Семинар для родителей Тема: «Капризы и дети»
методическая разработка на тему

Тоскина Юлия Валерьевна

Цель: просвещение родителей о психологических  особенностях детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.      Активизировать знания и опыт родителей о причинах детских капризов и стратегий поведения;

2.      Познакомить родителей с особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста;

3.      Обучить эффективным тактикам и стратегиям поведения с детьми в период капризов;

4.      Помочь осознать родителям свои неэффективные стратегии воспитания детей.

Оборудование: презентация, проектор, мяч, карандаши ручки, листы бумаги.

 

Ход.

1.      Вводная часть.

Приветствие. Родители, передавая мяч по кругу, называют свое имя и рассказывают, чем интересна тема семинара, что они ожидают на выходе.

 

2.      Основная часть.

 

Упражнение «Портрет ребенка». Родителям предлагается разделиться на две группы. Первая группа описывает портрет капризного ребенка, вторая описывает портрет послушного ребенка.

Вопросы для обсуждения: в чем основное отличие данных портретов друг от друга, чем сложны капризные дети, почему послушные дети предпочтительнее для родителей?

 

Мозговой штурм. Родителям предлагается вспомнить из личного опыта типы капризов и успешные и не успешные тактики борьбы с ними.

Вопросы для обсуждения: родителям предлагается обсудить почему одни тактики оказались эффективными, а другие нет.

 

Лекционный материал.

Капризы – это особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении  требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем  (Л.Г. Гуслякова, С.Г. Чудова)

 

Капризы проявляются в:

1.      Упрямстве;

2.      Негативизме (стремление сделать по-своему назло родителям);

3.      Ярких эмоциональных реакциях протеста;

4.      Агрессии и аутоагрессии.

 

Причины капризов:

1.      Недомогание ребенка;

2.      Усталость;

3.      Возрастные особенности (кризисные периоды);

4.      Ошибки воспитания (чрезмерная любовь или дефицит внимания);

5.      Непоследовательность, отсутствие единства требований к ребенку;

6.      Отсутствие разумных ограничений в жизни ребенка;

7.      Истерика как способ достижения цели.

 

 

Стратегии поведения родителя в период истерики:

1.      Дать возможность реакции угаснуть самостоятельно;

2.      Если ребенок наносит травмы другим детям или мешает другим людям, физически изолировать ребенка;

3.      Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Не усиливать состояние ребенка своей паникой;

4.      Не поддерживать демонстративность поведения ребенка своей демонстративностью;

5.      Обсуждение поведения и воспитание ребенка отложить на более поздний период;

6.      Проанализировать свои отношения с ребенком на предмет не эффективного воспитания

 

 

Профилактика истерик и капризов:

 

1.      Правильная реакция родителя на сильные чувства и эмоции ребенка.

Взрослые не переносят, когда дети:

·        Злятся

·        Плачут, горюют,

·        Боятся.

Не эффективная стратегия поведения родителя: попытка остановить эти чувства запретом, приказом, криком, отвлечением на что-то иное.

Гашение сильной эмоции и чувства не приводит к его угасанию, оно «откладывается» и «уходит» вглубь ребенка.

Эффективная стратегия поведения родителя: дать ребенку возможность прожить чувство до конца, принять и поддержать его (дети, правда, боятся, я понимаю ты злишься и на твоем месте злился бы каждый и  т.д.)

2.      Родительская любовь должна быть адекватной.

Любви не должно быть слишком много, и не должно быть слишком мало.

Истерика часто – это попытка привлечь к себе внимание взрослого любой ценой. Порой как единственно приемлемый способ «докричаться» до родителей, стать им заметным, прокричать о своей потребности.

 

3.      Разумная система требований и ограничений.

Мы ограничиваем ребенка, когда предъявляем ему свой запрет. Запрет – это некоторая граница, которую ставит родитель, чтобы оградить своего ребенка от неприятностей и защитить от возможной беды.

В силу особенностей, ребенку очень важно понимать, что можно делать,  а чего нельзя. Это дает ему ощущение безопасности, спокойствия и того, что  рядом есть кто-то сильный и взрослый кто о нем заботится и защищает.

Две ошибки родителей:

·        Чрезмерные запреты, которые приводят к тому, что ребенок силой и истерикой продавливает родителя, дабы получить желаемое. Часто подключаются манипулятивные методы.

·        Либеральный стиль воспитания и отсутствие запретов. Вседозволенность рождает в ребенке тревогу, беспокойство и полевое поведение. Ребенок начинает провоцировать родителя своим поведением на запрет, для того, чтобы понять: все в порядке.

 

Запреты должны быть адекватны возрасту ребенка, его возможностям, согласованны между мамой и папой, последовательны и основываться на традициях и правилах, принятых в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_i_deti.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей

Тема: «Капризы и дети»

Цель: просвещение родителей о психологических  особенностях детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать знания и опыт родителей о причинах детских капризов и стратегий поведения;
  2. Познакомить родителей с особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста;
  3. Обучить эффективным тактикам и стратегиям поведения с детьми в период капризов;
  4. Помочь осознать родителям свои неэффективные стратегии воспитания детей.

Оборудование: презентация, проектор, мяч, карандаши ручки, листы бумаги.

Ход.

  1. Вводная часть.

Приветствие. Родители, передавая мяч по кругу, называют свое имя и рассказывают, чем интересна тема семинара, что они ожидают на выходе.

  1. Основная часть.

