"Слово и движение на основе детского фольклора"
статья по теме

Владимирова Валентина Григорьевна

Значение использования детского фольклора в работе с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_dvizhenie_na_osnove_detskogo_folklora.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

                  «СЛОВО И ДВИЖЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Составитель:

 Владимирова Валентина Григорьевна

       Очень сложно подобрать такие слова, чтобы объяснить ребенку многообразный окружающий мир. На протяжении  многих веков народная педагогика создавала и собирала замечательные «жемчужины» - потешки, прибаутки, песенки, сказки, пестушки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно, а главное – понятно даже самым маленьким детям.

     Встреча с народной поэзией – всегда праздник не только для детей. Радость и удовольствие от меткого слова, яркого образа испытывают и взрослые.

     Синтез поэтического слова и движения, создание новых образно – игровых композиций, в которых движение  конкретизирует слово, делает его более понятным малышу, а слово помогает более четко  выразительно исполнить движение. При этом ребенок, а иногда и сам взрослый, не только воспринимает общее значение слова, но и постигает глубинный смысл выражения благодаря образности  движений и восприятия  их на эмоциональном уровне.

    Сколько юмора, фантазии, красоты в народных шутках, потешках, прибаутках!

    Какой роскошный, выразительный язык!

    Каждое маленькое произведение  можно повторять много раз и с каждым разом его смысл  и красота будут восприниматься по - новому. А исполнение при этом движений настолько естественно и органично,  что кажется, будто иначе и невозможно его рассказать.

    Ценность игровых упражнений  с использованием русского фольклора, не только в их образности, художественности, важно также  и то, что они помогают развивать у детей разнообразные способности и умения. Это и развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Даже, казалось бы, незатейливые имитационные движения  к потешке: «Мешу, мешу тесто» (сжав кулачки, ребенок «месит тесто», затем на слова «пеку, пеку каравай, переваливай, валяй!» - мягко играет кистями рук, способствуют поочередному мышечному напряжению и расслаблению, помогают ребенку овладеть как своим телом, так и речью, голосом.

    Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша, которые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки. Поэтому необходимо самому взрослому научиться артистично читать, сразу же вместе с движениями, потешки  и прибаутки. От того, насколько эмоционально и выразительно рассказывает и показывает взрослый, насколько он владеет интонацией, дикцией, пластикой, мимикой, зависит и выразительность исполнения малышом.

    Как показывает практика, дети с большим интересом и удовольствием на основе подражания включаются в совместное обыгрывание сюжетов. Доступные образно-игровые упражнения («как идет снег», «как летает бабочка», «ползет, выпуская рога улитка» и др.), развивают не только эмоции и артистические способности, но и ловкость, точность движений, рук, пальчиков, т.е. мелкую моторику.  

     Постепенно дети запоминают движения, начинают самостоятельно их исполнять, иногда привнося в них что-то свое – жесты, мимику, интонации и т.д.  То есть у них развивается способность к творческому самовыражению.

    Слово «фольклор» - английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Фольклор детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких.  

    Детский фольклор черпает материал из разных источников. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.

    Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях (почти все дети любят,  когда их поглаживают по головке, рукам, плечикам) – это язык эмоционального общения.

    Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка открыть для себя двери в огромный мир народного творчества, поэзии, театра. Поможет им чувствовать красоту и радоваться ей, научит понимать и любить родное слово, поможет стать эмоциональными и духовно богатыми людьми.

«А что  за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»

            А. С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают поя...

Картотека речевых игр на основе детского фольклора для детей дошкольного возраст.

Картотека речевых игр на основе детского фольклора для детей дошкольного возраста....

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Сборникречевых игр на основе детского фольклорадля детеймладшего дошкольного возраста...

Брошюра. Речевые игры на основе детского фольклора

Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложени...

Картотека речевых игр на основе детского фольклора для детей дошкольного возраста

Раздел 1: Колыбельные песни«Котенька - коток»Цель: Учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единствен...