Консультация для родителей
консультация на тему

Кузьменкова Алла Ивановна

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     К. Бальмонт

                                                                                                       Легкий ветер присмирел,

                                                                                                       Вечер бледный догорел,

                                                                                                       С неба звездные огни,

                                                                                                       Говорят тебе: "Усни!"

                                                                                                       Не страшись перед судьбой,

                                                                                                       Я, как няня, здесь с тобой,

                                                                                                       Я, как няня, здесь пою:

                                                                                                       "Баю-баюшки-баю".

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Действительно, преобладающим размером  русских колыбельных песен является четырехстопный хорей, и это может быть сопоставлено с ритмом движений раскачивающейся колыбели, естественно распадающихся подобна качанию маятника  вперед — назад. При рассмотрении ритмической стороны колыбельных надо конечно иметь в виду, как и во всем песенном фольклоре, связь словесного ритма с вокальным исполнением, поддерживающим словесный ритм растягиванием или сокращением слогов. Главное назначение колыбельной песни выполняется ритмом, и поэтому в очень многих из них сюжет дан лишь в минимальном развитии. Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Колыбельные песни, имеет большое количество вариаций, сравнительное изучение которых может дать живую картину разнообразия бытового и психологического уклада создателей и потребителей песни.

"Баюшки-баю-баю,

Живет барин на краю.

Он не скуден, не богат;

Много у него ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят".

Целый ряд Колыбельных песен, подобно другим видам "народной" лирики, хотя и бытовал в некоторых зажиточных слоях деревни, но первоначально, надо полагать, возникал в среде господствующих классов старой Руси: в боярской, купеческой и т. д. Есть например колыбельные, в которых очень большое внимание уделено описанию богатой обстановки и счастливой жизни ребенка, окруженного мамушками, нянюшками, сенными девушками.

"Вот тут колыбель,

На высоком терему...

Крюк золотой,

Ремни бархатные,

Колечки витые,

Крючки золотые,

Мамушки, нянюшки,

Качайте дитя.

Сенны красны девки,

Прилюлюкивайте!

Вырасту большая,

Буду в золоте ходить,

Буду в золоте ходить,

Парчеву шубу носить".

Баюшки-баю…баю милую,  баю славную,  баю дитятку. Сколько ласковых слов находит мать баюкая своё дитя. Сколько нежности в её пении обращённом к ребёнку! Малыш слушая колыбельную песню успокаивается , затихает,  засыпает. Его убаюкивают мягкие спокойные тёплые интонации голоса матери,  ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельные песни –первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать содержание песен. Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Иногда мать напевает без слов или на слова «бай-бай» импровизируя мелодию на ходу. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно – ласкательных слов .Заметны  часто встречающиеся повторения звуков и слов как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создаёт плавность звучания ,монотонность. Характер колыбельной светлый, спокойный, приветливый. Другая колыбельная , более игривая . Эту колыбельную можно отнести к смешным. Маленький ребёнок нуждается в ласковых колыбельных песнях. В детском саду колыбельные песни могут звучать на занятиях, в повседневной жизни, на тематических беседах-концертах .Некоторые колыбельные дети способны спеть сами, использовать в своих играх. Народные колыбельные изначально существовали как музыкально-поэтический жанр, допускающий вариативность текстов и мелодий. Приведём примеры колыбельных, которые могут петь дети до четырёх лет. Которые ещё плохо говорят, могут подпевать концы фраз или петь без слов на «баю-баю».

             Любимыми образами в Колыбельных песнях восточных славян и многих других европейских народов являются образы животных и птиц: кота , козла или козы, причем последний образ по-видимому навеян детскими сказками, а может быть, восходит, подобно аналогичному образу в песнях аграрно-обрядовых, к представлению о козле как символе богатства: в колыбельных песнях, как и в свадебных, упоминание о богатстве нередко имело магическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...