Этюды
картотека на тему

Рослова Капиталина Александровна

Эмоции, эмоции, эмоции... как же их выразить

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etyudy.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Этюды на выразительность жеста

«Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

«Дружная семья»

        Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьёт или вяжет и т.п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

«Возьми и передай!»

        Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу из рук в руки какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

«Игра в снежки»

        Зима. Дети играют в снежки.

Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

«Сколько звуков?»

        Ведущий несколько раз стучит карандашом по столу. Ребёнок должен показать на пальцах, сколько звуков.

«Это я! Это моё!»

        Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, потому что она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает выразительным жестом: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь.

«Вот он какой!»

        Ребёнок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заострённый, крупный, круглый, мелкий, четырёхугольный, длинный, короткий.

«Не покажу!»

        Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечных зайчиков. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав зеркальце ладонями к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

«Я не знаю!»

        Мальчика незнайку о чём-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками; «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел».

        Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

«Тише!»

        Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «Идут вверх».

«Отдай!»

Ребёнок требует отдать ему игрушку.

        Выразительные движения: руки протянуты вперёд ладонями кверху.

«Иди ко мне»

        Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты навстречу малышу.

«Уходи!»

Ребёнок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.

«До свидания!»

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

«Заколдованный ребёнок»

Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Этюды на выражение удивления

«Удивление»

Мальчик очень удивлён: он видел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, а из чемодана выпрыгнула собака!

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«Круглые глаза»

        Однажды первоклассник подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шёл из школы, зашёл в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

Этюд на отображение

отрицательных черт характера

«Упрямый мальчик»

Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама берёт мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывает руку да ещё топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»

«Злюка»

Ребёнок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

«Робкий ребёнок»

Ребёнок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот его обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена.

«Эгоист»

Мама приносит к чаю три пирожных. Мальчик берёт себе одно пирожное и показывает на два других: «А эти я съем вечером». Мама огорчена: «Мой сын эгоист».

«Жадный пёс»

Ведущий читает стихотворение

Жадный пёс

Дров принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк,

Спрятал в уголок.

И съел сам –

Гам-гам-гам!

В Квитко

Затем один ребёнок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

«Наглец»

Мальчик садится на скамейку под окнами и громко играет на гармошке.

Из подъезда выходит женщина и просит мальчика перейти на другое место:

- Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!

- А мне –то что! – говорит сквозь зубы мальчик и играет ещё громче.

«Ябедник»

Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик, плача, бежит к своей маме (воспитателю) и говорит, что его обидели.

«Притвора»

Мальчики играют в пятнашки, они догоняют и пятнают друг друга. Неожиданно один из мальчиков падает и не поднимается. Мальчики подходят к нему, осматривают ногу, усаживают его на скамью. Внезапно мальчик отталкивает товарища, вскакивает, пятнает ближайшего и бежит. Товарищи пытаются его поймать, но он спасается бегством.

«Вова – растеряша»

Ведущий читает стихотворение, делая паузы после каждого вопроса.

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли её в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ёжик утащил?

Может, плюшевый медведь

Захотел её надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова – растеряшка

Вот твоя рубашка!

Л.Барбас.

Ребёнок, исполняющий роль Вовы во время этих пауз всем своим видом как бы говорит: «Я не знаю»

«Кривлялка»

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него одного.

Этюды на выражение

внимания, интереса, сосредоточения

«Собака принюхивается»

        Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонен вперёд.

«Что там происходит?»

Дети стоят в тесном кружке и что-то рассматривают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них останавливается девочка. «Что там происходит?» - думает она, но ближе подойти не решается.

Выразительная поза: голова повёрнута в сторону происходящего, взгляд пристальный, одна нога выдвинута вперёд и вес тела перенесён на неё, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

«Кузнечик»

        Девочка гуляет в саду и вдруг видит большого зелёного кузнечика. Она подкрадывается к нему, протягивает руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

        Выразительные движения: шея вытянута вперёд, взгляд пристальный, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на цыпочках.

«Любопытный»

По улице идёт мужчина и несёт в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирает. Мальчику очень хочется узнать, что лежит в сумке. Мужчина идёт большими шагами и не замечает мальчика. А мальчик прямо-таки вьётся около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашёл в телефонную будку. Мальчик присаживается на корточки около сумки, слегка приоткрывает молнию и заглядывает внутрь сумки. Там лежат всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно машет рукой, встаёт и не спеша идёт к своему дому.

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Выразительная поза: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Этюды на выражение страха

«Гроза»

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребёнок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Звучит музыка М.Раухвергера «Гром».

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

«Ночные звуки»

Утёнок убежал с птичьего двора. Ночь застаёт его в лесу. Идёт дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнуться под напором ветра почти до земли, а утёнку кажется, что его хватают большие тёмные  и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утёнок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утёнок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.

