Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 5-6 лет (старшая группа)
рабочая программа (старшая группа) на тему

  Рабочая программа разработана для работы с детьми  старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики,   на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_orlova.docx50.02 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  Батыревского  района  Чувашской  Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Батыревский  детский сад «Сказка»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №__ от «__»____________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

___________________  

Приказ №_____     от «___»_________2016 г.

Рабочая программа

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

(приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность)

детей 5-6 лет (старшая группа)

на период с 01 сентября 2016 по 31 мая 2017 года

(составлена на основе  основной  образовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы)

                                                                                                                                                                                        Составители:

Батырево 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел рабочей программы          

Пояснительная записка          

         -  Цель и задачи рабочей программы         

         -  Принципы и подходы к формированию рабочей программы

         - Значимые для реализации рабочей программы характеристики          

Планируемые результаты освоения рабочей программы        

Содержательный раздел рабочей программы          

Содержание рабочей программы

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы          

Особенности образовательной деятельности          

Способы и направления поддержки инициативы детей        

Взаимодействие с семьями воспитанников

Педагогическая диагностика        

Организационный раздел рабочей программы          

Комплексно-тематический план работы         по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству; изобразительная деятельность)  детей  5 – 6  лет.

 Традиционные праздники, развлечения и события художественно-эстетического  содержания

Организация предметно-пространственной среды          

Материально-техническое обеспечение рабочей программы  

Литература          

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана для работы с детьми  старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики,   на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).      

      Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе региональных особенностей  и опирается на  авторскую   «Программу  художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства», Л.Г. Васильевой, Чебоксары (1994 г.)  и  педагогическую технологию З. А. Богатеевой  «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва (1986 г.).

     В старшей группе организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности проводится 3 раза в неделю по следующим видам организованной деятельности: «лепка» - 1 раз в 2 недели; «аппликация» - 1 раз в 2 недели; «рисование» - 2 раза  в неделю.

   Учебным планом ДОУ предусмотрена продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей старшей  группы – 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет не более 45 минут.  В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В течение дня ДОУ обеспечивает баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность.

     Педагогическая диагностика (мониторинг)  осуществляется два раза в год: в ноябре и в мае.

   Цели и задачи рабочей программы

    Целью рабочей программы является обеспечение становления у детей эстетического отношения к окружающему миру, а также  к искусству чувашского, русского, татарского народного орнамента.

    Основные задачи

 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

- развивать  предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;

- формировать элементарные представления о видах искусства;

- обеспечивать восприятие произведений изобразительного искусства;

- стимулировать сопереживание персонажам произведений изобразительного искусства;

-  обеспечивать реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей;

-  формировать позитивные установки  к различным видам  изобразительного творчества;

- развивать воображение и творческую активность средствами изобразительной деятельности;

- знакомить с книжной культурой (графикой).

 ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- воспитывать эмоционально-личностную отзывчивость и интерес к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского) орнамента.

- формировать способности к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

- обеспечивать реализацию самостоятельной творческой декоративно-орнаментальной деятельности.

- развивать декоративно-игровое творчество.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

     Основными  принципами отбора содержания рабочей программы являются: принцип амплификации (обогащения) детского развития (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков), который предусматривает не ускорение развития ребенка, а расширение его возможностей в дошкольных сферах жизнедеятельности, предполагает развитие его личности, творчества и способностей; принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, предусматривающий воспитание средствами культуры народов региона; принцип регионализации художественного образования, который предполагает приобщение не только к художественному наследию своего народа, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения к национальному искусству других народов, проживающих на территории родного края; принцип развивающего обучения детей (Л.С. Выготский) как непрерывного и продолжительного процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований в развитии; принцип исследовательского познания, который помогает детям обогащать свой опыт, приобретать познания в различных областях, а воспитателям - формировать познавательные интересы и познавательные действия воспитанников в различных видах их деятельности; принцип деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), предусматривающий взаимосвязь восприятия, исполнительства с элементами творчества и собственно творчества как структурных компонентов художественной деятельности (Т.Г. Казакова); принцип обеспечения взаимосвязи орнаментального искусства с устным и музыкальным народным творчеством, которые выступают как «побеги от одного общего корня» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская); принцип моделирования пространственно-предметной и духовно-эмоциональной художественной среды, которая представляется как вещно-материальная конкретика, обеспечивающая вхождение детей в этнокультурную среду, и как оценочная, построенная на диалоге и способствующая «погружению» в содержание орнаментального искусства; принцип активизации ассоциативного мышления и стимулирования познавательной и творческой активности детей, в соответствии с которым образовательные ситуации каждого блока имеют образную тематику, связанную с особенностями изобразительного искусства; принцип комплексного тематизма, который позволяет сделать процесс художественно-эстетического развития детей целенаправленным и управляемым; принцип интеграции в организации освоения содержания образования, который обеспечивает синтез и объединение образовательных областей.

