Особенности формирования толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования
методическая разработка (старшая группа) на тему

Страмова Любовь Сергеевна

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от  чего – либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера [Федоренко 2012: 71].

Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:детская непосредственность;ограниченный жизненный опыт;детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,  поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения [Макарова 2013: 41].  

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения [Ильинская 2013: 96].

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования [Микляева 2013: 92].

Рассмотрим принципы воспитания толерантности в таблице 1.

 

Таблица 1 – Принципы воспитания толерантности у дошкольников (общепедагогические и частные)

 

Принцип

Основное содержание

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности [Бондырева 2011: 114-115]

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт,

 

Продолжение таблицы 1

 

Принцип

Основное содержание

 

личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей [Татаринцева 2012: 21-22]

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности [Смирнова 2013: 49]

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом [Федоренко 2012: 39]

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение

Продолжение таблицы 1

Принцип

Основное содержание

 

ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир [Бабаева 2012: 102]

Принцип опоры на положительное в ребенке 

Воспитывая данное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми [Бондырева 2011: 114]

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы [Буре 2013: 28]

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека [Микляева 2013: 66]

Окончание таблицы 1

Принцип

Основное содержание

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое [Ильинская 2013: 162]

Принцип создания толерантной среды в ДОО

Создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;использование демократического стиля педагогического руководства;организация диалога и сотрудничества в коллективе;организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива [Тимофеева 2012: 48]

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура [Федоренко 2012: 116] 

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе [Ильинская 2013: 93]

 

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Работа с детьми должна включать в себя все традиционные и инновационные средства и методы, способствующие развитию толерантных качеств у воспитанников:

1. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

2. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например, игры и игровые упражнения, направленные на: развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам [Орлинская 2013: 92].

3. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Этюды и упражнения, направленные на:воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

5. Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6. Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

7. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов [Смирнова 2013: 116].

Таким образом, все эти методы позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Итак, современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Выводы по первому разделу. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, ее социально-экономический статус – важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом.

Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического  общества, а их уважение – необходимое условие его создания.

Рассмотрев психолого-педагогические основы проблемы воспитания толерантности у дошкольников, перейдем к практическому обоснованию данной темы в следующем разделе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx80.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. 

В.В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России – подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций» [Путин 2011]. 

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. 

В Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (2013) говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования») [Новый Федеральный закон «Об образовании»].

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России – стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. 

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям [Макарова 2013: 28]. 

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы исследования «Воспитание толерантности у старших дошкольников».

Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование содержания, путей и средств формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – процесс воспитания толерантности у старших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом и целью ставим следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Определить понятие «толерантность».

3. Выявить специфику воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

4. Представить опыт работы по теме исследования.

В работе использовались следующие методы исследования:

- теоретические (анализ и изучение литературы по теме исследования);

- эмпирические (изучение рабочих программ, обобщение опыта работы).

База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» города Пугачев Саратовской области.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов студентами факультета психолого-педагогического и специального образования при прохождении педагогической практики, а также практическими работниками дошкольного образования при планировании работы с детьми старшего дошкольного возраста.

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Теоретические подходы к понятию «толерантность»

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.

С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а также невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.

Философия трактует понятие «толерантность» как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим»; как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное [Федоренко 2012: 41].

Обуславливается также важный тип толерантности – межличностная толерантность – особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности – как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.

Данные подходы могут служить основой для разработки различных педагогических исследовательских и диагностических программ по развитию толерантности как одного из условий формирования толерантной личности.

При попытке выяснить научное значение понятия «толерантность» нами были проанализированы справочные и энциклопедические материалы, поскольку данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др., в результате чего были выявлены рядоположенные определяемые понятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и другие [Гречко 2011: 96].

Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит, как показывают исследования, от латинского слова tolerantia – терпение. Наибольшее распространение это понятие получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами.

В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках, которые от лексико-энциклопедических отличались тем, что акцентуации в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования [Ильинская 2013: 68-69].

Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Иван Иванович Бецкой. В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году Бецкой И.И. составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводит роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием» [Бецкой 1772].

