Главные вкладки

    Дидактическая игра: "Экологический светофор"
    учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Куряева Ольга Юрьевна

    Данная игра позволяет узнать, насколько дети грамотны и воспитаны с точки зрения поведения в природе и отношения к окружающему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskiy_svetofor.doc392 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра « Экологический светофор»

    Материал: карточки с кружочками трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), иллюстрации поведенческих ситуаций (разрушающих природу, природоохраняющих, предупреждающих), стихи-ситуации.

    Ход игры :Взрослый зачитывает различные ситуации, а дети оценивают их и показывают карточку с соответствующим цветом: красная – разрушающая природу, жёлтая – предупреждающая о возможной опасности, зелёная – природоохраняющая.

    Мы рубим лес, устраиваем свалки.

    Но кто же под защиту все возьмет?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

    Подумайте, а что нас дальше ждет?

    Пора бы человечеству понять,

    Богатство у Природы отбирая,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как мы, такая же - живая!

    Сегодня мы поиграем в одну очень интересную и важную игру, чтобы узнать, насколько дети грамотны и воспитаны с точки зрения поведения в природе и отношения к окружающему. А помогут нам в этом карточки-ответы, которыми вы укажете, где природа нуждается в помощи, как можно ей помочь. Выберите правильный цвет-ответ:

    Зелёный – помогаете природе

    Красный – ясно, что вредите ей

    Жёлтый – вас предупреждает

    Все вместе эти цвета покажут нам, что мешает людям и природе подружиться.

    Дружат кошки и собаки с песочницей нашей.

    Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают.

    Днем сидят детишки, играют и строят домишки.

    В чем тут загвоздка?- Несут ребятишек в больницу!

    (Дети заразились глистами. Хозяевам животных придется отвечать по закону, например, заплатить штраф. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

    Ходим, ходим по лужку,

    Собираем по цветку:

    Красный, белый, синий цвет...

    Замечательный букет.

    (Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

    Зайку серого найду,

    Принесу его домой –

    Будет этот зайка мой.

    (Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

    3автра утром в лес пойдем

    И опята, и маслята, и груздочки соберем.

    Вот наелись мы, ребята!

    Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

    (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

    Вот как плачет травушка-муравушка.

    Притоптали меня, травушку,

    Притоптали меня зеленую,

    Да все детушки, да все малые,

    Во зеленом саду гуляючи,

    Бегая, играючи...

    Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

    Я кузнечика словил,

    В банку с травкой посадил.

    Пусть покажет, как трещит,

    Как усами шевелит.

    (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

    Огонь траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

    Он, как испуганная стая белок рыжих,

    Метался со ствола на ствол.

    Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

    Мы пыхтим и морщимся:

    - Что мы вам - уборщицы?

    Газон никак не подмету,

    Соблюдайте чистоту!

    Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

    (Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

    Убита белка!

    На снегу

    Она распластана лежала,

    Как будто все еще бежала...

    Да вдруг застыла на бегу.

    Почему нельзя убивать животных?

    Зайдешь в лесную даль и глушь,

    Муравьиным спиртом пахнет сушь,

    В чаще муравейники не спят –

    Шевелятся, зыблются, кишат.

    Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

    Лес наш сказочно богат,

    Угощает всех ребят:

    Ваню - земляникой,

    Таню - костяникой,

    Машеньку - орешком,

    Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой,

    Васю - хворостинкой.

    Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

    Колкую, зеленую

    Срубили топором,

    Из лесу душистая

    К нам приходит в дом.

    Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

    Посадили

    деревце у себя во дворе,

    Пусть растет зеленое,

    Лист резной, лист резной.

    Поливаем деревце

    Часто, часто мы,

    Чтоб оно со временем

    Нам дало плоды.

    Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

    Бережливым будь с водой!
    Шевельни опять рукой

    И, как только воду взял,

    Хорошенько кран закрой!

    Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?

    (Если вода капает, то 1 -2 ведра в сутки ,если струйкой -100 л в сутки.)

    В глуши лесной, в глуши зеленой,
    Всегда тенистой и сырой,

    В крутом овраге под горой

    Бьет из камней родник студеный.

    Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

    (Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

    О чем поют воробушки

    В последний день зимы?

    - Мы выжили!

    - Мы дожили!

    - Мы живы! Живы мы!

    Как можно помогать выжить зимой птицам?

    (Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)

    Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

    Пять зеленых лягушат
    В воду броситься спешат.

    А ребята не лежат,

    Ловят банкой лягушат.

    Пусть живет лягушка в доме,

    Здесь ей лучше, чем на воле.

    Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

    (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

    Что делают ребята?

    Воду носят все из лужи,
    Выливают в реку вновь.

    Что за шутки? Что им нужно?

    Что за рыбий огород?

    (Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

         Поливаем клумбы дружно.
          Траву выполем на спор.

    А зачем все это нужно?

    Чтоб красивым был наш двор!

    Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

    (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

    Принесли из леса шишки,
    Желудей несем мешок,

    От берез нашли сережки.

    Так зачем нам это впрок?

    Почему необходимо собирать семена древесных пород?

    (Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

    Разведу я на окошке

    И душистые горошки,

    И фиалки, и герани.

    Вот попробуйте вы сами!

    Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?

    (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

    Едем на автомобиле

    И гордимся, как красиво…

    Позади клубится дым.
    Чих-чих-чих!

    Куда бежим?

    Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

    Бутылки и банки бросаем в походе,
    Не разлагается мусор в природе.

    Пришли через год на полянку

    И обнаружили свалку.

    Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

    Нашу игру мы закончим стихами Е.Каргановой:

    «Мы хотим, чтоб птицы пели,

    Чтоб вокруг леса шумели,

    Чтобы были голубыми небеса,

    Чтобы речка серебрилась,

    Чтобы бабочка резвилась

    И была на ягодах роса!

    Мы хотим, чтоб солнце грело

    И березка зеленела,

    И под ёлкой жил смешной колючий еж.

    Чтобы белочка скакала,

    Чтобы радуга сверкала,

    Чтобы летом лил веселый шумный дождь»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

    Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

    Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

    Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

    Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

    Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

    Дидактическая игра «Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»

    Дидактическая игра«Экологическая игра с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера «Дорожка 1», «Дорожка 2»...

    Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

    Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....