроизводят показанные педагогами действия. Заворачивают куклу в одеяло, укладывают спать в кровать, кормят, катают в коляске. Строят домик для петушка, строят из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, гараж, ворота и др.). Наблюдения за игрой и анализ ее содержания, позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу с детьми раннего возраста. Именно в процессе самостоятельной игры воспитатель должен всячески развивать у детей зачатки коллективизма.  

Игры для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики обогащают чувственный опыт детей. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, одни предметы твердые, другие мягкие, одни тяжелые, другие легкие и т.д. При действиях ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые т.д. Различна и окраска предметов – дети чувственно воспринимают различные цвета.  

Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности. Подвижные игры проводятся как в группе, так и на прогулке («Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Заинька» и другие). Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр. необходимо поощрять игровую инициативу малыша, подключать к его игре, если он об этом просит, играть увлеченно. Дети очень любят хороводные игры.  Даже самые маленькие дети с удовольствием играют в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в жизни ребёнка раннего возраста

Консультации для родителей по развитию игровой деятельности детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"

Игры на развитие восприятия,внимания,памяти.Развитие словесной и зрительной памяти.Игры на развитие творческих способностей.Основные правила развития игры....

Консультация для родителей « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин

Консультация  для  родителей « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14  г.Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

«Роль игры в жизни ребёнка раннего возраста»

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

"Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....