Педагогическая этика в работе с семьёй ребенка с особыми образовательными потребностями.
статья на тему

Оболдина Наталья Сергеевна

В статье подобран материал и литература по   педагогической этике.

Представлены ситуации, правила построения  взаимодействия с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая этика в работе

с семьёй ребенка с особыми образовательными  потребностями.

Деонтология -  наука о долге, моральных обязанностях, профессиональной этике.

Нейрофизиолог В. М. Бехтерев говорил: « Если  больному после беседы с врачом  не становится легче – это не врач».

Если после беседы с педагогам мать ребенка уходит подавленной, убитой, не видящей никаких возможностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это не педагог.

В организации работы с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями необходимо показать родителям  самые ничтожные, едва заметные успехи ребёнка в учебной или другой видах деятельности. Если ребёнок не умеет натягивать колготки, то он несомненно наденет панаму.  Если ребёнок не может выложить из палочек фигуру, то ему окажется под силу собрать эти палочки и положить в коробку. Следует подобрать доступное для ребёнка задание и запастись терпением.

Педагоги должны относится к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, деликатно и бережно, стараясь со своей стороны, упрочить согласие в семье.

Не стоит педагогу акцентировать внимание   матери на  неудачах ребёнка  и неадекватных поступках,  потому что в этом нет конструктивного начала.  Первое правило, которому обязан следовать педагог, - не оскорблять родительских чувств.  Некоторым педагогам кажется, что чем  в более неудобное положение они  поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела – они сильнее почувствуют свою ответственность за детей.  Это непростительная ошибка.  Следствие такого подхода -  чувство безнадежности, недоверия к педагогу и нежелание встречаться с ним. [4. С. 164].

Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начать с того, чего ребёнок уже достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем.

Что касается объективных трудностей -  поведения и эмоциональной сферы ребенка вы непременно их коснетесь, но произойдет это в ходе  доброжелательной, доверительной беседы.

Специалисты  должны соблюдать  определенные границы в использовании тех сведений о состоянии ребенка, которыми они располагают.  Кроме того мать нередко доверяет  сугубо личные проблемы. Если педагог будет спекулировать имеющимися сведениями, он утратит в глазах родителей всякий авторитет.

Педагоги и родители обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребёнка, но порой  создает у более осведомленного в вопросах специальной педагогики педагога искушение поучать, занять положение неприкасаемого авторитета. Менторский тон  недопустим  и с родителями нормального, здорового ребенка, тем более с родителями ребенка  - инвалида.

Образовательный уровень  родителей тяжело отсталых детей (в отличии от того, что наблюдается в семьях детей с легкой формой умственной отсталости)  достаточно высок. Многие имеют высшее образование, интересуются специальной литературой и в диалоге с педагогом могут выступать, как  весьма  осведомленный собеседник.

Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей  с особыми образовательными потребностями требует от первых  большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.

Нужно помочь родителям пережить с меньшими психологическими  затратами  сложившуюся жизненную ситуацию. Надо рассказать матери  и по возможности показать, как можно упорядочить  поведение ребенка, научить самообслуживанию и элементарным формам общения.

При проведение работы с родителями  и детьми с особыми нуждами специалист должен  познакомить их с  возможностью компенсации чувства собственной неполноценности путем создания в качестве противовеса источника успокоения. (Историческим примером может  служить оратор Демосфен, страдавший дефектом речи и устранивший его  упорной тренировкой). В арсенале специалиста должно быть достаточное количество  примеров)  [2, С. 83-84].

Социальные  исследования  выявили такую ситуацию, в которой родители, имеющие детей с тяжёлой патологией стремятся, как можно быстрее отправить ребёнка в больницу, что бы хоть ненадолго получить возможность отдохнуть. Именно с целью предупреждения негативного отношения к собственному ребёнку важно предоставить родителям возможность краткосрочного отдыха и получения ими психологической помощи индивидуально или в группе.

Сверхзаботливые родители, наоборот,  часто обременяют  специалистов расспросами и рассуждениями о состоянии и лечении своего ребенка. В этом случае необходимо  дать возможность  родителю высказаться, для того, что бы он не считал, что от него «отмахиваются» [2. С,86].

Психологи, социальные педагоги, педагоги отмечают, что  необходимо  воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями, умение понимать их проблемы. С этой целью  возможны издание  небольших информационных материалов типа памяток, буклетов.

Таким образом,  какими бы компетентными специалистами мы не были, и каким количеством знаний и методик мы не владели никогда не стоит забывать о  педагогической этике.

Именно педагогическая тактичность,  чувство эмпатии, толерантность и просто человечность имеют важное  значение в  оказании квалифицированной помощи семьям с детьми с  особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Если в семье ребенок – инвалид: Сб. ст., очерков, Сост. С. А. Горбунова. – Калининград: ОГУП «Калининград кн. изд – во», 2003. – 248 с.
  2. Е. В. Бурмистрова Семья с «особым ребеноком»: психологическая и социальная помощь. //Вестник практической психологии образования №4 (17) октябрь – декабрь 2008.
  3. Корельская Н. Г. «Особая» семья – «особенный» ребенок: Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.  – М.: Советский спорт, 2003. – 232с.
  4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: «Академия», 2003. – 208 с.
  5. Малышева Е. В.  Характеристика семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическая этика в работе педагога в МАДОУ»

Педагогическая этика - это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью...

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...