        Выразительные движения: дети изображают деревья, пеньки, коряги. Дети издают громкие, пугающие звуки. Ребёнок-утёнок изображает движения согласно тексту, показывая страх

«Собака лает и хватает за пятку»

        Ребёнок гуляет. Мимо него на поводке идёт собака. Она лает на ребёнка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребёнок сжимается от страха.

 «Лисёнок боится»

Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

        Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Потерялся»

На вокзале ребёнок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.

«Один дома»

Мама - енотиха ушла добывать еду, крошка - енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке – еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь?

«Страх»

Мальчик (или девочка) боится одиночества. Он(а) неподвижно сидит на стуле и со трахом смотрит на дверь: а вдруг в другой комнате кто-то притаился? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная».

Выразительная поза: голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Этюды на выражение вины и стыда

«Провинившийся»

Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения: голова наклонена вперёд и втянута в приподнятые плечи; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.

Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.

«Стыдно»

Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было старшему брату.

«Кот Васька»

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Этюды на выражение

страдания и печали

«Остров плакс»

Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети – плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

«Ой-ой-ой, живот болит»

Медвежата Тим и Том  съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой-ой-ой, живот болит!

Ой-ой-ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

М. Клокова

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

«Золушка»

Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

        

 

«Я так устал»

        Маленький гномик несёт на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:

Я так устал,

Я очень устал.

Выразительная поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Этюды на отображение

положительных черт характера

«Честный шофёр»

        В такси (специально поставленные стулья) сел мужчина , у него был фотоаппарат. Он сказал шофёру, куда ему надо ехать и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился с водителем, вышел из машины и направился к дому. Шофёр посмотрел на то место, где сидел пассажир, и увидел оставленный на сидении фотоаппарат. Он остановил машину, взял забытую пассажиром вещь и пошёл к подъезду, в который вошёл владелец фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живёт рассеянный пассажир, поэтому он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на втором этаже одну из дверей открыл сам хозяин фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему потерю. Мужчина поблагодарил водителя.

«Посещение больного»

Мальчик заболел. К нему пришёл друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом даёт ему попить, заботливо поправляет одеяло.

«Любящий сын»

Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идёт на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает её подарок.

«Вежливый ребёнок»

На стульях сидят дети. Входит ребёнок и вежливо здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливого ребёнка).

«Смелый заяц»

Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк.

Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

«Часовой»

Ребёнок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:

Стоит он в дозоре, и зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить никто не посмел.

Выразительная поза: голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлён вперёд, ноги слегка расставлены, руки держат воображаемый автомат.

«Добрый мальчик»

Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У неё замёрзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошёл к девочке и надел на её руку свою рукавичку.

«Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У неё упал свёрток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял свёрток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

«Так будет справедливо»

Мама уходит в магазин. Как только за ней закрывается дверь, братья начинают баловаться: они бегают вокруг стола, борются, кидают друг другу диванную подушку. Вдруг щёлкает замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро садится на диван. А младший продолжает играть с подушкой. Вот он подбрасывает подушку вверх и попадает ею в люстру, которая начинает раскачиваться. Мама, рассердившись, ставит провинившегося в угол. Старший брат поднимается с дивана и встаёт рядом с братом.

- Почему ты встал в угол, ведь я тебя не наказала? – спрашивает мама.

 - Так будет справедливо, - серьёзно отвечает ей старший сын. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбается и прощает обоих братьев.

Этюды на выражение

удовольствия и радости

«Золотые капельки»

Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен тёплый летний дождь!

Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

«Цветок»

Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Выразительные движения: объятия, улыбки.

«Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (мальчик с новой машинкой). Звучит весёлая музыка.

«После дождя»

Жаркое лето. Только что прошёл дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Этюды на выражение

отвращения и презрения

«Солёный чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

«Гадкий утёнок»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нём птицы демонстрируют своё презрительное и брезгливое отношение к утёнку, который не похож на других утят. Они считают его безобразным и гадким.

Выразительные движения:

1.Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены.

2.Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперёд.

«Грязь»

Мальчик обул    новые ботинки и пошёл в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, где идут ремонтные работы и всё раскопано. Недавно прошёл дождь, и на дороге грязно и скользко. Мальчик идёт осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи, осторожно ступая на цыпочках и выбирая более чистое место.

«Новая девочка»

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у неё был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей – недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…

Этюды на выражение гнева

«Король Боровик не в духе»

Ведущий читает стихотворение, а ребёнок действует согласно тексту.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

В. Приходько

«Хмурый орёл»

Ведущий читает стихотворение:

Вот за решёткой, хмур и зол,

Сидит орёл.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх.

Давно ль громады грозных скал

Он облетал.

