Главные вкладки

    Роль игры в жизни ребенка
    методическая разработка на тему

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх также, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезно. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sobranie_rol_igry_v_zhizni_rebenka.docx30.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание «Роль игры в жизни дошкольника»

            Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

             Задачи: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семье, с разными видами игр.

    Ход: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу поговорить с вами о роли игры в жизни ребенка.  Для начала мы с вами поприветствует друг друга, но сделаем это необычным способом.

    Игра с родителями:

    Игра – приветствие «Цветные ладони»

    Цель:  Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.

    Родители хаотично двигаются. Педагог держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

    -Молодцы! Присаживайтесь.

    Итак, начнем. Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх также, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезно. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

    Игра-задание Игра в непосредственно – образовательной деятельности – это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Давайте посмотрим на себя со стороны. Мы, какие? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?

    Я предлагаю вашему вниманию следующее задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете часто так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, редко - жёлтого, никогда - синего.

    1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
    2. Рассказываю о своих играх в детстве
    3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
    4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
    5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
    6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
    7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку

    Обобщение:
    Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

    Результаты анкетирования. Вчера вы заполняли анкету. Анализируя результаты данной анкеты хочу отметить, что на вопрос если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия? Половина родителей ответили, что включатся в игру и будут играть с ребенок, а другая половина  ответила если останется время….. А практика показывает, что времени как всегда не хватает – правда ведь, уважаемые родители?! Наиболее распространенными играми детей являются конструктор, ролевые (магазин, дочки-матери), куклы, мягкие игрушки, пазлы, лего. Очень мало родителей при выборе новой игрушки учитывают самый важный момент в данном возрасте – игрушка должна способствовать развитию! 

    На вопрос: если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях? Большинство родителей сломанную игрушку выкидывают. Как вы думаете, что таким поведением мы формируем в детях?

    Как вы думаете, что развивается с помощью игры? (вопрос родителям)

    Возможности игры огромны, они:

    - развивают познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение;

    - тренируют наблюдательность, ум;

    - развивают творческие способности детей;

    - формируют эмоционально-личностную сферу ребенка;

    - способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;

    - учат самодисциплине, настойчивости, выдержке - всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

    Все игры делятся на группы:

    Сюжетно-ролевые

    Дидактические

    Подвижные

    Пальчиковые

    Строительные: как с природным материалом, так и со строительным конструктором.

    Сегодня мы познакомимся с каждой группой более подробно:

    1. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Такие

    игры дают участникам широкий набор способов поведения, их действия нельзя заранее предугадать. Подвижные игры развивают ловкость, быстроту реакции, смекалку.

    У детей огромное количество энергии, им необходимо постоянно двигаться . Малыши развиваются, познавая мир, приобретая двигательные навыки и рефлексы. Для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию , детям дошкольного и младшего школьного возраста необходимы подвижные игры, которые, помимо прочего, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую  систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т.д.

    Пальчиковые игры Пальчиковые игры являются одними из самых важных в развитии ребенка. Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «справа», «слева». Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики, воображения, тренировки памяти  и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

    Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи.

    Дидактические игры – это игры, которые специально разрабатываются для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления. Развивающие (дидактические) игры помогают детям  с помощью взрослого  или самостоятельно развивать свои интеллектуальные  и творческие способности , а также уже имеющиеся коммуникативные навыки.

    Игра дидактическая «Фрукты и овощи» Сейчас вам необходимо разделиться на 2 команды. По моему сигналу необходимо в корзинки отобрать одной команды фрукты, другой овощи. Кто быстрее справится с этим.

    Игра «Описание игрушки» Уважаемые родители, дайте, пожалуйста, полное описание нашей матрешке.

    («Наша неваляшка очень красивая, — говорит педагог. — У нее большие синие глаза...» (длинные ресницы, румяные щеки).

    «Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» — спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)(

    «Наша неваляшка — веселая игрушка, — продолжает воспитатель. — Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.

    Свободная сюжетно-ролевая игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы. Это


    состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребѐнка реального, ощутимого продукта, в ней всѐ условно, всѐ «как будто», «понарошку».

    Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

    Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

    Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.

    Сюжетно-ролевые игры в детском саду, как и на игровой площадке или в квартире, выполняют целый ряд функций:

    Во-первых, это социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.

    Во-вторых, сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют коммуникативную функцию. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!


    В-третьих, это деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счѐт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т.д.)

    В-четвертых, сюжетно-ролевые игры выполняют функцию самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.

    И, наконец, сюжетно-ролевые игры осуществляют функцию коррекционную (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)

    Ролевую игру отличает непременное наличие вымышленной ситуации и сочетание экстремальности, интерпретации с четко заданными правилами. Обязательно необходимо вместе с детьми проанализировать условия и возможность проведения ролевой игры, собрать и подготовить «инвентарь» - комплекты для таких игр, представляющие собой специально созданные с этой целью игровые наборы профессиональных предметов, детской посуды, мебели, овощей и фруктов, оборудования и т.д. и т.п. А если есть возможность – и ролевые костюмы (моряка, повара, военного – всевозможные варианты, в зависимости от игры).

    Тогда игра становится для ребенка еще более реалистичной, доставляет еще больше эмоций. Ролевые игры подразумевают ознакомления участников с текстом игры, изучение возможностей участников и распределение ролей,

    выбор места и оформление игровой территории, желательно – организацию театрального начала и конца игры.