В настоящее время в российском обществе практически отсутствуют объективные условия для воспитания толерантности у молодежи. Связано это, в первую очередь, с ослаблением роли государства и падением его авторитета в обществе и в мире, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры, нации в целом. К числу «негативных» факторов в данном случае относятся: криминализация общества; сокращение возможностей для «честного труда»; распространение бедности; политизация общества (в данном случае имеется в виду то, что политика в современной России неизбежно несет в себе черты популизма, который, безусловно, несовместим с нормами морали); кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей; универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества [Клепцова 2013: 45].

Таким образом, толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния.

Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологии, культурологии, социологии и т.д.

1.2 Особенности формирования толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от  чего – либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера [Федоренко 2012: 71].

Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы: детская непосредственность; ограниченный жизненный опыт; детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,  поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения [Макарова 2013: 41].  

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения [Ильинская 2013: 96].

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования [Микляева 2013: 92].

Рассмотрим принципы воспитания толерантности в таблице 1.

Таблица 1 – Принципы воспитания толерантности у дошкольников (общепедагогические и частные)

Принцип

Основное содержание

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности [Бондырева 2011: 114-115]

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт,

Продолжение таблицы 1

Принцип

Основное содержание

личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей [Татаринцева 2012: 21-22]

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности [Смирнова 2013: 49]

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом [Федоренко 2012: 39]

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При  формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение

Продолжение таблицы 1

Принцип

Основное содержание

ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир [Бабаева 2012: 102]

Принцип опоры на положительное в ребенке 

Воспитывая данное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми [Бондырева 2011: 114]

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы [Буре 2013: 28]

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека [Микляева 2013: 66]

Окончание таблицы 1

Принцип

Основное содержание

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое [Ильинская 2013: 162]

Принцип создания толерантной среды в ДОО

Создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе; использование демократического стиля педагогического руководства; организация диалога и сотрудничества в коллективе; организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива [Тимофеева 2012: 48]

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура [Федоренко 2012: 116] 

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе [Ильинская 2013: 93]

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Работа с детьми должна включать в себя все традиционные и инновационные средства и методы, способствующие развитию толерантных качеств у воспитанников:

1. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

2. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например, игры и игровые упражнения, направленные на: развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»; развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»; гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»; регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»; обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам [Орлинская 2013: 92].

3. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Этюды и упражнения, направленные на: воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

5. Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6. Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

7. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов [Смирнова 2013: 116].

Таким образом, все эти методы позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Итак, современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Выводы по первому разделу. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, ее социально-экономический статус – важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом.

Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического  общества, а их уважение – необходимое условие его создания.

Рассмотрев психолого-педагогические основы проблемы воспитания толерантности у дошкольников, перейдем к практическому обоснованию данной темы в следующем разделе.

2 ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 3» ГОРОДА ПУГАЧЕВ)

Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, педагоги МДОУ «Детский сад № 3» задействуют большой спектр мероприятий и разных видов деятельности. Работа ведется в трех направлениях:

1. Работа с детьми:

- проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

- национальные подвижные игры; 

- проведение народных праздников; 

- изучение народных праздников ближайших стран-соседей; 

- знакомство детей с традициями народов разных стран;

- знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

- игры-занятия, созданные на материалах сказок разных народов, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

- сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. 

2. Работа с родителями:

- оформление информационных стендов;

- выпуск памяток, буклетов;

- консультации, например «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

- экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

- организация фотовыставок;

- недели культуры различных народов;

- тренинги толерантного поведения.

3. Работа родителей с детьми:

- вовлечение родителей в образовательный процесс (в гости к детям в группу можно пригласить родителей – представителей различных национальностей; совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов, сшить костюм  для куклы; совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.; конкурс семейной национальной песни, танца, дегустация блюд национальной кухни; родительские уроки – обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.; национальные игры бабушек и дедушек).

В МДОУ «Детский сад № 3» реализуется Основания образовательная программа, составленная с учетом примерной программы «От рождения до школы» (2015) Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Содержание программы включает:

- воспитание у ребенка уважения к другим народам, населяющим Россию;

- развитие представлений о людях разных национальностей и рас, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления;

- организацию культурно-досуговой деятельности;

- общение воспитанников;

- организацию повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых;

- развитие эмоциональной сферы.

Программа предусматривает решение основных задач в воспитании толерантности в частности и нравственном воспитании в целом в целом. Для старшего дошкольного возраста следующие задачи:

1. Расширять представления о родном крае.

2. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

3. Углублять и уточнять представления о Родине – России.

4. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

5. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).

6. Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.

7. Продолжать расширять знания о государственных праздниках.

8. Рассказывать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран.

9. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

10. Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят других стран.

Педагогический процесс в МДОУ «Детский сад № 3» ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проецирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

В связи с решением проблемы воспитания толерантности у наших педагогов возникла необходимость создания собственной программы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В основу программы положена идея создания системы, обеспечивающей активное усвоение детьми ценностей, норм и правил толерантности на интегрированной методологии, совмещающей личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в образовании.

Так, педагогами МДОУ «Детский сад № 3» города Пугачева была разработана программа «Я и мы» по формированию толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на шесть месяцев обучения (половина учебного года).

Программа представляет один из вариантов проектирования содержания дошкольного уровня формирования толерантности с учетом ФГОС ДО.  

Цель программы: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника старшего возраста.

Задачи:

- формировать  представления ребенка о себе, как уникальной самоценной,      неповторимой личности и индивидуальности  других детей;

- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимости к непохожести – толерантности;

- формировать у детей навыки социальной ответственности;

- развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность,  справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;

- обеспечить воспитание достойного гражданина России;

- знакомить с другими странами и народами, особенностями их культуры;

- воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

- способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;

- знать значение слова  «семья», правила гостеприимства; профессии родителей; имя и отчество родителей, полный  домашний адрес и телефон; родственные связи и  свою социальную роль в них; сходство и различие между детьми и взрослыми; что поступки взрослых и  детей могут быть положительными и  негативными. Некоторые сведения об истории города, в котором живет, достопримечательностях, главных улицах; что Россия – большая многонациональная страна. Она расположена в двух частях света: Европе и Азии (находить ее на карте и глобусе), что столица нашей Родины – Москва (узнавать ее на карте). Свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения. Место жительства, телефон, адрес; о Декларации прав ребенка; правила общения со сверстниками и т.п.

Реализация программы предполагает развитие у старших дошкольников умений:

- управлять своими чувствами, настроением; рассказывать о себе,  сравнивать результаты;

- анализировать свои поступки и поступки других людей;

- оказывать помощь другому человеку;

- договариваться, устанавливать  неконфликтные отношения  со сверстниками;

- дружить, не обижать сверстников и младших детей;

- осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей;

- анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей и взрослых;

- выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста;

- проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых;

- задавать вопросы о своей родословной, о жизни своих родителей и близких;

- выражать стремление поговорить  с близким по телефону, рассказывать старшим о своих делах, мечтах, планах;

- словесно выражать свое отношение к городу, стране;

- выражать желание  узнать о стране, в которой живет;

- понимать и принимать другую культуру;

- проявлять интерес  к событиям жизни детей разных народов;

- организовывать игры  народов мира;

- выполнять правила общения с детьми разных национальностей;

- мечтать о добрых делах для всех народов;

- проявлять интерес к народной культуре;

- выражать желание узнать о жизни разных народов;

- применять знания о семье, городе, стране, мире в разных видах продуктивной деятельности.

Принципы формирования толерантности, используемые при реализации программного материала:

1. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.).

2. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности  толерантности у ребенка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.

3. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в группе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Для повышения познавательной активности детей в Программе используются следующие методы и приемы обучения:

- упражнения детей в элементарном анализе и сравнении  предметов (дома теплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);

- моделирование (составление карты – схемы, макета города, «деревья – характеры»);

- постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;

- наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;

- создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);

- использование цикла бесед, игр-диалогов;

- чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;

- прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

Структура программы построена в соответствии с видами деятельности и  состоит из 4 циклов. Представим в виде таблице 2 содержание основных циклов Программы.

Таблица 2 – Содержание программы «Я и мы»

Цикл

Цель

Содержание

«Школа толерантного взаимодействия»

Обучение детей в ходе НОД

Специально организованная непосредственно образовательная деятельность

«Ключ дружбы»

Освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия

Игровая, художественная деятельность, общение

Окончание таблицы 2

Цикл

Цель

Содержание

«Все и обо всем»

Знакомство детей с культурой и традициями своего народа и народов мира

Культурно-досуговая деятельность

«Сказочный калейдоскоп»

Создание положительной атмосферы и эмоциональное равновесие

Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира

Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Все циклы  взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.

