Консультация для родителей
консультация на тему

Кузьменкова Алла Ивановна

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКУ.

       

        Театральная деятельность—это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

       Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

     Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.


Словарь театральных терминов

     Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер—деятельный, действующий (акт—действие) участии игры.

Амфитеатр—места для зрителей, расположенные за партером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.

Афиша—объявление о представлении.

Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж—первый этаж зрительного зала над партером и aмфитеатром.

Бенуар—ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория—предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посул оружие, украшение).

Грим—подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация—украшение, художественное оформление действ на театральной сцене.

Диалог—разговор между двумя или несколькими лицам

Драма—сочинение для сцены.

Жест—движения рук, головы, передающие чувства и мысли

Занавес—полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник—расписной или гладкий фон из мягкой ткани, по вешенный в глубине сцены.

Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы—вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена—сценическое размещение, положение актеров на сиене в определенный момент.

Мимика—мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог—речь одного лица, мысли вслух.

Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта—веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.

Падуга—горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима— выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик—накладные волосы.

Партер—места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер—управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит—вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка—пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар—пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция—повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика—фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр—место для зрелищ.

Штанкет—металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе—помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

         Многие родители и педагоги, заботясь о том, как лучше
подготовить детей к школе, чаще всего обращают внимание на
чтение и счёт. Однако при обследовании детей на готовность
к школе самые низкие показатели наблюдаются в развитии  
моторики и произвольного внимания.        

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от  монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов  с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. В возрасте 5-7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (петушок поёт, лиса крадётся, зайчик шевелит ушками), а целые сюжеты. Вместе с ребёнком попробуйте таким образом разыграть пальчиковый спектакль. На театральных занятиях используются тексты народных песенок и потешек, иллюстрации для рассматривания и картинки-схемы, описывающие жесты и показывающие последовательность движений. С маленьким ребёнком нужно предварительно «порепетировать». Предложите ему изобразить петушка (соединив кончики указательного и большого пальцев, чтобы показать клюв, и подняв остальные пальчики вверх, чтобы изобразить гребешок), как он поёт (в этом случае пальчики разъединяются). Пусть ребёнок покажет пальчиками, как поёт петушок, бежит лисичка, трубит рожок, шьётся сарафан или собираются в кузовок грибы... Уточняйте и разнообразьте его движения. Но для начала пусть он пройдёт весь «путь» потешки в картинках, изобразив его пальчиками.


«ИГРАЕМ В ТЕАТР».

Сказки, кукольные спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее, на сцене действие и как актеры-исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои.

Во время кукольных спектаклей, переживая происходящие события, малыши отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, предупреждают об опасности, всегда готовы прийти на помощь.

Поэтому сказочные спектакли можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков.

Тематика и содержание в предлагаемых спектаклях на театральных занятиях имеют нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Играя роль, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные им черты. Так формируется умение поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Взрослый обязательно должен выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить отрицательные. Следует заметить, что в процессе работы и показа спектакля может возникнуть проблема влияния на детей отрицательных героев. Нужно позаботиться о том, чтобы внешность отрицательного персонажа была отталкивающей, а негативная характеристика дополнялась соответствующими интонациями голоса. По мнению педагогов-исследователей Л. В. Артемовой, Н. А. Ветлугиной, особое значение в этом случае приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал всеобщий смех,  осуждение.

Разнообразие театрализованных представлений, использование в процессе работы над их постановкой различных средств выразительности, особая атмосфера творчества и радости от достигнутых результатов позволяют использовать спектакли-сказки в целях всестороннего воспитания и развития ребенка. Эстетическое влияние спектакля усиливается выполненным со вкусом оформлением и хорошо подобранным музыкальным сопровождением.


                          Магическое слово «ТЕАТР!»

Еще более завораживающее, магическое, загадочное... являет собой ДЕТСКИЙ ТЕАТР.

Не театр для детей (юных зрителей), а именно ДЕТСКИЙ ТЕАТР, театр, все участники которого - и артисты, и зрители - ДЕТИ.

Такой театр наполнен особым смыслом и таит в себе столько чудес, превращений, нераскрытых тайн и фантастических открытий, что когда в зале, в студии или просто в большой комнате возникает вдруг эта чарующая атмосфера, то ты обретаешь удивительную силу красоты, творческого полета, любви и доверия друг к другу.

Создать такой мир и просто, и непросто. Желание огромно! Дети готовы включиться в эту радостную игру. Вы им предлагаете одно, другое, третье и объясняете, что и как сделать, пытаетесь осуществить это... И вдруг чувствуете какой-то холодок. Откуда он? Почему? Ответ будет быстро найден, если вы сможете поставить себя на место детей.

Вспомните себя в детстве, вспомните, как и во что вы с удовольствием играли, как рассказывали и разыгрывали всякие истории, как рядились во взрослые одежды и представлялись на радость себе и вашим друзьям.

Словом, первое условие для успешного занятия ДЕТСКИМ ТЕАТРОМ - это учет детского восприятия при организации всего дела. И яркость предлагаемых характеров, и динамичная фабула, и игровой ритм, и темп повествования должны быть настолько удобны детям, насколько удобна им одежда для купания, чтобы сам процесс игры стал бы на первое место, а самоконтроль явился как бы сам по себе, как следствие условий этой игры.

Но, к сожалению, или к счастью, готового материала для подобной работы очень мало, а тот, который есть, требует большой творческой переделки. Именно в этой необходимости творчески трансформировать найденный материал, а далее создавать его заключается счастливая возможность полноценной художественной жизни с детьми.

Следовательно, горячее желание работать с материалом, накопление необходимого творческого опыта и наработка практических навыков является следующим важнейшим условием для такого рода деятельности, как ДЕТСКИЙ ТЕАТР. При этом здравый смысл и оптимизм в оценке собственных сил должны находиться в равновесии, иначе рано или поздно начнется творческое снижение.

За любовь, терпение, упорство, веру - мы видим детские счастливые глаза и улыбки. Пусть страницы детства, в которые судьба позволила заглянуть, станут страницами жизни и принадлежности к удивительному миру с магическим названием ДЕТСКИЙ ТЕАТР.


РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

      Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра,  обретает уверенность  в  них и  себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому — «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле — «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя  людей   и  т. д.

        Поймите эмоциональную проблему вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен — и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами,  волосами)  и  характером  (робкий, драчун  и  т. д.)  похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу, старайтесь говорить ее своим обычным голосом и языком, доступным ребенку, усвоенным  им в реальном общении с родителями.

        Сказка «Колобок», прочитанная или театрализованная детьми в возрасте 5—б лет, может быть использована как средство передачи ребенку навыков адаптивного поведения при общении с окружающими. Так, общение с зайцем, наивным, добродушным и веселым, демонстрирует ребенку модель взаимодействия с похожим по характеру человеком, с которым всегда можно найти общий язык. Встреча с волком, олицетворяющим угрозу, нагоняющим страх, показывает, что и в подобной ситуации не стоит трусить, драться, можно договориться и найти компромисс. Взаимоотношения с большим, неповоротливым, ленивым медведем, которому, в принципе, до Колобка и дела особого нет, также безопасны; если правильно себя повести, можно остаться живым и здоровым. А вот встреча с лисьим коварством, хитростью, неискренностью действительно опасна, возможны плачевные  последствия.

        Сказка учит детей, во-первых, безопасному поведению, подчеркивая, что не стоит одному пускаться в неизвестные путешествия и уходить далеко от дома, во-вторых, показывает, что на пути могут встречаться люди с разными характерами и поведением и очень важно научиться с ними договариваться и понимать их намерения, и, в-третьих, что жизнь сложна и возможны очень серьезные проблемы, вызывающие чувство потери и безысходности.

         Примером правильного половозрастного выбора может быть сказка Ш. Перро «Красная Шапочка». Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3—4 года. Мальчики эту сказку жалуют реже. Красивая, послушная, кроткая — все эти качества необходимы для развития в девочке женственности. Наказанием за ослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушала маму. И только какие-то люди со стороны, случайно проходившие мимо, спасли ситуацию. Мораль сказки глубока — девочка должна слушаться маму, не то на пути ее повстречается зло (страшный волк), и мама уже ничем не поможет. В 4,5—5 лет в психосексуальном развитии девочки наступает стадия принятия и любви к лицу противоположного пола, в частности к отцу. Если в этом возрасте настойчиво рассказывать сказку о горьких последствиях встречи девочки с существом   мужского  пола  —  страшным,   кровожадным,   голодным, то есть большой риск, что в подсознании девочки сформирует модель негативного отношения к мужчине, и во взрослом поведении эта модель может проявиться в виде нарушения взаимоотношений с   мужчинами,   в   страхе   и   недоверии   к   ним.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка. Старайтесь рассказывать ребенку добрые волшебные сказки с хорошим  началом,  смыслом  и  концом.

Поэтому    мудро    выбирайте    в   богатой    сказочной    стране и сочиняйте те сказки,  которые  близки  и  полезны  именно вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...