Значимые для реализации рабочей программы характеристики

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

В 5 -6 лет развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

Реализация задач рабочей программы возможна только при наличии набора подлинных изделий декоративно-прикладного искусства (прежде всего это народные игрушки), который предоставляет информацию о разных национальных культурах (чувашской, татарской, русской) и который обеспечивает вариативность восприятия информации и который поможет ребенку сориентироваться в сложном мире национальной культуры, осознать себя наследником не только своей, но и других культур, расширить знания и представления о мире и о самом себе.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

        Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования.  К целевым ориентирам художественно-эстетического развития ребенка относятся следующие характеристики:

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в том числе  изобразительной;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе изобразительной;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, в том числе изобразительной, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при пользовании изобразительными средствами;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе изобразительной.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- ребенок обладает эмоционально-личностной отзывчивостью  и интересом к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского) орнамента.

- ребенок  способен к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

- ребенок использует в самостоятельной творческой деятельности декоративно-орнаментальные образы.

- у ребенка развито декоративно-игровое творчество.

Содержательный раздел рабочей программы

Содержание рабочей программы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Включает  создание условий для:

 - приобщения детей к изобразительному искусству;

- изобразительной  деятельности.

В сфере приобщения детей к изобразительному искусству: Продолжать формировать интерес к живописи, народному искусству.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (изобразительное искусство, архитектура).

Продолжать знакомить с жанрами изобразительного  искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома,

магазины, театры, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина,

украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций,

конструкций, украшающих деталей.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на

курьих ножках), дворцов.

Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном ис-

кусстве.

Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

В сфере изобразительной деятельности: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать

мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как из-

меняются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать чувство формы, цвета, пропорций.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).

Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами деко-

ративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия,скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.

Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные

кисти и т. п).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закраши-

вании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть

всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый,

сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).

Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используе- мых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осва-

ивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.

Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка,полотенце).

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы,

делать предметы устойчивыми.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и

углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация. Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

 Продолжать  приобщать детей к истокам  чувашской национальной культуры.

 Формировать элементарные представления и знания о художественном образе произведений народного декоративно-прикладного искусства: дать представление о народном орнаменте, формировать знания о цветовом решении произведений народного прикладного искусства.

Вводить детей в мир связей народного искусства с природой, бытом, трудом и жизнью человека и общества.

Подводить детей к выделению видов народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, узорное и ковровое ткачество, резьба и роспись по дереву, шитье бисером и серебром, плетение и т.д.)

Знакомить с искусством других народов, проживающих на территории  края (русских, татар).

Продолжать воспитывать интерес и уважение к труду народных мастеров.

В декоративном рисовании. Продолжать учить составлять декоративные композиции по мотивам народного прикладного искусства (чувашского, татарского, русского): используя  геометрические и геометризированные орнаменты , растительные и зооморфные элементы, составляя многоцветные гаммы на белом и цветном фонах, осваивая композиционные приемы составления узора на различных формах (полосе, квадрате, прямоугольнике, силуэтных и объемных формах). Учить рисовать по сюжетам народных сказок.

В декоративной аппликации. Продолжать учить составлять орнаментальные композиции в стиле народного искусства из геометрических, растительных и  зооморфных форм на полосе, квадрате, прямоугольнике и силуэтах с разным цветом фона (чувашской, татарской, русской). Учить использовать в работе разные изобразительные материалы: угольный и жировой карандаши, фломастеры, цветную тушь и гуашь для передачи четкости и тонкости узора.

В декоративной лепке. Учить лепить посуду разной формы по мотивам народной керамики и изделий из дерева (чувашской, татарской, русской) . Учить лепить декоративные пластины по мотивам народных образцов. Продолжать учить лепить разные украшения по типу изделий народных умельцев. Учить создавать глиняные расписные игрушки в стиле народных мастеров. Учить окрашивать вылепленные изделия гуашевыми , эмульсионными и темперными белилами и расписывать гуашевыми,  темперными, глазурными красками и ангобом.