Цикл  «Школа толерантного взаимодействия», включает в себя шесть блоков. Объем учебной нагрузки  составляет 18 (по три занятия в месяц):

Первый блок «Моя семья». Цель: осознание родственных связей и отношений в семье; игровое освоение традиций общения в семье; знакомство с основами генеалогии.

Второй блок «Я, ты, мы». Цель: осознание себя как личности и своего места в окружающем мире, формирование поло-ролевой идентификации, осознание назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины, воспитание в детях мужества и смелости (в мальчиках – желание подражать богатырям), умения  дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях.

Третий блок «Мой город, моя страна». Цель: обогащение понятия «город» историко-культурным и экологическим содержанием; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.

Четвертый блок «Люди планеты». Цель – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли (Приложение А).

Пятый блок «Все дети на планете». Цель: сформировать некоторые представления о жизни  детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени. Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов  (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов  (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите  мира; воспитывать интерес к детям других национальностей.

Шестой блок «Сказки в нашей жизни». Цель: решение проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй самими детьми.

Реализуя программу «Я и мы» в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, наши педагоги в течение шести месяцев непрерывной работы смогли воспитать и развить у воспитанников толерантные качества. Педагоги нашего МДОУ знают, что уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности.

Таким образом, формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей. На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности – признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении.

Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Итак, выделенные нами задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру понятия «толерантность». Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве. Таким образом, цель исследования нами была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бабаева, Т. И., Римашевская, Т. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, Т. С. Римашевская; под ред. С. Д. Ермолаева. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 224 с.

2 Барылкина, Л. П., Фалькович, Т. А. Занятия по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. Старшая и подготовительная группы / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович. М.: Просвещение, 2012. 160 с.

3 Бецкой, И. И. Наставление воспитателям / И. И. Бецкой. СПб., 1772 (Сенатская тип).

4 Бондырева, С. К. Толерантность / С. К. Бондырева. М.: Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2011. 240 с.

5 Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р. С. Буре; под ред. А. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 80 с.

6 Веракса, А. Н., Гуторова, М. Ф. Практический психолог в детском саду / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова; под ред. А. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 144 с.

7 Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения / Т. Н. Вострухина. М.: Школьная пресса, 2012. 112 с.

8 Всеобщая декларация прав человека. М.: Права человека, 2006. 12 с.

9 Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П. К. Гречко. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2011. 416 с.

10 Громова, О. Е., Кабушко, А. Ю., Соломатина, Г. Н. Ознакомление дошкольников с социальным миром / О. Е. Громова, А. Ю. Кабушко, Г. Н. Соломатина; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. 224 с.

11 Дударев, М. И., Демьянюк, И. Ю., Полторак, Д. Воспитание этнонациональной толерантности / М. И. Дударев, И. Ю. Демьянюк, Д. Полторак. 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2013. 192 с.

12 Ильинская, С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. 3-е изд. М.: Праксис, 2013. 288 с.

13 Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие для высших учебных заведений / Е. Ю. Клепцова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 175 с.

14 Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1989. № 5. С. 10-23.

15 Кравцов, Г. Г., Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 264 с.

16 Коломийченко, Л. В., Воронова, О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет / Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. 128 с.

17 Кукушкина, Е. Ю., Самсонова, Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. 128 с.

18 Макарова, Т. В., Ларионова, Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников: методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. М.: ТЦ Сфера, 2013. 80 с.

19 Микляева, Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера, 2013. 176 с.

20 Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания. Развитие личности / М. Мириманова. М.: Просвещение, 2010. 104 с.

21 Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273-ФЗ. М.: Проспект, 2014. 160 с.

22 Шерстобитова, О. В. Организация совместной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению общеобразовательной программы дошкольного образования / О. В. Шерстобитова // Актуальные вопросы педагогики и психологии. Новосибирск, 2013. С. 26-29.

23 Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников / Г. Б. Орлинская. М.: Сфера, 2013. 262 с.

24 Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник; под ред. А. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 80 с.

25 Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников / Л. С. Римашевская; под ред. Е. А. Андрюковой. М.: Просвещение, 2012. 112 с.

26 Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях / Под ред. К. С. Стобловой. М.: Педагогическое общество России, 2012. 80 с.

27 Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. М.: Сфера, 2013. 218 с.

