Консультация. "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."
консультация (подготовительная группа) на тему

Филимонова Екатерина

Консультацияя-Игра помогает воспитывать интерес детей к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дошкольное детство  –   это период  игры.  Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие и доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравится дошкольникам игры в семейном кругу.

Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его  знаниях в этой  области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если  родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой  областью действительности ,несомненно, очень легко и найдет  отражение в его играх.

Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру.  Он начинает из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными.  Взрослый может как бы ненароком включиться в игру и сделать ее глубже , разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой , взрослый поддерживает ее тем же методом – новыми игровыми действиями.  На машине ( можно и самолетом , поездом, пароходом)  в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы ( в общем, еще не задействованные игрушки – животные).  Взрослый, взяв  на себя роль шофера, который доставил зверей, просит  « директора « зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше ( в просторных клетках), т.к.  они долго ехали и устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст  ребенку толчок для развития сюжета.  Теперь он и сам время от времени  может подвозить новых животных и устраивать их в зоопарке.

Такие своевременные подсказки подталкивают ребенка на самостоятельный поиск новых игровых предметов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.

Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни:  посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню , знакомства с колхозной фермой , сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т. д . Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.

В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настоль – печатные игры , среди которых могут быть  « Зоологическое лото», « Ботаническое лото».  Время от времени ,на досуге,  взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с  правилами. Игры помогают запоминать название растений и животных.  Кроме этого, со старшим  дошкольником можно свободно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где видели такие растения, где встречали таких животных. Поговорить об их особенностях и образе жизни.

Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке  выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует свое восприятие , оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их.  Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов  можно играть в словесно – дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписаться в разнообразные бытовые ситуации.

Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находиться рядом,  и не знает, чем заняться.

- Давай , с тобой поиграем ,- говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их.  Ну – ка , закрой глаза и открой рот.

Она кладет ему в рот кусочек моркови, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, и ,конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка  как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно -  у всех ребят большой опыт в этом.  Труднее выделить и назвать ее характерные признаки:  твердая , хрустит, когда ешь – сладкая.  Дальше она кладет ему в рот то лук, то капусту, то свеклу,  То веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахара.  Внук отгадывает и говорит , как он распознал « съедобную загадку».  В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру « Из чего состоит винегрет».  

Аналогичным способом ребенку можно предложить отгадать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку, или луковицу.  Ощупав предмет ,он должен отгадать его.  Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки -  то ли огурец, то ли  помидор, отличить апельсин от яблока, апельсин от лимона , не спутать яблоко с грушей , абрикос со сливой . Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может его долго занимать, если ее разнообразить:  класть в руки то хорошо знакомые , то малознакомые , то один, то два плода для их сравнения и т.д.

Важной особенностью словесно – дидактических игр является возможность развивать с  их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы.

Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры  и в описательные загадки – они не требуют особых  условий и дополнительного материала. В  пути. В очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают  ребенку поиграть – это своего рода  приятное общение.  Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игр становятся опавшие листья, грибы , деревья.  Летом на лугу  : цветы, насекомые, птицы, в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и  речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Вот некоторые из них.

« Когда это бывает?» - взрослый называет явление , ребенок – время года , когда это бывает. Например:

- Идет снег…зимой;

- Радуга на небе … летом;

- Желтые и красные листья на деревьях … осенью;

С детьми 3- 4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движениями.  Гуляя осенью в лесу или в парке, взрослый показывает ребенку опавший лист и просит  найти такой же , затем предлагает ему указать дерево , с которого упали эти листья, назвать его.  Когда ребенок будет различать 3-4 дерева , с ним можно поиграть.

Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что  ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых уму сведениях. В этом случае, у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использования багажа имеющихся знаний.

Дошкольников , конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу , дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это – материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали  можно сделать из бумаги и картона . Ценно не только изготовление поделок , но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки ( « Колобок», « Лиса, заяц, и петух и др.), придумать свои  - новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра помогает воспитывать интерес детей к природе

Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деят...

Методическая разроботка: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно п...

Консультация для родителей "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...

Консультация на тему: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"

Консультация о том, какое развивающее действие оказывает дидактическая игра для ребёнка дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе».

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...