Упражнение «Портрет ребенка». Родителям предлагается разделиться на две группы. Первая группа описывает портрет капризного ребенка, вторая описывает портрет послушного ребенка.

Вопросы для обсуждения: в чем основное отличие данных портретов друг от друга, чем сложны капризные дети, почему послушные дети предпочтительнее для родителей?

Мозговой штурм. Родителям предлагается вспомнить из личного опыта типы капризов и успешные и не успешные тактики борьбы с ними.

Вопросы для обсуждения: родителям предлагается обсудить почему одни тактики оказались эффективными, а другие нет.

Лекционный материал.

Капризы – это особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении  требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем  (Л.Г. Гуслякова, С.Г. Чудова)

Капризы проявляются в:

  1. Упрямстве;
  2. Негативизме (стремление сделать по-своему назло родителям);
  3. Ярких эмоциональных реакциях протеста;
  4. Агрессии и аутоагрессии.

Причины капризов:

  1. Недомогание ребенка;
  2. Усталость;
  3. Возрастные особенности (кризисные периоды);
  4. Ошибки воспитания (чрезмерная любовь или дефицит внимания);
  5. Непоследовательность, отсутствие единства требований к ребенку;
  6. Отсутствие разумных ограничений в жизни ребенка;
  7. Истерика как способ достижения цели.

Стратегии поведения родителя в период истерики:

  1. Дать возможность реакции угаснуть самостоятельно;
  2. Если ребенок наносит травмы другим детям или мешает другим людям, физически изолировать ребенка;
  3. Сохранять внутреннее и внешнее спокойствие. Не усиливать состояние ребенка своей паникой;
  4. Не поддерживать демонстративность поведения ребенка своей демонстративностью;
  5. Обсуждение поведения и воспитание ребенка отложить на более поздний период;
  6. Проанализировать свои отношения с ребенком на предмет не эффективного воспитания

Профилактика истерик и капризов:

  1. Правильная реакция родителя на сильные чувства и эмоции ребенка.

Взрослые не переносят, когда дети:

  • Злятся
  • Плачут, горюют,
  • Боятся.

Не эффективная стратегия поведения родителя: попытка остановить эти чувства запретом, приказом, криком, отвлечением на что-то иное.

Гашение сильной эмоции и чувства не приводит к его угасанию, оно «откладывается» и «уходит» вглубь ребенка.

Эффективная стратегия поведения родителя: дать ребенку возможность прожить чувство до конца, принять и поддержать его (дети, правда, боятся, я понимаю ты злишься и на твоем месте злился бы каждый и  т.д.)

  1. Родительская любовь должна быть адекватной.

Любви не должно быть слишком много, и не должно быть слишком мало.

Истерика часто – это попытка привлечь к себе внимание взрослого любой ценой. Порой как единственно приемлемый способ «докричаться» до родителей, стать им заметным, прокричать о своей потребности.

  1. Разумная система требований и ограничений.

Мы ограничиваем ребенка, когда предъявляем ему свой запрет. Запрет – это некоторая граница, которую ставит родитель, чтобы оградить своего ребенка от неприятностей и защитить от возможной беды.

В силу особенностей, ребенку очень важно понимать, что можно делать,  а чего нельзя. Это дает ему ощущение безопасности, спокойствия и того, что  рядом есть кто-то сильный и взрослый кто о нем заботится и защищает.

Две ошибки родителей:

  • Чрезмерные запреты, которые приводят к тому, что ребенок силой и истерикой продавливает родителя, дабы получить желаемое. Часто подключаются манипулятивные методы.
  • Либеральный стиль воспитания и отсутствие запретов. Вседозволенность рождает в ребенке тревогу, беспокойство и полевое поведение. Ребенок начинает провоцировать родителя своим поведением на запрет, для того, чтобы понять: все в порядке.

Запреты должны быть адекватны возрасту ребенка, его возможностям, согласованны между мамой и папой, последовательны и основываться на традициях и правилах, принятых в семье.

Как правильно запрещать ребенку:

  1. «Я тебе запрещаю это, потому что …» И объяснить почему. Достаточна одного объяснения, в последующий раз просто сказать: «ты знаешь почему нельзя.»
  2. Чем проще и четче сформулирован запрет или требование, тем легче и проще он воспринимается ребенком.
  3. Нельзя унижать и стыдить.
  4. Выдерживать обратную реакцию ребенка (слезы, злость, обиду и т.д.) Помнить, что реакция ребенка естественна и разделять ее.
  5. Не ставить ту границу, которую вы не способны выдержать. . поставив запрет, ни в коем случае нельзя менять своего решения.
  6. Менять решение можно только в том случае, когда ребенок вступил с вами в переговоры и они закончились успешно.

3.Завершение. Обратная реакция родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей

представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...

Семинар для родителей ТЕМА: " Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность".

В современной хизни компьютер занимаетв жизни дошкольника немаловажную роль. Дети с большим удовольствиям сидят за компьютером. Играют в игры, а порой и заходят в Интернет, черпая при этом не совсем н...

Семинар для родителей Тема: «Капризы и дети»

Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возра...

Рекомендации для родителей. Тема: «Капризы и упрямство».

Рекомендации для  родителей. Тема: «Капризы и упрямство»....

Беседа для родителей Тема: «Капризы и упрямство ребенка»

Цель беседы: Оказание родителям педагогической помощи и повышение психолого-педагогических знаний по проблеме упрямство и капризы детей.Задачи: - Помочь родителям осознать причины капризов...

Семинар для родителей Тема: «О здоровье всерьёз»

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей....