Рабочая программа группы раннего возраста на 2015 – 2016 учебный год
рабочая программа на тему

Рогина Елена Александровна

Примерная общеобразовательная программа на основе программы "Детство" для группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_chast_rab_progr.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко» Чамзинского муниципального района

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Протокол №

От «   »_______201 год

    УТВЕРЖДАЮ:

 Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

   ______________/Т.Б.Меньшова/

                         Приказ №

                        От «    »___________201 г.

Рабочая программа группы раннего возраста

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                                        Воспитатели:

                                                                                                              Рогина Е.А.

                                                                                                 

                                                                                            Холодова О.Н..

                                                                                                 

                   

Р.п. Чамзинка

2015 г.


                                             Содержание 


I. Целевой раздел 
1. Пояснительная записка -2
1.1 Введение -2
1.2 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования -4

1.3 Принципы и подходы к реализации программы -5
1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.-6

1.4.1. Возрастные особенности развития ребенка от 1,6 до 2 лет.-6

1.4.2. Характеристика группового состава детей группы раннего возраста-7

1.4.3. Социальная характеристика семей воспитанников группы раннего возраста-8
2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы -8
2.1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возраст -9

2.2 Педагогическая диагностика.-9


II. Содержательный раздел 
 
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. -11

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников -21

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов  и культурных практик.-26

2.3.1.Ведущие виды деятельности  детей младенческого, раннего и дошкольного возраста -26

2.3.2.Виды деятельности детей группы раннего возраста -27

2.4 Физкультурно-оздоровительная работа. -29

2.5. Наиболее существенные  характеристики содержания Программы -31

( специфика национальных, социокультурных и иных условий)

2.6. Способы и направления  поддержки детской инициативы -32

2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников-34

III. Организационный раздел 
3.1 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания -45

3.2.Распорядок и режим дня -47

3.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса -49

3.4. Расписание организованной образовательной деятельности в группе раннего возраста -50

3.5 Учебно-тематический план программы группы раннего возраста -50

3.6. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды -53

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1 Введение

   В основе Рабочей программы группы раннего возраста  лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка.

 Программа  разработана с учётом  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой  города Санкт – Петербурга 2014 г.,

          В соответствие с нормативно- правовыми документами регламентирующими дошкольное образование: 
-Нормативная правовая база на основе которой сформирована программа: -Федеральный закон от 29.12 .12№ 273- ФЗ «Об образовании в российской федерации» Приказ Минобрнауки России; от17 10.13 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

-Комментарии Минобрнауки России к ФГОС ДО от28.02.14 №08-249.

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.13.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным и программам дошкольного образования»

-Приказ Минобрнауки России от 28.12.10. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

- Письмо Миннобрнауки России от 07.06.13 №ип-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1. 3049-13) 

- Основной образовательной программы МБДОУ д/с «Солнышко»;

-Годового плана МБДОУ д/с «Солнышко» на 2015 – 2016 учебный год;

 -Образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей)

           Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

            Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего возраста

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (2.9. ФГОС ДО).

Программа включает три основных раздела:

  • целевой,
  • содержательный,
  • организационный,

в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений» (п. 2.11 ФГОС ДО).

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

     

1.2 Цели и задачи реализации Программы   (ссылка на ООП ДО)

Образовательная программа дошкольного образования  направлена на решение задач, с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основная

ЦЕЛЬ:

  • обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ базовой культуры личности детей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

ЗАДАЧИ:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

 

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы  дошкольного образования (ссылка на ООП ДО)

          Образовательная программа дошкольного  образования государственного дошкольного образовательного учреждения построена на основе  Стандарта разработанного  на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. (п. 1.2 ФГОС ДО).

 

п/п

Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО

Основные принципы дошкольного образования

1

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства:

  • раннего возраста;

Обогащение детского развития.

2

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых,
  • признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;

   учет этнокультурной ситуации развития

3

Уважение личности ребенка

        

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,

при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

4

Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).

1.4  Значимые характеристики для разработки и реализации программы.

1.4.1. Возрастные особенности развития ребенка от 1,6 до 2 лет.

          На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность,

преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка .В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности

ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот

период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.4.2. Характеристика группового состава детей группы раннего возраста

Количество детей группы-14

Гендерный состав группы

Мальчики

Девочки

8

6

Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

Количество

I группа

II группа

III группа

IV группа

1.4.3. Социальная характеристика семей воспитанников группы раннего возраста

По количеству детей в семье

1 ребёнок – 5

2 ребёнка -9

3 ребёнка - 0

4 ребёнка - 0

Полная - неполная

Полных семей- 11

Неполных семей- 3

По образованию ( кол-во семей)

Высшее – 5

среднее специальное – 7

среднее образование - 2

Другие характеристики (кол-во семей)

Возраст родителей  – от 25 до 40 лет – 13

Опекуны - 0

Дети, нуждающиеся в регулярной социальной поддержке

Другие социально незащищённые семьи

Опекаемые

Многодетные

Дети-инвалиды

Из трудных семей

Неполная семья

Родители-инвалиды

Со стороны социальных служб

0

0

0

0

3

1

0

2. Планируемые результаты освоения программы

          Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

          Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики, имеющие свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но углубляют и дополняют его требования .

          В Программе, так же как и в Стандарте, целевые возможности достижений ребенка-это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

2.1. Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте.

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,  (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы,

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; отобразительных -ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование,).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

2.2 Педагогическая диагностика.

          Реализация ООП ДО  предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики  (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.        Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

          Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

          В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Фиксация результатов производится в картах наблюдений детского развития и педагогом вырабатываются  рекомендации по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план второй группы раннего возраста на 2015 – 2016 учебный год

Представлен тематический план для второй группы раннего возраста (1 младшая группа)...

"Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год!

программа для работы в группеираннего возраста...

Рабочая программа группы раннего возраста на 2015-2016 учебный год

В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, рас...

Аналитическая справка уровня рабочей программы детьми группы раннего возраста за 2015-2016 учебный год

Определить уровень сформированности знаний и умений на начало  учебного года....

Рабочая программа группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год

В материале представлены все части и разделы рабочей программы группы раннего возраста (цели и задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей группы раннего возраста, формы работы с детьми, рас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста на 2020-2021 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста №6 (3-50)на 2020-2021 учебный год...