И камнем падал свысока

На врага?

Он был свободный властелин

Седых вершин.

Теперь в неволе, хмур и зол,

Сидит орёл.

Затем дети по очереди изображают орла, который медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решётки.

«Баба-Яга»

Баба-Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

«Гневная гиена»

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьяна. Гиена хочет съесть обезьянку и ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная гиена,

Я гневная гиена.

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Усложнённые этюды

Про Таню 

(горе - радость)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч!» (радость)

« В лесу»

(внимание – страх – радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)!

«Дуремар и Тортилла»

(презрение – гнев)

Пришёл Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он её поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах, ты, плавучий чемодан, глупая тётка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал её на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь – ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит всё население пруда просить меня об этом!» (гнев)

Дюймовочка и Майский Жук

(отвращение и гнев)

Майский Жук перенёс Дюймовочку на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень неприятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на неё за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил её на ромашку (гнев).

«Кто съел варенье?»

(удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишнёвое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление) Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Цветок

Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу, в лесу, в цветнике. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком на лугу? Каким цветком хочет быть (имя ребёнка)?..

Солнышко ещё не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, головку обхватили лепестками. Дышат глубоко, ровно, спокойно.

Но вот: «Дзынь» - выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке цветочек – (имя), цветочек – (имя) …(гладит).

Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, влево, вправо, верх. Зажмурились от яркого солнышка.

Открыли глаза широко и улыбнулись.

Как рады цветочки солнышку!

Зазвенели колокольчики: «Динь-динь-динь».

Им ответили ромашки: «Тик-так, тик-так». Стали цветочки умываться росой: щёчки, глазки, плечики, грудку.

Вот какие чистые и свежие!

Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро!»

Ежата

Представьте, что вы в лесу. Я – мама-ежиха, а вы - мои маленькие ежата. Вы спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки. Вдруг из-за высоких деревьев показался тёплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои чёрные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, потом вниз на зелёную травку, наконец вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку… Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.

Потом развернулись и потянулись.

Умылись росой, попили из маленького зелёного листика.

Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись.

Посмотрелись в лужицу. Увидели, что их колючки спутались, и расчесались.

А вот мама – ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли её. Как мы любим тебя, мама!

 

Берёзка

Наконец после долгой, холодной зимы наступила тёплая весна.

Белоствольные берёзки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло.

Улыбнулись берёзки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил берёзкам поиграть. Удивились они, но согласились.

Закачали  берёзки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом всё сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун ветер принёс с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились берёзки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут ещё дождь закапал, вымокли берёзки до последней нитки. Повисли ветви, как плети.

Испугался ветер, что берёзки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и берёзки радостно вздохнули.

 

Солнце

Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю Землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож – месяц пошёл отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось. А оно сладко спит.

Услышал оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки. Но время не ждёт. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати. Умыло глазки, ротик, щёчки.

Взяло расчёску и расправило свои золотые волосы – лучики. Они распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило своё платьице и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Росинки

Наступило утро. Солнышко ещё дремало. В лесу все спали, только птички проснулись и запели: «Чирик – чирик – чирик».

На травинках проснулись росинки.

Они покачались, поздоровались с птичками и сказали всем радостно: «С добрым утром!»

Росинки разбудили и злую крапиву. Она расправила листики и обожгла их.

Сжались росинки от боли, испугались, притихли.

Но ветерок откатил росинок от крапивы, и они упали в бутончик колокольчика. Удивились росинки, осмотрелись и обрадовались, что рядом нет злюки крапивы. Голубой колокольчик был очень красивым. Он закачался и зазвенел: «Динь – дон, динь – дон». Росинки умыли стебелёк, лепестки и листочки колокольчика. Попрощались и покатились дальше.

Из семени в дерево

(Педагог изображает садовника; предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относиться к ним, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С тёплым весенним солнышком семечко начинает расти. (Дети поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивает тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложиться на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этюды используемые в работе по экологическому воспитанию дошкольников

ЭТЮДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Мини - Этюды используемые в работе по экологическому воспитанию дошкольников

МИНИ - ЭТЮДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Эмоциональные этюды

Этюды на выражение удовольствия и радостиВкусные конфетыСитуация. У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с кон­фетами. Дети берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачива...

ЭТЮДЫ НА ТРЕНИРОВКУ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

Этюды предназначены для обучения приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерически...

"Психологические этюды - первый шаг к театрализации"

Материал составлен по "Психогимнастике" М.И.Чистяковой...

Этюды (театральная деятельность)

Этюды для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста...

Картотека: "Этюды и упражнения по психогимнастике"

Хорошая картотека психогимнастики, можно использовать, как один из приемов нетрадиционной работы....