Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»
план-конспект занятия на тему

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»

          Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру ,а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека  в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры для дошкольников, массовые патриотические игры для подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление-знак по отношению к своему прототипу ( реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

          Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам играм.
          В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.
          Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют крупных игрушек, а, например, для игры в песке лучше средние по размеру.
 

          Важно также , из какого материала игрушка сделана, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.
          Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показало, что подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждом из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения, связанные прежде всего с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, на занятиях, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга, отчетливо выделяются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.
          К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младше дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т.д. Это свойство игрушек-побуждать к игре на определенный сюжет-должны использовать взрослые, подбирая и группируя их..
          Сюжетно-изобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?
          Игрушка для ребенка полна смысла .В игре, отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением о отражают деятельность взрослых. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем тетче проявляется знание им назначения предметов-игрушек-их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.
          Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни а игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.
          Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают  с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.
          Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты,, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
          Для ребенка 6-7 лет главное не в выполнении ролевых игр действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. В ролевой игре старших дошкольников отражаются актуальные стороны жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, газопровода и т.д.
          Жизнь раскрывается пред ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы, лопатка, веник и т.д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту ( дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
          Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда  взрослых , общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.

          Как уже говорилось, детям дошкольного возраста свойственно играть в ролевые игры. Даже играя в одиночку, ребенок все равно входит в разные роли. Но в этом случае он перевозбуждается от обилия взятых на себя ролей, необходимости действовать за всех сразу. Например, при игре в китобойную флотилию ребенок- и капитан корабля, и матросы, и гарпунер, и кит одновременно. Естественно, что после такой игры он будет излишне подвижным, крикливым, даже раздражительным. Такая же игра в коллективе сверстников способствует возникновению эмоционального подъема, но не ведет к превозбуждению, наоборот, создает гармонию настроению.
          Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки- смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным, хотя некоторые родители могут предположить у ребенка какие-то отклонения в психике. Воспитатели детского сада должны объяснить родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.
          Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста,-важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»

        Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру ,а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Хотя игра и является как бы производной от повседневного жизненного опыта ребенка, это не означает, что она лишена предвосхищающей функции по отношению к внеигровым формам его практической деятельности. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека  в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры для дошкольников, массовые патриотические игры для подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление-знак по отношению к своему прототипу ( реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру).

        Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам играм.
        В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.
        Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют крупных игрушек, а, например, для игры в песке лучше средние по размеру.

        Важно также , из какого материала игрушка сделана, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение.
        Изучение опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье показало, что подход к созданию и отбору игрушек должен прежде всего учитывать возрастные закономерности развития игровой деятельности детей. Чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждом из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения, связанные прежде всего с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, на занятиях, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга, отчетливо выделяются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.
        К дошкольному возрасту ребенок осваивает и отображает в игре отношения, возникающие между людьми, так, как он их понимает. Игрушка, действие с нею служат воплощением в игре роли, избранной ребенком. Но младше дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол-детей, например, одевает и кормит из чашки мама, больным мишкам ставит градусники доктор, на грузовике везет кубики шофер и т.д. Это свойство игрушек-побуждать к игре на определенный сюжет-должны использовать взрослые, подбирая и группируя их..
        Сюжетно-изобразительная игра подготавливает ребенка к игре сюжетно-ролевой. Чем же обусловлен переход от сюжетно-отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре-общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?
        Игрушка для ребенка полна смысла .В игре, отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. В начале третьего года жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребенок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением о отражают деятельность взрослых. Чем теснее связана сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста с его жизненным опытом, тем тетче проявляется знание им назначения предметов-игрушек-их характерных свойств, того, как их использовать в игре, как относиться к ним.
        Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что подбирать для игр ребенка следует те игрушки, смысл которых созвучен его жизненному и игровому опыту. Именно ситуации общения, которые неосознанно отражаются ребенком конца второго и третьего года жизни а игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.
        Ребенок рано включается в систему социального общения, и ему не приходится самому открывать способы действий с предметами. Все это малыши усваивают  с помощью игрушек, которые своей формой и функциями повторяют в обобщенной форме предметы, используемые взрослыми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослых. Ему нравится чувствовать, что он делает, как взрослый человек, даже если эти действия происходят в игре.
        Игра младших дошкольников требует в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты,, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку с «крабом». Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.
        Для ребенка 6-7 лет главное не в выполнении ролевых игр действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. В ролевой игре старших дошкольников отражаются актуальные стороны жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, газопровода и т.д.
        Жизнь раскрывается пред ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам. Его трудовые операции, так же как и деятельность взрослых людей, совершаются с помощью специальных предметов труда. Для него это, например, полотенце, тряпочка, веревка, бельевые прищепки, ножницы, лопатка, веник и т.д. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту ( дома, в детском саду), на опыт, почерпнутый из наблюдений, книг и телевизионных передач, ребенок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, подлинно ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, существенно влияющей на нравственно-трудовое воспитание ребенка.
        Какие же игрушки нужны для творческой ролевой игры старших дошкольников? Конечно же, такие, которые позволят им отобразить в игре содержание разного труда  взрослых , общественные явления, доступные пониманию детей этого возраста.

        Как уже говорилось, детям дошкольного возраста свойственно играть в ролевые игры. Даже играя в одиночку, ребенок все равно входит в разные роли. Но в этом случае он перевозбуждается от обилия взятых на себя ролей, необходимости действовать за всех сразу. Например, при игре в китобойную флотилию ребенок- и капитан корабля, и матросы, и гарпунер, и кит одновременно. Естественно, что после такой игры он будет излишне подвижным, крикливым, даже раздражительным. Такая же игра в коллективе сверстников способствует возникновению эмоционального подъема, но не ведет к превозбуждению, наоборот, создает гармонию настроению.
        Многие дети не только используют игрушки, но и приспосабливают для игры другие предметы. Так, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки- смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта. К сожалению, не все взрослые понимают это. В игре маленького фантазера простые предметы вроде листиков или желудей могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты, что является закономерным, хотя некоторые родители могут предположить у ребенка какие-то отклонения в психике. Воспитатели детского сада должны объяснить родителям особенности игровой деятельности детей, помочь им обогатить игру различными игрушками-самоделками, в том числе из природного и другого материала.
        Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка- верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям. Вот почему определение общих и более конкретных педагогических требований к игрушкам разных видов, предназначенных для детей разного дошкольного возраста,-важнейшая задача дошкольной педагогической науки и практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в детской игре

Данный материал можно использовать в работе с родителями для информирования их по теме: "Игрушки"...

Роль игрушки в детской игре

Консультация для родителей....

" Роль игрушки в детской игре "

" Роль игрушки в детской игре "...

Роль игрушки в детской игре.

РОЛЬ ИГРУШКИ В ДЕТСКОЙ ИГРЕ....

«Роль игрушки в детской игре»

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...

Роль игрушки в детской игре

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки являютс...

консультация для педагогов «Роль семьи и детского сада в работе по формированию привычки у детей заботиться о своем здоровье»

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение совместных средств массовой информации способствует повышению санитарно – гигиенических  з...