Консультация «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период»
картотека (младшая группа)

Горбачева Светлана Ивановна

«Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi_rannego_vozrasta_v_adaptatsionnyy_period.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Подготовила: воспитатель КГУЗ НО «Выксунский

специализированный дом ребёнка»

 Горбачева Светлана Ивановна

          Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу.

 

Проведения игр в адаптационный период требует

от взрослого

четкого выполнения следующих правил


     Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев как играют другие дети, ребенок сам включается в игру.


     Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослые совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.


     Правило 3. Многократное повторения игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта. Воспитанники по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.


     Правило 4. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.
Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.)

Виды игр для детей раннего возраста в период адаптации

Пальчиковая гимнастика

     Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим

     (изображаем, как будто мы рубим ребром ладони)

Мы капусту трем-трем (трем ладошка о ладошку)

Мы капусту солим-солим (соответствующее движение щепоткой)

Мы капусту мнем-мнем (мнем руками)

 Этот пальчик

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик я -

Вот и вся моя семья.

     (поочередно показываем каждый пальчик)

 Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять

       (разжимаем пальцы из кулачка по одному)

Вышли пальчики гулять.

Пошел дождик – в домик спрятались опять.

Нет пальчиков

Где же наши пальчики?

Вот они наши пальчики!

 Ротик мой умеет кушать

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать.

Могут глазоньки моргать,

Ручки все - хватать, хватать (хватаем)

             (поочередно показываем)

 Тесто

Тесто мы месили, месили, месили (сжимать, разжимать кулачки)

Мы пирог лепили, лепили, лепили (лепим пирог)

Шлеп, шлеп, шлеп

Слепили мы большой пирог! (разводим руками – большой)

Игры на регуляцию дыхания

     Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры:

     В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке -  цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

Игра-упражнение «Дышим животиком»

     Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: коврик, игрушка-рыбка

Ход игры:

      Обычно это упражнение делают лежа. Но можно попробовать выполнить его сидя. Воспитатель предлагает детям положить ладонь на живот и почувствовать, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
    Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),
   
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
   
Потрогали животики:
То животик поднимается
 (вдох),
   
То животик опускается (выдох).

     Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
    То вверх
 (вдох),
То вниз (выдох)
   
Плывет по мне.

Игры с песком, крупой

     Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется — это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

    Нужно создать  маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Воспитатель предлагает насыпать песок горкой или разгладить его. По песочку могут проскакать зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. Ребёнок с удовольствием включится в эту игру.

 

Игра «Игрушки — потерялись!»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей; способствовать эмоциональной разрядке.

Оборудование: таз с песком (крупой), мелкие игрушки

Ход игры:

     Берем небольшие пластмассовые игрушки и прячем их в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.

Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!

Игры с водой

     Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

     В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и поиграть с ними: взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях.

     После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Подвижные игры 

     Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. 

Игра «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: бумага в рулоне

Ход игры:

     Воспитатель предлагает детям превратиться в храбрых лягушат. У каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит. (От обычного рулона бумаги каждому участнику игры отрывается кусок бумаги и кладётся на пол.)

      «Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся».

Игра «Весёлый салют»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: листы бумаги

Ход игры:

     Воспитатель предлагает детям взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

     Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки. Но не в простые - а в прозрачные. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества. Накинув прозрачную ткань на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели,
                       
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
                       
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели,
И на землю тихо сели
                       
(садится на корточки, замирает.)
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
                       
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил,
И на землю опустил
                         
(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра: «Воронята»

Цель:  развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом.
Ход игры: 

     Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит текс стихотворения, дети двигаются в соответствии тексту:

Воронята крепко спят, 
Все по гнездышкам сидят, 
А проснутся на заре, 
Будут каркать во дворе.
    Воронята полетели,

     На дорожку дружно сели.
Вышла тетя на дорожку, 
Воронятам сыплет крошки. 
Воронята прилетали, 
Всё до крошки поклевали: 
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», — 
Клювами стучали.

     Тузик по двору гулял, 
    Вороняток испугал: 
    «Ав-ав, ав-ав!»

Собачка «догоняет»  «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.

Игровые ситуации

     Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры:

     Воспитатель  надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Взрослый прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола — гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с воспитателем. Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Самомассаж

     Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и оздоровительный эффект.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

     Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
    Ходит-бродит вдоль дорожек,
    Весь в колючках серый ежик,
    Ищет ягодки-грибочки,
    Для сыночка и для дочки».

Игры – забавы

Игра «Мыльные пузыри»

Цель: формировать у детей носовое дыхание, поддерживать положительный эмоциональный настрой, способствовать установлению доверительных взаимоотношений с детьми. Способствовать профилактики нервно-психического напряжения.

Игра «Дождик»

Цель: обеспечить ребёнку эмоциональную разрядку, профилактику нервного напряжения.

Игра «Воздушные шары»

Цель:  поддерживать положительный эмоциональный настрой, способствовать установлению доверительных взаимоотношений с детьми. Способствовать профилактики нервно-психического напряжения.