Как помочь гиперактивному ребенку
статья на тему

Кузнецова Светлана Александровна

Кузнецова С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района

Санкт-Петербурга

 

Как помочь гиперактивному ребенку

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, быстро переключается от одной деятельности к другой, не доводя дело до конца; задает большое количество вопросов и не дожидается на них ответов; иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Ребенок с такими признаками поведения, скорее всего, относится к категории гиперактивных детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а проблема, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: педагогической, психологической и медицинской.

Успешная работа возможна при условии, если она проводится вовремя. Объективная диагностика ребенка проводится в возрасте 5—7 лет. Признаки гиперактивности как повышенной двигательной активности исчезают по мере взросления ребенка, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Распознать гиперактивность как двигательную подвижность можно по следующим проявлениям:

-Наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; ребенок крутится и вертится, сидя на стуле.

-Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте. -Обычно не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо. -Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

-Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор.

Импульсивность можно распознать по следующим проявлениям:

- Не умеет подчиняться правилам.

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в игре, на занятиях,

- Не может отложить получение вознаграждения,

- Нередко мешает другим, пристает к окружающим,

- Болтлив не в меру, вмешивается в беседы других.

- Требует к себе внимания.

-Горячится, во время разговора часто повышает голос.

- Часто меняется настроение.

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

1. Необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку: 1)Определите для ребенка рамки поведения: что можно и что нельзя, причем вы должны четко знать, что ваш ребенок понимает и принимает эти правила. Важно, чтобы и вы были последовательны, и если сегодня нельзя залезать на

забор и прыгать с него, то и завтра тоже нельзя, а также послезавтра и после послезавтра.

2) Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Как это ни банально звучит, но прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Их нельзя отстранять от требований, которым подчиняются другие дети.

3) Четко требуйте выполнения правил,касающихся безопасности и здоровья ребенка. Правил не должно быть много, иначе гиперактивный ребенок просто не сможет их запомнить.

4) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании: если сказали, обязаны это выполнить.

5) Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными.

6) Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.

7) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате (но не в темной)).

8) Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

10) Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, а еще лучше —покажите, как надо сделать.

11) Не требуйте, чтобы ребенок был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым.

12) Говорите конкретно, по делу (не более десяти слов), сдержанно и спокойно. 13) Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».

14) Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: чаще хвалите ребенка, касаясь его, обнимая и т. д.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний.

Например: -положительное подкрепление того, что ребенок уже умеет, с помощью жеста, улыбки и т. д.;

-приятное событие, сюрприз в выходной день;

-предоставление возможности заняться любимыми развлечениями.

Помните, что порицания действуют на таких детей сильнее, чем на других, поэтому:

-Не прибегайте к физическому наказанию! Если же в нем есть необходимость, то для сверхактивного ребенка простое прекращение его бурной деятельности и принудительное нахождение в определенном месте — уже наказание.

-Можно в качестве наказания запретить телефонные разговоры, просмотр телепередач и т. д.

-Можно использовать прием «выключенного времени» (изоляция, «домашний арест» и т. д.).

-Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и других местах, где находится много людей, оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

-Если ребенок осознал поступок, то с ним необходимо провести беседу, чтобы он усвоил, почему был наказан, и запомнил, что такое поведение не поощряется.

2. Очень важен психологический микроклимат в семье.

1) Проводите досуг вместе всей семьей.

2) Устраните влияние «всепрощающих» взрослых; требования всех членов семьи не должны быть противоречивыми.

3) Избегайте двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой —постановки непосильных, часто невыполнимых задач.

4) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

5) Поддержка, доброе, спокойное отношение —основа достижений ребенка.

6) Оберегайте ребенка от эмоционального переутомления. Если он только что целый час играл с ребятами на улице, не надо ему, придя домой, смотреть мультфильм про человека -паука, а в довершении вечера приглашать друзей к себе домой и играть в индейцев.

7) Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, ему важно ощущать себя умелым.

8)Чаще обнимайте своего ребенка. Помните, что для душевного благополучия каждый день ребенку требуется минимум четыре объятия.

9) А вечером для гиперактивного ребенка очень полезен расслабляющий массаж и сказка наночь.

3. Следите за выполнением режима дня.

Организуйте место для занятий без посторонних отвлекающих предметов.

1) Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности наравне с другими членами семьи, например, приведение в порядок постели после сна или уборка в своей комнате и т. д. Особенно важно, чтобы папа или мама не выполняли эти обязанности за ребенка.

2) Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

3) Заранее договаривайтесь с ребенком о временных рамках для игр и другой деятельности, а об истечении отведенного времени пусть ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессивности.

4) Не позволяйте ребенку приниматься за другое дело, пока не доделает первое. 5) Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе или дома и обсудите систему поощрений и наказаний за

желательное и нежелательное поведение. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.

6) Оградите ребенка от длительных занятий за компьютером и просмотра телевизионных программ, особенно агрессивного содержания.

7) Для ребенка полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

8) Нежелательны для гиперактивных детей занятия различными видами борьбы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_pomoch_giperaktivnomu_rebenku_kuznetsova_s.a.odt27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 8 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Как помочь гиперактивному ребенку

   Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, быстро переключается от одной деятельности к другой, не доводя дело до конца; задает большое количество вопросов и не дожидается на них ответов; иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Ребенок с такими признаками поведения, скорее всего, относится к категории гиперактивных детей.

   Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а проблема, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: педагогической, психологической и медицинской.