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы

      Для реализации задач рабочей программы образовательный процесс организуется на значимых для развития детей видах эстетической и изобразительной деятельности (восприятие изобразительного искусства, изобразительная, изобразительно-игровая). Названные виды деятельности организуются по рабочей программе в соответствующих вариативных формах: игровая ситуация, игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник-ярмарка, праздник, развлечение, настольный театр кукол, творческая мастерская, творческое задание, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, опыты с красками, оформление выставок детского творчества, игра-путешествие.

      Возможным реализовать содержание рабочей программы создается также благодаря разнообразным средствам художественного развития детей. К ним относятся окружающая предметная художественная и игровая среда; искусство (изобразительное, устное, музыкальное); праздники и развлечения, которые обладают особым эффектом введения ребенка в мир искусства и развития интереса к культуре; изобразительная деятельность детей, которая позволяет детям создавать выразительные образы и выражать свое.

      В ходе работы с детьми предусматривается  использование в работе с детьми художественно-дидактических игр. Для активизации процесса воплощения выразительного образа в рисовании и лепке предусматривается использование такого приема, как показ и объяснение последовательности создания образов предметов.

     Кроме того, предполагается широко использовать разнообразные  методы и приемы, разработанные ЕМ. Чумичевой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой: метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, который способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия искусства; метод музыкального сопровождения, когда при восприятии изделий  искусства звучит музыка, характер и настроение которой созвучны настроению художественной вещи; игровые методы и приемы, которые помогают сосредоточить внимание детей в ходе беседы, создают интерес к произведению, формируют положительное отношение к нему, обогащают содержание рисунка (лепки, аппликации).

Особенности образовательной деятельности 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

     Образовательная деятельность по художественному развитию детей 5 - 6 лет с учетом возрастных и психологических их особенностей организуется фронтально.

     Содержание художественного образования представляется перед детьми через систему тем, которая проецируется на разные виды художественной деятельности (восприятие  произведений искусства, изобразительная, игровая). Задачи рабочей программы реализуются через такие темы недели (месяца), как:  «День знаний» (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября), «Осень» (2-я –  4-я  недели сентября), «Я вырасту здоровым» (1-я – 2-я недели октября), «День народного единства» (3-я неделя октября – 2-я неделя  ноября), «Новый год» (3-я неделя ноября – 4-я неделя декабря), «Зима» (1-я – 4-я недели января),  «День защитника Отечества» (1-я – 3-я неделя февраля),  «Международный женский день» (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта), «Народная культура и традиции» (2-я – 4-я неделя марта),  «Весна» (1-я – 2-я недели апреля), «День Победы» (3-я неделя апреля – 1 неделя мая),  «Лето» (2-я – 4-я недели мая).   Такой подбор тем придает образовательному процессу систематичность.

     Кроме того, образовательный процесс по художественному развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана; воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства; формирование способности к созданию выразительного образа в изобразительной  деятельности (рисование, лепка, аппликация). Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:        Содержание этнохудожественного образования представляется перед детьми через темы, которые проецируется на разные виды художественной деятельности (восприятие искусства народного орнамента, декоративно-орнаментальная, декоративно-игровая). Также, образовательный процесс по этнохудожественному развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана; воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского, русского, татарского) орнамента; формирование способности к созданию выразительного образа в декоративно-орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности (декоративно-орнаментальная, декоративно-игровая).

Способы и направления поддержки инициативы детей

      Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (художественно-дидактическим, сюжетным, подвижным), которые имеют художественно-эстетическую  направленность.

     Наличие в образовательной среде разнообразных материалов обеспечивающих возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, лепкой,  конструированием, моделированием, выполнением поделок из природного и бросового материала и пр.

    Создание педагогом атмосферы принятия и поддержки во время занятий детьми творческими видами деятельности.

    Проведение инструктажа по технике безопасности при пользовании красками, клеем, ножницами и другим инвентарем во время занятий детьми творческими видами деятельности.

     Поддержка детской инициативы в воплощении замысла и в выборе необходимых для этого средств.