    Ситуация для анализа.

    Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

    • Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила: не надо скандалить, мой папа никогда не ругается. И пить вино это плохо, добавляет Женя. Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает... убежденно сказал Слава и, набрав удлиненные детали строителя, добавил: Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

    Вопросы родителям.

    1. Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
    2. Почему, по вашему мнению, она сложилась?

    Вопрос родителей.

    Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

    Вопросы родителям.

    1. Почему ребёнок не хочет играть один?
    2. Как обучить ребёнка умению играть?

    Воспитатель.

    Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

    С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

    Чему обучается ребёнок в игре?

    1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

    2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

    3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

    4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

    5. Уважать себя и верить в себя.

    6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

    7. Свободно выражать свои чувства.

    8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

    9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

    10. Делать выбор.

    Советы взрослым

    1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

    2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

    3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

    4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

    Игра с ребѐнком научит нас:

    Говорить с ребѐнком на его языке;

    Преодолевать чувство превосходства над ребѐнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

    Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

    Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

    Любить детей такими, какие они есть!

    Мини – тест «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка»

    Хотите узнать, кем станет ваш малыш? Присмотритесь к его любимым игрушкам. Игрушка для малыша не просто забава, это уменьшенная модель окружающего мира.

    Играя, ребенок учится действовать, мыслить и выстраивать свои отношения с другими людьми. Поэтому игрушечные предпочтения позволяют не только лучше узнать его характер, но и заглянуть в будущее.

    Конструктор

    Дети, которые предпочитают возиться с конструктором – упорны, усидчивы и терпеливы. Конструирование развивает логику, учит концентрировать внимание, приучает к самостоятельности. Ребенок, с наслаждением возводящий сооружение из конструктора, как правило, любит точные науки. Это будущие математики, программисты, системные администраторы или архитекторы.

    Солдатики

    Солдатики - любимая игрушка многих мальчиков. Игра в солдатики способствует развитию полноценной личности, ведь это не просто игра, а целая игрушечная армия, которая требует стратегии, иерархии, вырабатывает интерес к детям и учит смотреть на все со стороны. Игру с солдатиками любят дети с задатками лидеров и кем они станут в будущем трудно сказать, но на «вторых» ролях ваш малыш точно не останется.


    Машинки

    В машинки играют дети, которые хотят быстрее повзрослеть, копируют поведение взрослых, особенно мужчин. Для малышей водители - это сильные и интересные люди, которые могут играючи управлять большими железными машинами. Машинки конечно не интеллектуальная игра, так как не дают простора творчества, поэтому подобное времяпрепровождение носит часто манипулятивный характер. Дети, предпочитающие машинки, редко добиваются больших высот в жизни. Для того чтобы развить или привить малышу другие способности переключите его на другие игрушки.

    Мягкие игрушки (куклы)

    Детская, заполненная мягкими игрушками, характеризует общительного малыша, для которого общение с другими людьми интереснее, чем предметы или явления. Игрушки, как правило, «очеловечивают» - их кормят, укладывают спать. К тому же мягкая игрушка – идеальный друг: добрый и отзывчивый, который всегда ведет себя правильно. Мягкие игрушки обожают будущие гуманитарии – филологи, журналисты, работники социальной сферы.

    Динозавры

    Вымершими монстрами обычно интересуются дети уже в более старшем возрасте. Интерес, как правило, появляется после школьных уроков или посещения музея. Такие дети смышленые и любознательные, они схватывают все на лету. Малыши начинают систематизировать полученные данные – смотреть фильмы о динозаврах, читать о них книги и вырезать из журналов их изображения. Перед вами – будущий исследователь. Скорее всего, сфера его интересов – естественные науки (биология, химия, физика)


    Куклы для мальчика, машинки для девочки

    Если такое увлечение было не долгим, можно не рассматривать его как системное. Если вы наблюдаете, постоянный интерес малыша к игрушкам противоположного пола, такое поведение действительно настораживает.

    Обычно мальчик играет в куклы в двух случаях: когда растет в неполной семье или с трудом находит общий язык со сверстниками. Такого ребенка не лишне показать психологу.

    Противоположный случай – девочка, с увлечением играющая в машинки, - встречается реже. Обычно это говорит о порывистости, импульсивности и переизбытке энергии, который нельзя выплеснуть в спокойных девичьих играх.

    Я хочу предложить вам нарисовать «Рисунок счастья». (На альбомном листе каждому родителю предлагается нарисовать  «рисунок счастья» (каким они себе представляют),  затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок от соседа слева, дорисовать его  и т.д., пока рисунок не сделает полный круг и не вернется к начинающему) Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.

    Вопросы для обсуждения: - Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка? - Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок? - Кому понравился рисунок в том виде, в каком он дошел до вас? Кому не понравился окончательный рисунок? Почему? - Что вы нарисовали, завершая сюжет рисунка? Подведение итогов беседы.

    Игра – помощник нам, бесспорно,

    Игре все возрасты покорны.

    Взаимодействие в игре

    Поможет понимать друг друга,

    Нам стать внимательней, добрей,

    И разрешить вопрос досуга.

    Играйте с нами! Придумывайте сами!

    Играйте с друзьями! Удача за вами!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

    Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

    Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

    В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

    Роль игры в жизни ребенка

    Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....

    Роль игры в жизни ребенка

    Роль игры в жизни ребенка...

    Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                             Играем? Играем!...

    Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.

    консультация для родителей...

    Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

    Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...