ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гресь Анна Сергеевна

Мы живем в век стремительного развития. И условия жизни техногенного общества порождают необходимость воспитания у подрастающего поколения культуры межнационального общения, воспитания этнокультурного гражданина, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_vospitanie_doshkolnikov.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Ф.И.О.: Гресь А.С.

ГБДОУ № 32 Петроградского р-на

г.Санкт- Петербурга

Мы живем в век стремительного развития. И условия жизни техногенного общества порождают необходимость воспитания у подрастающего поколения культуры межнационального общения, воспитания этнокультурного гражданина, начиная с дошкольного возраста.

Активное развитие туризма и современные возможности позволяют уже с раннего возраста посетить разные страны, контактировать с людьми других национальностей, познакомиться с культурой народов. В числе воспитанников нашего детского сада дети разных национальностей, разной культуры и имеющие разный цвет кожи. Поэтому вопросы этнокультурного воспитания приобретают на сегодняшний день особую актуальность. Диагностика у старшего дошкольного возраста, посвященная особенностям социализации, выявила проблемы в формировании представлений о родном городе, стране и мире, в котором живут дети. Что еще раз подтвердило необходимость работы в этом направлении.

Детский сад, сотрудником которого я являюсь, работает в режиме районной экспериментальной площадки по теме: «Проектирование психолого-педагогической поддержки социализации ребенка в дошкольном образовательном учреждении общеобразовательного вида»

Коллективом педагогов была создана программа проектных недель по ознакомлению детей с разными странами мира. Каждая неделя была посвящена знакомству с культурой, традициями и достопримечательностями конкретной страны. Причем выбор стран был не случайным, мы отталкивались от интересов детей.

В рамках знакомства со страной, было уделено внимание национальным костюмам, а точнее их созданию. Мной была создана коллекция национальных бумажных кукол, с характерными внешними особенностями (цвет кожи, волос, разрез глаз). Задачей детей, по средства образовательных ситуаций, было создание костюмов той или иной страны. Были заготовлены шаблоны костюмов, также предоставлен различный материал, для более точной передачи национальных особенностей.

Например, для создания белорусского костюма ребятам были предложены фломастеры и карандаши, для прорисовывания национального орнамента. Обувь и шляпа у мальчика есть передача традиционного народного промысла - плетение из лозы. Что интересно, при создании белорусского наряда, ребята самостоятельно сравнили его с русским народным костюмом и сделали вывод о сходстве. Ведь не даром Белоруссия- братский народ.

При знакомстве с Египтом, был сделан акцент на древнеегипетские одежды. В этом костюме ребята использовали глянцевую бумагу. Например, с помощью бумаги золотого цвета ребята старались передать материал, из которого сделаны украшения - металл, а разноцветная глянцевая бумага послужила для украшения различными драгоценными камнями. Также цвет платья позволяет сделать акцент на климатических особенностях Египта.

Для создания немецких и финских национальных костюмов была выбрана бархатная бумага, для передачи предпочтения выбора ткани европейского народа. В процессе работы дети самостоятельно находили сходства и отличия костюмов между собой, и сравнили его с русским народным костюмом.

При знакомстве с Китаем, детям было предложено создание собственного китайского головного убора – шляпы. Что вызвало особый интерес у детей. Хоть шляпа была сделана не из рисовой соломы, а из обычного цветного картона, зато украшена она была китайские символом доброго начала- змеем Лун.

При создании национального традиционного костюма Индии детям были предложены раскраски с индийскими орнаментами (индийские слоны, капли). Ребятам необходимо было раскрасить, вырезать орнамент, а после уже приклеить к костюму.

В самостоятельной деятельности ребятам были предложены раскраски с костюмами страны конкретной недели.

Для того, чтобы вызвать у детей больший интерес, погрузить их в процесс создания костюмов разных народов, были использованы различные образовательные ситуации.

Пример: «Гости нашего города потеряли чемоданы»

Воспитатель показал кукол без верхней одежды, и рассказал детям историю, о том, как в аэропорту туристы, которые прилетели из другой страны потеряли свои чемоданы, и остались совсем без одежды. Далее воспитатель предлагает им помочь. А вот идеи уже поступают от детей. Кто-то готов отвести их в магазин, кто-то отдать свою футболку. В результате ребята становятся дизайнерами и создают национальную одежду для гостей нашего города.

Процесс создания костюмов вновь и вновь вызывал интерес у детей, поспособствовал запоминанию культуры, традиций, промыслов и климата разных стран. Теперь созданные руками детей куклы, являются игрой для ребят и дидактическим наполнением группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников/

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественн...

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....

Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа....

Формы работы по этнокультурному воспитанию дошкольников

Формы работы по этнокультурному воспитанию дошкольников...

Статья в районной газете "Огни Курумкана" "Этнокультурное воспитание дошкольников"

Статья в районной газете "Огни Курумкана" "Этнокультурное воспитание дошкольников"...