Главные вкладки

    Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».
    консультация (средняя группа) по теме

    Клементьева Антонида Алексеевна

    «Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vosp._igra.docx30.31 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тема: «Игра - как средство  формирования  коммуникативных умений и                    взаимоотношений  у детей дошкольного возраста».

                                                                      « Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                                                       Сухомлинский В.А.

    Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольного образования. Коммуникативные навыки  - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.      

    Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям  и взрослым общение и игровую деятельность

     В настоящее время   развитие коммуникативных  навыков общения дошкольников вызывает тревогу, Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение, обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.

    В дошкольном учреждении наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей, для общения дошкольников является – игра. Игра - является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.

    С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

    В игре развиваются мышление и речь. Когда ребенок получает в игре какое-нибудь задание, он выполняет его не только жестом, движением, но и словами. Он старается, чтобы его речь была как можно больше похожа на речь взрослых, которых он изображает в игре. Ребенок начинает употреблять слова, которые до сих пор были в его пассивном словаре. В игре значительно быстрее и прочнее дети одновременно усваивают и  новые слова, и  название вещей и их свойства , чем вне игры.

    В игре развиваются познавательные процессы: воображение, память, внимание  и  фантазия, следовательно  создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности .Дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. Игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания.

    Поскольку детская игра  это  явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь и разнообразные ее функции. 

    Наиболее важные функции игры:

    1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

    2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

    3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

    4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

    5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

    6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

    7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

    Игры делятся на:

    1. Сюжетно-ролевые

    2.Дидактические

    3.Театрализованные;

    4.Подвижные;

    5.Конструктивные.

    Каждый вид игры выполняет определённые функции в развитии коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

    1.Сюжетно – ролевые игры

     Наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.  Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

    В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

    Ребёнок учится играть  и  овладевает правилами игры, и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

    Организуются  сюжетно - ролевые игры: «Дом», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Можно, продумать и организовать целую серию игр. Например, играя в «Магазин» дети распределяют роли «продавца», «покупателя». На первой неделе дети могут пойти в овощной магазин, на второй неделе – в магазин игрушек, на третьей – в книжный магазин и так далее. Особое внимание необходимо уделять моментам обращения к взрослому (к взрослым нужно обращаться на «вы», говорить «здравствуйте», «до свидания»)

    2.Дидактические игры:

    Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения и общения со взрослым. Они  развивают самостоятельную  игровую  деятельность.

    Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

    Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

    Задача многих дидактических игр состоит в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказ о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).

    Словесные игры широко используются для развития речи детей. В младшем и среднем возрасте они в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение ориентироваться в пространстве, на развитие мыслительной способности детей.

    Существуют такие игры:

    1. «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Прятки» и другие.

    Игры на словообразование.

    2. «Угадай-ка», «Холодно-тепло», «Найди пару» и другие.

    Игры на развитие понимания смысловой стороны слова.

    «Почему так называют?», « Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что мы делали?» и другие.

    Помимо словесных игр, дидактические игры подразделяются на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные игры. Эти игры, например: «Подбери узор», «Лото», «Домино», «Логический  поезд», «Парочки», «Разные кубики» и т.д., способствуют всестороннему развитию ребенка, а также развитию его речи.

    Театрализованные игры:

    Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    В процессе театрализованных игр:

    1.Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

    2.Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

    3.Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.

    4.Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

    5.Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

    Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

    6.Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

    Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

    Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

    - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

    - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

    - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

    Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.

    Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

    Подвижные игры

    Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения .

    Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.

    Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.

    Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств.

    Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность и др.

    В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

    У ребенка с помощью подвижных игр расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д.

    Конструктивные игры:

    Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

    Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

    1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

    2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

    3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

    4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

    5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

    6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

        Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.

    Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.

          Итак, важную роль в  коммуникативном общении, обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с самого раннего возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: « Игра как средство формирования коммуникативной , творческой и познавательной деятельности детей.»

    Постановка проблемы:Игровая деятельность является важным элементом в развитии познания, коммуникации и творческой деятельности детей, но в последнее время игра утрачивает свою значимость ....

    Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

    Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

    Консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"

    Консультация посвящена вопросу использования игр для развития реальных отношений: как товарищей, партнеров.Эти качества необходимы для становления личности адаптированной к обучению в школе....

    Консультация для родителей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей".

    Консультация для роди телей.Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....

    5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

            1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...