ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа) на тему

Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей

Ясельная группа от 2 до 3 лет.

 

Младшая группа от 3 до 4 лет.Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

 

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет

Сервировка стола в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл культурно-гигиенические навыки285.44 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, проследим последовательность и постепенность задач по формированию культурно - гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.

Ясельная группа от 2 до 3 лет  

  • Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
  • Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить "спасибо"
  • На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества;
  • Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий;
  • Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно

Младшая группа от 3 до 4 лет

  • Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место
  • Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом
  • В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды
  • Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
  • Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
  •  Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды
  • Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
  • Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  • Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
  • Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  • Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Сервировка стола в ДОУ

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.

Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г). 
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Детям бывает очень приятно, когда, перейдя в другую группу, они увидят другой рисунок на своей чашке и тарелке.

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

Дежурства вводятся в младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педаг7ог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».

В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.

Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды.  Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол.

Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, настолько привлекателен ее внешний вид.

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.

Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. 

Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу. 

Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним. 
Приходится учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом. 

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. 

Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

Как вести себя за столом. 
· Не сиди, развалившись. 
· Не шаркай ногами, не разговаривай. 
· Не вертись, не толкай товарища. 
· Кусай хлеб над тарелкой. 
· Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай. 
· Правильно держи вилку, ложку и нож. 

· Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
· После еды положи ложку и вилку в тарелку. 
· Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
· После еды полощи рот. 


Базовые правила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на РМО "Формирование навыков культуры поведения за столом у детей раннего возраста"

Знакомство с режимом дня.Задачи стоящие перед воспитателями.Памятка для родителей. Основные принципы....

Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста

Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, пр...

Семинар-практикум "Как формировать культуру поведения за столом у детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом....

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОрганизация детского питания напрямую связана со столовым этикетом.Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себ...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ В РАННЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Культуру надо начинать воспитывать с самого раннего возраста.Если ещё в детском возрасте ребенка научить правильно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, общаться во время п...

ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧЕК И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонс...