«Применение педагогической технологии «Метод проектов» с учетом ФГОС ДО»
методическая разработка по теме

Игнатенко Ирина Владимировна

Метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получение реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_prezentatsiya_proektnoy_deyat_mmo.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

                        ММО воспитателей

дошкольных образовательных учреждений

     Нижнетуринского городского округа

Доклад – презентация на тему:

«Применение педагогической технологии «Метод проектов» с учетом ФГОС ДО»

                                                                                                  Составитель:

                                                                                                                   старший воспитатель

                                                                                                                   И.В. Игнатенко, ВКК

2017 год

1 Слайд

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

2 Слайд

Цель доклада: повышение профессионального уровня  педагогов в применении педагогической технологии «Метод проектов» с учетом ФГОС ДО. (задачи представлены на слайде).

3 Слайд

Закон об образовании Статья 64 Дошкольного образования предусматривает доступность и качество Дошкольного образования и вовлечение в образовательную деятельность всех субъектов. Согласно ФГОС ДО дети,  должны быть вовлечены в НОД по средствам создания образовательных проектов на основе выявленных потребностей и интересов.

4 Слайд

Педагогическая технология «метод проектов» в ДОУ дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Итак, что же это такое проект? 

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Технологию «метод проектов» в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получение реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.        

5 Слайд

Цель проектного метода в ДОУ  - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья;
  • развитие познавательных способностей;
  • творческого воображения и мышления;
  • развитие всех компонентов речи;
  • коммуникативных навыков.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

6 Слайд -9 Слайд

 В практике современных дошкольных учреждений проекты классифицируют по следующим признакам:

  •  По доминирующей                деятельности участников

- Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

- Исследовательские - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, книг, альбомов, выставок.

- Ролево – игровые - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

- Творческие - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

-Практико-ориентированные -  с самого начала  содержат четко обозначенный результат деятельности участников, ориентированный на социальные интересы детей. Требуют сценария всей деятельности участников с определением функций каждого из них, четких выводов. 

  • По составу участников

Индивидуальный, подгрупповой, групповой, семейный.

  • По срокам реализации

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (от 1 до 5 мес.)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

  • По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

10 Слайд

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

 1-й этап – Ценностно – ориентированный: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

 2-й этап – Конструктивный: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в составлении плана - схемы (виды деятельности, направленные на реализацию проекта), стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.  Планирование проектов (конечный продукт).

3-й этап – Практический: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.  Обеспечение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.

 4-й этап – Заключительный: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта, проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности. Подведение итогов, оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы.

 Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

В проектной деятельности у ребенка раскрывается  индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. 

11 Слайд

        В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательной деятельности. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

        Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха. 

Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим вопросам:

  •  ознакомление родителей с методом проекта в ДОУ,
  •  помощь детям в подборе материала при работе над проектом,
  •   выполнение творческих заданий,
  •   подведение итогов и ознакомление с результатами проекта.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с  их родителями,  у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.

12 Слайд

Технология проектная деятельность является оптимальной формой  взаимодействия специалистов и педагогов  ДОУ:

  • Совместная разработка плана проекта,  содержания образовательно- воспитательного процесса по направлениям (областям).
  • Организация и координация  познавательной и коррекционной деятельности детей, согласно плана и темы проекта.
  • Консультирование родителей по вопросам проекта. Помощь в оформлении продукта деятельности к презентации.
  • Осуществление подготовки и проведения презентации проекта.
  • Совместная рефлексия результатов проекта.

13 Слайд

Таким образом, технология проектной деятельности позволяет в совместной работе специалистов и педагогов ДОУ решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников: 
- расширять знания детей об окружающем, активизируя и обогащая  тем самым словарный запас; 

- развить коммуникативные навыки и социальные навыки (формируется адекватная самооценка, навыки общения со сверстниками и со взрослыми);

- формировать личностные качества ребенка; 
- способствовать выстраиванию оптимальных детско-родительских отношений;

- совершенствовать звуковую сторону речи (как мотивационная составляющая); 
- развить способность к словотворчеству, а иногда просто возникновению желания  словотворчества;

- добиваться положительной динамики в речевом развитии детей, что позволяет решать коррекционные логопедические задачи особенно успешно, так как материал того или иного проекта вызывает у детей особый интерес, активность и эмоциональную заинтересованность.

    14 Слайд

      При реализации проектной деятельности приветствуется активное сотрудничество с социальными партнерами:

  • Городская детская библиотека,
  • Центральный городской стадион,
  • Детская школа искусств,
  • Музей и т.д.

15 Слайд

Какое же значение имеет использование проектного метода в ДОУ?

1.        Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2.        Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3.        Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.

4.        Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.

Думаю, технологии проектной деятельности будет востребованы в работе педагогов, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.

 

 

   

16 Слайд

Литература:

  1. Анфисова С.Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С.Е. Анфисова // Сб. Психолого – педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003.- С. 66-70
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  5. Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: Материалы международной научной конференции (Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. – М.: АРКТИ, 2011.

Интернет – ресурсы:

- pedportal.net/doshkolnoe…

- myshared.ru/slide/97834

- vk.com/event 44246522

- cheredrik.ucoz.ru

17 Слайд

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое воспитание дошкольников – формы и методы работы с учетом ФГОС".

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские в...

«Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» Презентация

Выстраивая современную модель взаимодействия с родителями воспитанников с применением современных педагогических технологий, можно сформулировать ожидаемые результаты: создание детско-взрослого сообще...

Проект «Мы умелыми руками смастерим театр сами» с применением педагогической технологии «Творческая мастерская» в подготовительной группе ДОУ.

Авторы - Савинова Екатерина Михайловна и Дмитрова Татьяна Леонидовна, воспитатели МДОУ № 1 «Аленушка» г.Тейково.Тип проекта:   творческий.Срок реализации проекта: 6 месяцев ...

Социальный проект МДОУ № 1 «Добрая дорога детства» с применением педагогической технологии «Волонтёрское движение в ДОУ» (областной конкурс "Светофорчик")

Актуальность темы проектаС развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Их причиной часто являются именно дети (по статистике,...

«Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностн...

Социальный проект «Добрая дорога детства» с применением педагогической технологии «Волонтёрское движение в ДОУ»

Проект - социальный, информационный, познавательный с применением педагогической технологии Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родителиНовизна – социальна...