28 Статья В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» / «Независимая газета». М., 2011.

29 Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебно-методическое пособие / Н. Е. Татаринцева; под ред. Е. А. Андрюковой. М.: Центр педагогического образования, 2012. 96 с.

30 Тимофеева, Л. Л., Бережнова, О. В. Вариативные модели организации дошкольного образования: методическое пособие / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова. М.: Педагогическое общество России, 2012. 176 с.

31 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014. 32 с.

32 Федоренко, Л. Г. Толерантность в образовательном учреждении / Л. Г. Федоренко. 2-е изд. М.: КАРО, 2012. 128 с.

Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? В 4-х частях / К. Фопель; перевод с английского языка: Д. Дмитриев, О. Ковалевская, Е. Патяева. М.: Генезис, 2012. 544 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Мы – жители Земли»

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете; учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закрепить умение ориентироваться на карте и глобусе.

Словарная работа: национальность, глобус, традиция, ручник, столица, экватор.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: Разучивание стихотворения, белорусской народной песни «Косил Ясь конюшину», работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, посещение местного музея экологии и краеведения, организация выставки белорусских и русских умельцев.

Материал и оборудование: политическая карта мира, глобус, атрибуты для инсценировки белорусской песни, экспонаты выставки, трафареты из бумаги (ручники), геометрические фигуры из цветной бумаги.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Чтение стихотворения Я. Акима

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету!

2. Воспитатель: А что это за планета, о которой говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель: А можем ли мы с вами увидеть планету Земля? (звучат ответы детей).

Воспитатель: У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии?

Дети: Космонавты.

Воспитатель: А мы можем посмотреть на модель Земли, которая называется «глобус». Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины. А где еще можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети: На карте.

Воспитатель: Посмотрите на эту карту (политическая). Как вы думаете, почему она раскрашена разными цветами? (благодаря разным цветам, которые присутствуют на карте, мы можем отметить огромное количество стран на нашей планете). Давайте поиграем: вы называйте цвет, а я вам скажу, какая страна там расположена. У каждой страны есть свой главный город. А как называется главный город страны?

Дети: столица.

Воспитатель: В нашей стране тоже есть главный город. Как он называется?

Дети: Москва.

Воспитатель: Сможете ли вы, ребята, показать нашу страну на карте?

Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи? Чем они отличаются?

Дети: Цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции.

Воспитатель: А что такое традиции? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас. Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете традиционные праздники?

Дети: Масленица, Рождество, Новый год, день города.

Воспитатель: День города – это традиция нашего города. А как традиционно отмечают праздники русские люди?

Дети: Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы, прыгают через костер и т.д.

Воспитатель: Давайте и мы с вами вспомним одну из многих традиций русского народа: водить хоровод.

3. Дети вместе с воспитателем водят хоровод «Во поле береза стояла» (при этом слова песни сопровождают показом).

4. Воспитатель: В России живут не только русские. Наша страна многонациональна: здесь живут и русские, и украинцы, и белорусы, и узбеки и много других народов. Я родилась и выросла в Белоруссии, а живу в России. Русские и белорусы очень похожи. Они веселые, трудолюбивые, гостеприимные. Говорят они на разных языках, но языки эти очень похожи. Вспомните белорусскую народную песню, которую мы с вами учили. Трудно было ее учить? (нет). А почему? Как вы думаете?

Дети: В песне встречается много слов похожих с русскими словами.

Дети исполняют инсценировку белорусской народной песни.

Воспитатель: Русский и белорусский народ очень славятся своим гостеприимством. У этих народов есть одинаковая традиция – встречать гостей хлебом и солью. И выносили хлеб-соль гостям на красивом, расшитом ручнике. Ручник – это полотенце (показ детям). И сегодня я предлагаю вам придумать свой узор для ручника.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает элементы белорусского узора. Дети выполняют аппликацию самостоятельно, по замыслу. Звучит музыка (белорусские народные мотивы).

5. Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Мы с вами путешествовали по нашей планете, совершали экскурсии в некоторые страны. В какие?

Дети: В Россию и в Белоруссию.

Воспитатель: Какие традиции этих народов вы запомнили? (дети перечисляют).

Молодцы! Вы были очень внимательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Толерантность - это отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром.Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей. Поэтому нам взрослым , нужно научиться взвешивать каждое...

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

     Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования

О работе педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников...