Главные вкладки

    Познавательная игра "ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б.М. КУСТОДИЕВА, ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Штанько Ирина Вениаминовна

    Представлена разработка познавательной игры, в которой дошкольники узнают о истории, традициях и жизни на руси в 19 веке, а также некоторых уже давно исчезнувших профессиях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznavatelnaya_igra_poo_muzeynoy_pedagogike.docx19.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗНАКОМСТВО С ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Б.М. КУСТОДИЕВА,

    ЖИЗНЬ ГОРОЖАН НА РУСИ

    Штанько И.В., к.п.н., доцент кафедры

    дополнительного образования и

    сопровождения детства ГБОУ ВО МО

    Академия социального управления г. Москва

    Познавательная игра

    Для детей старшего дошкольного возраста

    Цель:     Познакомить с портретной живописью художника Б. М.Кустодиева. Задачи: 

    • Через его картины уточнять и расширять знания детей о жизни городов на Руси.
    • Развивать интерес к истории своей Родины
    • Учить  вести беседу, рассуждать и  четко излагать свою мысль, слушать товарища.

    Словарная работа: Горожане, крестьяне, извоз, извозчик, сундучник, купец, купчиха, трактир, трактирщик, булочник.

    Материал:    Подборка    иллюстраций   Кустодиева    «Портрет», грамзапись «Городские шумы»

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети, мы с вами много говорили о нашей Родине, о ее богатствах, о реках и городах. Сегодня я хочу поговорить с вами о людях которые жили в городах и деревнях на Руси раньше.

    • Кто сможет нам напомнить, как называли, да и сейчас называют людей, живущих в деревнях? (крестьяне)
    •  городах? (горожане).

    Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие во времени.

    • Знаете ли вы, что такое время?  

     (Ответы детей могут быть самыми разнообразными. Подвести  их к пониманию того, что человек изменяется во времени.)

    • Вам хотелось бы оказаться в прошлом?
    • Интересно было бы узнать, кто там жил, как выглядели люди? (Да.)
    • Тогда я приглашаю вас отправиться в прошлое на «машине времени».

    (Попадаем с детьми в комнату, где расположена выставка репродукций с картин художника Б.М. Кустодиева.)

    Воспитатель: Давайте вспомним, чем занимались крестьяне? А поможет это нам сделать игра «Волшебный круг» На доске  два круга.

    Первый круг - деревня, второй круг - город. Давайте заполним первый (животноводство,  птицеводство, огороды, сады, выращивание зерновых).

    Второй круг - город, мы заполним чуть позже, когда вспомним, чем же занимались горожане. А помогут нам в этом разобраться картины русского художника Бориса Михайловича Кустодиева,  

    Перед нами портретная живопись художника Б. М. Кустодиева. В центре его портрет. Посмотрите на этого человека, каким он вам кажется? (добрый, смелый, сильный, жизнерадостный).

    А если я вам скажу, что это не просто портрет, а автопортрет.

    • Как вы это объясните?
    • Что значит автопортрет?

    Б. М. Кустодиев родился на берегу реки Волги. Мы с вами знаем,

    что Волга - река труженица и, конечно,  люди, живущие на ее берегах, очень много трудились, В детстве когда Б. М. Кустодиева звали просто Боря, он очень любил наблюдать за людьми, всматриваясь в их лица., мальчик любил фантазировать. Какой человек? Как он делает свое дело? Как относится к другим людям?

    Он очень любил людей и поэтому когда вырос, стал художником -портретистом.   Перед нами целая галерея портретов жителей русского города.

    Давайте посмотрим на  портрет «Купец» и  вспомним чудесную сказку русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек.    

    • Как она начинается? (в случае необходимости:   «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был  купец»).
    • Вспомните, чем же купцы занимались?

    На портрете изображен купец, торговый человек. Посмотрите на него внимательно, каким он вам кажется? ( строгий, сильный, умный, видно, что он в своей жизни много потрудился, теперь он богатый и довольный)

    Обратите внимание на его одежду, добротные сапоги, часы на золотой цепочке и очень модный в то время жилет.

    А это (портрет «Купчиха») его жена - купчиха. Посмотрите, какая она статная, красивая, нарядная, на ней яркий платок, сделанный русскими мастерами. Вот такими они были купец и купчиха - горожане.

    А теперь посмотрим на другие портреты.  «Извозчик - лихач», «Извозчик за чаем»

    • Как вы думаете кто по профессии мужчины?  

    Художник изобразил извозчиков, людей, которые перевозили пассажиров.

    • Каким вам кажется этот человек?
    • Как вы думаете, что он кричит?

    Дети, портрет может рассказывать не только о том, кто изображен, но через портрет можно узнать о жизни людей того времени.  

    • Как извозчики одевались зимой? (меховой тулуп, подвязанный кушаком).

    Из этих портретов мы узнаем, на чем горожане ездили. И, конечно   можно догадаться о том, что телеги и сани надо было смастерить, значит были специальные мастерские и мастера.

    Посмотрите, какой интересный прием использует художник. Он нам показывает город через окно в чайной.

    • Что вы видите за окном? (городские конюшни, церкви, храмы вдали).

    Все это надо было построить, значит в городе жили архитекторы, строители.

    Взгляните-ка на наш сундук

    • Как вы думаете, откуда он взялся? (рассуждения, предположения детей).

     Смастерил его мастер, а называли этих мастеров - сундучники. Одного из них изобразил Борис Кустодиев на этом портрете.

    • Каким вам кажется мастер? (умным, грамотным, трудолюбивым, любознательным и т. д.).
    • О чем еще нам рассказывает портрет? (сундуки разной формы, величины, с разным рисунком. Детали рассказывают,  что люди были грамотные и печатали газеты).

    Обратите внимание на одежду.  Жилетка, которую очень любили носить мужчины в давние времена на Руси. Вы видите ее и на   купце, и на сундучнике, и у   мужчин на других картинах. Давайте с ними познакомимся, Рассматривание  картин  «Булочник», «Трактирщик»  

    • Какой по характеру булочник на картине? (веселый неугомонный человек, труженик, поэтому его баранки, булки, калачи, пирожные самые вкусные)

    А это трактирщик (трактир - столовая).

    • Какой, по вашему, у него характер? (Он серьезен, он уверен, что все самое вкусное у него, он этим гордиться и терпеливо ждет своих посетителей)

    Из этих портретов мы узнаем не только о том, кто и где кормил людей, но и что они ели.

    • Посмотрите внимательно на картины, что ели ?  (Дети называют).

    И, конечно же, овощи. Этот портрет так и называется «Торговка овощами»

    • Расскажите о торговке, какая она?  
    • Какие овощи  фрукты выращивали?

    Еще нам Кустодиев своими картинами рассказывает   о широте и величие земли русской: река, судно, плывущее по ней, храмы, соборы.

    Посмотрите еще раз на все эти портреты.

    • Какие краски использует художник?

    Краски яркие, насыщенные. Чувствуется, что он писал эти портреты с любовью. Любовь художника делает картины живыми. Прислушайтесь и вы услышите  крики торговцев, зазывание извозчиков, звон бубенцов и пение церковных колоколов.  (Звучит грамзапись «Городские шумы», «Колокола»).

    Портреты рассказали нам о том, что горожане - это добрые, трудолюбивые люди. Мы узнали о том, как они жили, чем   занимались, как одевались, что ели, как передвигались на дальние расстояния, что  строили.

     Давайте заполним наш второй   «волшебный круг».

    • Чем же занимались горожане, что они делали? (по ответам детей знаками заполняется второй круг)
    • А скажете, мог ли город прожить без всякой помощи деревни? Докажите, объясните,
    • А деревне нужна была помощь города? Какая?

    Конечно, деревня и город всегда помогали друг другу (стрелочками соединяются  оба «волшебных круга»).

    Все это наша Родина. Мы увидели,  с какой любовью нам передал Кустодиев жизнь людей.

    • А как вы понимаете слово Родина? (рассуждение детей). 
    • И, наверное, знаете стихотворения о Родине? Давайте вспомним

    Дети читают стихи о Родине

    Наше путешествие подошло к концу, Давайте на «машине времени» возвратимся обратно в детский сад


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление дошкольников с портретной живописью

    В статье раскрываются теоретические аспекты вопроса, дается характеристика восприятия портрета детьми разного возраста, приводятся конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с портретной живописью...

    Презентация педагогической деятельности: "Педагогические условия развития представлений об образе человека в детском рисунке на основе портретной живописи"

    Представляю презентацию работы  проводимой  с детьми по развитию представлений детей об образе человека на основе портретной живописи и научное исследование  по этой теме....

    Знакомство с портретной живописью в детском саду.

    Статья посвящена эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством знакомства их с жанром изобразительного искусства - портретной живописью. С  разновидностями портретной живописи д...

    «Язык человеческих чувств. Ознакомление с портретной живописью».

    Конспект данного занятия разработан для детей средней группы ДОУ. Целью занятие является ознакомление детей с жанром портретной живописи.  В ходе его реализуются  задачи по формированию у де...

    Роль портретной живописи в эстетическом развитии детей дошкольного возраста

    Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портретный жанр  живописи раскрывает  мир  чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для...

    ознакомление дошкольников с портретной живописью

    методика ознакомления дошкольников с портретной живописью...

    Ознакомление дошкольников с портретной живописью

    материал для педагогов и родителей дошкольников с примерами бесед и занятий по ознакомлению с портретной живописью...