Выступление «Воспитание социальной культуры у детей посредством различных видов деятельности»
консультация (старшая группа) на тему

Кантемирова Татьяна Федоровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sotsialnaya_kultura.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ КАНТЕМИРОВСКАЯ ООШ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Воспитание социальной культуры у детей посредством различных видов деятельности»

                                                            Подготовила воспитатель

средней группы

Кантемирова Т.Ф.

2015г.

   Важным направлением воспитательно -образовательной деятельности дошкольного учреждения является формирование у детей основ социальной культуры. Компонентами социальной культуры рассматриваются: - знание и понимание смысла, сущности и ценности соблюдения правил культурного взаимодействия, их осознанное принятие как нормы своего поведения, уверенное социальное взаимодействие и разрешение конфликтных ситуаций культурными вербальными способами, нравственные чувства и качества личности.

     Целями социально-личностного развития ребенка-дошкольника является:

 формирование интегративных личностных качеств, таких как произвольность в управлении своим поведением, активность и инициативность, самостоятельность, коллективизм, организованность, целеустремленность.

овладение нравственными нормами и правилами,

 формирование установки на позитивные оптимистичные взаимоотношения, соответствующие общечеловеческим ценностям.

      Воспитатели ДОУ большое внимание уделяют формированию у детей гуманных чувств: доброжелательности, справедливости в разрешении проблем взаимодействия, толерантности в отношении к иному мнению, желанию, особенностям поведения. Постепенное, терпеливое и последовательное воспитание этих качеств у дошкольников предполагает организацию в детском саду условий, обеспечивающих позитивное взаимодействие, знание и ценностно-смысловое отношение детей к соблюдению правил культурного взаимодействия в различных видах самостоятельной и организуемой взрослыми деятельности, целенаправленную, адресную (личностно-ориентированную)  работу по воспитанию культуры поведения. Под поведением нами понимается не только внешние, моторные его формы, но и вся гамма мыслительных (когнитивных) и эмоциональных (аффективных) процессов, участвующих в его регуляции.

              В различных видах совместной деятельности, складывающихся в процессе их отношений, определяется тип направленности личности, формируются стереотипные формы и способы поведения, определяющие характер отношений ребенка к миру, к людям, предметам, к природе, к самому себе. В процессе наблюдений было установлено, что в группе есть дети, проявляющие тревожность, агрессивность, неуверенность в себе. Поведенческий репертуар этих детей (набор навыков поведения, которыми они овладели и могут использовать по своему выбору и желанию в разнообразных ситуациях) крайне ограничен. Анализ природы этих проявлений в их поведении показал, что в большинстве случаев побудительными причинами асоциального поведения являются социальные страхи, которые вызывают у них тревожные состояния.

Воспитателям важно своевременно отметить их проявления: у одних детей они получают выражение во внешней речи – «я боюсь, мне не нравится, я не хочу и т.п.», у других

можно предположить их наличие в рисунках, отказе от участия в деятельности, медлительности. Деятельность этих детей нередко носит характер не соответствующий актуальному возрасту такого ребенка. В каждой группе детского сада, как правило, встречаются дети с агрессивным поведением, которое выражается в действиях по нанесению физического вреда, в речи – ее тоне, экспрессии, употреблении большого числа глаголов, утрированной жестикуляции и пр.

           Социальный статус этих детей в группе достаточно низок – с ними не хотят играть, они получают множественные негативные оценки, как со стороны воспитателей, так и со стороны сверстников.            

        Задачей педагога-воспитателя в работе с такими детьми является изменение и модификация негативного деструктивного поведения. Проблемы формирования социально-личностной культуры во многом определяются познавательно - речевым, культурно - коммуникативным окружением ребенка. Воспитатели стремятся к расширению его представлений и опыта социальных коммуникаций посредством организации заинтересованного взаимодействия с другими детьми, взрослыми в разнообразной совместной деятельности.

            Проводимый нами эксперимент показывает, что в формировании социальной культуры у дошкольников особое место могут занимать театрализованные игры. Это могут быть игры - драматизации, в процессе которых инсценируются произведения фольклора, стихи, рассказы, песни; постановки, организуемые воспитателями по готовым сценариям; драматические импровизации, когда дети и взрослые придумывают (сочиняют) сюжет и развитие действия своего самодеятельного спектакля. Это место театрализованной деятельности в решении задач развития социальной культуры у дошкольников определяется спецификой и особым характером отношений, возникающих в процессе драматизации и постановки спектакля. С одной стороны, это сами отношения, возникающие между партнерами по театрализованной деятельности. С другой стороны это отношения, диктуемые разыгрываемым сюжетом и ролью.

                В воспитательных целях педагог может определять характеристики этих составляющих театрализованной деятельности в нужном ключе. Так. к примеру, нами была проведена серия игр – драматизаций по воспитанию коммуникативной культуры: - "Страна вежливости", по ходу которой дети упражнялись в уместном употреблении вежливых слов, закреплять культуру поведения, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В драматизации " К нам гости пришли»", дети упражнялись в употреблении вежливых форм доброжелательного отношения к родным и близким; совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками. В драматизации "Как Буратино стал вежливым" уточнялись и закреплялись знания детей о необходимости быть вежливым человеком.

        Следует отметить, что нам представилось целесообразным проводить такие игры- драматизации фронтально со всей группой детей .При этом на роли положительных героев приглашались дети, находящиеся на низком уровне развития навыков культуры общения. Экспериментальная работа по формированию культуры социального взаимодействия дополнялась организацией и проведением развлечений. Так, сценарий развлечения " Путешествие в страну Вежливости" был разработан с учетом выявленных нами детей, испытывающих затруднения по использованию вежливых слов и выражений при решении проблемных ситуаций в играх и общении со сверстниками. По ходу развлечения детям предлагалось встать в позиции, которые требовали выбора адекватных форм вежливого поведения.

               Предлагаемые детям игровые задания предусматривали чуткое взаимодействие между партнерами. На заключительном этапе эксперимента нами был проведен праздник «Будем вежливыми», который представлял собой и требовал от детей использования приобретенных знаний и умений в области культуры социального взаимодействия .

            Обобщая данные проводимого нами исследования, можно сделать вывод, что грамотно организованное взаимодействие взрослого с ребенком, чуткое и внимательное отношение к особенностям его настроения, поведения, выстраивания взаимоотношений с окружающими существенным образом влияет на развитие всех сторон его личности, обогащения духовной жизни, расширения и оптимизации его связей с внешним миром. Важнейшим условием амплификации социально-личностного развития является интересная, богатая впечатлениями, содержательная жизнь детей в детском саду, умелое сочетание всех видов работы с детьми, разнообразная, организованная и самостоятельная деятельность детей, творческое, заинтересованное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщ...

Отчет по самообразованию за 2018-2019 гг. по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности».

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявили...

Отчёт по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности» за 2019-2020 уч.гг.

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты....

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...