Успешная работа возможна при условии, если она проводится вовремя. Объективная диагностика ребенка проводится в возрасте 5—7 лет. Признаки гиперактивности как повышенной двигательной активности исчезают по мере взросления ребенка, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

   Распознать гиперактивность как двигательную подвижность можно по следующим проявлениям:

-Наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; ребенок крутится и вертится, сидя на стуле.

-Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте. -Обычно не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо. -Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

-Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор.

Импульсивность можно распознать по следующим проявлениям:

 - Не умеет подчиняться правилам.

 - Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

 - Обычно с трудом дожидается своей очереди в игре, на занятиях,

 - Не может отложить получение вознаграждения,

 - Нередко мешает другим, пристает к окружающим,

 - Болтлив не в меру, вмешивается в беседы других.

 - Требует к себе внимания.

 -Горячится, во время разговора часто повышает голос.

- Часто меняется настроение.

 Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

 1. Необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку: 1)Определите для ребенка рамки поведения: что можно и что нельзя, причем вы должны четко знать, что ваш ребенок понимает и принимает эти правила. Важно, чтобы и вы были последовательны, и если сегодня нельзя залезать на

забор и прыгать с него, то и завтра тоже нельзя, а также послезавтра и после послезавтра.

2) Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Как это ни банально звучит, но прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Их нельзя отстранять от требований, которым подчиняются другие дети.

3) Четко требуйте выполнения правил,касающихся безопасности и здоровья ребенка. Правил не должно быть много, иначе гиперактивный ребенок просто не сможет их запомнить.

4) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании: если сказали, обязаны это выполнить.

5) Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными.

6) Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.

7) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате (но не в темной)).

8) Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

9) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

10) Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, а еще лучше —покажите, как надо сделать.

11) Не требуйте, чтобы ребенок был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым.

12) Говорите конкретно, по делу (не более десяти слов), сдержанно и спокойно. 13) Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».

14) Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: чаще хвалите ребенка, касаясь его, обнимая и т. д.

 Поощрений должно быть больше, чем наказаний.

Например: -положительное подкрепление того, что ребенок уже умеет, с помощью жеста, улыбки и т. д.;

 -приятное событие, сюрприз в выходной день;

 -предоставление возможности заняться любимыми развлечениями.

 Помните, что порицания действуют на таких детей сильнее, чем на других, поэтому:

 -Не прибегайте к физическому наказанию! Если же в нем есть необходимость, то для сверхактивного ребенка простое прекращение его бурной деятельности и принудительное нахождение в определенном месте — уже наказание.

 -Можно в качестве наказания запретить телефонные разговоры, просмотр телепередач и т. д.

-Можно использовать прием «выключенного времени» (изоляция, «домашний арест» и т. д.).

 -Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и других местах, где находится много людей, оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

 -Если ребенок осознал поступок, то с ним необходимо провести беседу, чтобы он усвоил, почему был наказан, и запомнил, что такое поведение не поощряется.

2. Очень важен психологический микроклимат в семье.

1) Проводите досуг вместе всей семьей.

2) Устраните влияние «всепрощающих» взрослых; требования всех членов семьи не должны быть противоречивыми.

3) Избегайте двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой —постановки непосильных, часто невыполнимых задач.

4) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

5) Поддержка, доброе, спокойное отношение —основа достижений ребенка.

6) Оберегайте ребенка от эмоционального переутомления. Если он только что целый час играл с ребятами на улице, не надо ему, придя домой, смотреть мультфильм про человека -паука, а в довершении вечера приглашать друзей к себе домой и играть в индейцев.

7) Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, ему важно ощущать себя умелым.

8)Чаще обнимайте своего ребенка. Помните, что для душевного благополучия каждый день ребенку требуется минимум четыре объятия.

9) А вечером для гиперактивного ребенка очень полезен расслабляющий массаж и сказка наночь.

3. Следите за выполнением режима дня.

 Организуйте место для занятий без посторонних отвлекающих предметов.

1) Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности наравне с другими членами семьи, например, приведение в порядок постели после сна или уборка в своей комнате и т. д. Особенно важно, чтобы папа или мама не выполняли эти обязанности за ребенка.

2) Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

3) Заранее договаривайтесь с ребенком о временных рамках для игр и другой деятельности, а об истечении отведенного времени пусть ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессивности.

4) Не позволяйте ребенку приниматься за другое дело, пока не доделает первое. 5) Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе или дома и обсудите систему поощрений и наказаний за

желательное и нежелательное поведение. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.

6) Оградите ребенка от длительных занятий за компьютером и просмотра телевизионных программ, особенно агрессивного содержания.

7) Для ребенка полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

8) Нежелательны для гиперактивных детей занятия различными видами борьбы.

Список литературы:

1. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребёнок: развитие, воспитание, обучение // Вектор, 2009.

2. Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. О психологии воспитания детей // ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2009.

 3. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой –М.: Центрполиграф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь гиперактивному ребенку?

Ваш ребенок – гиперактивный. В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Бо...

"Как помочь гиперактивному ребенку"

Данный материал поможет родителям в общении с гиперактивным ребенком....

Как помочь гиперактивному ребенку

Консультация родителям - как помочь гиперактивному ребенку?...

как помочь гиперактивному ребенку

на что надо обратить внимание, чтобы выявить гиперактивность и как помочь детишкам преодолеть трудности, свянные с этим...

"Как помочь гиперактивному ребенку" (консультация для педагогов)

Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает профессор Ю.С.Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вест...

Как помочь гиперактивному ребенку с дефицитом внимания?

статья на тему: "Как помочь гиперактивному ребенку с дефицитом внимания?"...

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью - что это такое и как помочь гиперактивному ребенку

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)  страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ,  до сих пор нет....