Оказание помощи и поддержки в овладении необходимыми для реализации творческого замысла техническими навыками. Организация выставок продуктов детского творчества в группах и в помещениях дошкольного учреждения.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников в направлении художественного развития детей являются повышение художественно-педагогической культуры родителей и привлечение их к активному участию в деятельности детского сада.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

План взаимодействия с семьями по художественному развитию детей

Сентябрь: Беседа на тему «Содержание психолого-педагогической работы с детьми  5 – 6  лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Октябрь: Участие родителей в развлечении «Краски осени».

 Ноябрь: Консультация на тему «Воспитание у детей эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства».

Декабрь: Организация на сайте детского сада работы «Домашней школы: алгоритм рисования акварельными красками».

Январь: Выставка совместного творчества детей и родителей «Зимушка хрустальная».

Февраль:  Консультация на тему: «Домашний изо-уголок».

Март: Коллективное творчество родителей  и детей:  «Международный женский день».

Апрель: Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования деятельности детей 5-6 лет в условиях домашнего воспитания».

Май: Конкурс «Папа, мама и я - творческая семья»: «Рисуем лето».

Июнь, июль, август:  Вернисажи совместного творчества детей и  их родителей и педагогов.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

План взаимодействия с семьями по этнохудожественному развитию детей

Сентябрь: Беседа на тему «Работаем по   «Программе  художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства».

Октябрь: Консультация на тему «Воспитание у детей эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного орнамента».

Февраль:  Семинар - практикум «Организация декоративно-орнаментальной деятельности детей 5 – 6 лет в условиях домашнего воспитания».

Март:  Участие родителей в празднике народного костюма (чувашской, русской, татарской, мордовской).

Июнь, июль, август:  Совместные  вернисажи совместного творчества детей и  их родителей, а также   педагогов по теме: «Удивительный мир народных игрушек».

Педагогическая диагностика

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Методами  педагогических наблюдений по изобразительной деятельности и приобщению к искусству являются:  индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Методами педагогических наблюдений  за уровнем освоения региональной программы  «Программа  художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства», Л.Г. Васильевой, Чебоксары (1994 г.)  и  педагогической технологии З. А. Богатеевой  «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва (1986 г.), являются:  индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания.

Организационный раздел рабочей программы

Комплексно  – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству; изобразительная деятельность)  детей 5 – 6  лет

Традиционные праздники, развлечения и события художественно-эстетического  содержания

Календарь традиционных праздников, развлечений и событий представляется следующим содержанием:

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Праздники. «Осень», «Весна», «Лето».

Забавы. Фокусы, сюрпризные моменты, забавы с красками и карандашами.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Тематические праздники и развлечения.  «Праздник народного костюма (чувашского, русского, татарского, мордовского).

Театрализованные представления. Кукольный театр «Нарядные народные игрушки».

Организация предметно-пространственной среды

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:  Развивающая предметно-пространственная среда художественно-эстетической направленности представляется центром художественного творчества,  где хранятся альбомы с иллюстрациями художников, книжной графикой, детскими работами, а также   изобразительные материалы: альбомы  для рисования; тонированные синим, красным и зеленым цветами листы бумаги альбомного формата для рисования; гуашь красного, оранжевого, белого, желтого, черного, синего, серого и зеленого, серого цветов; кисть для рисования; салфетки для просушивания кисти; стаканчики для воды (большого и маленького размеров); глина и пластилин для детского творчества; доски  для работы с пластилином и глиной, настольная книга «Я учусь рисовать», Трафареты,  обводки раскраски,  акварельные краски, карандаши цветные и простые, восковые,   фломастеры,  разноцветные мелки, цветная бумага, клей,кисточка для клея,  бросовый материал и т.д.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Развивающая предметно-пространственная среда этнохудожественной направленности представляется этнографическим музейным уголком детского сада, а также  уголком в группе, где хранятся этнографические изделия, иллюстрации с их изображениями, дающие информацию о разных национальных культурах (чувашской, русской, татарской) и обеспечивающие вариативность восприятия информации:

куклы-матрешки, принадлежащие разным художественным промыслам (семеновские, авторские матрешки в стиле росписи «гжель» и «хохлома» - гжельские и хохломские матрешки и др.) и отличающиеся по этнографическим мотивам (русские, чувашские, татарские и др.);

дидактические пособия (прорезные силуэты, трафареты национальной одежды и др.);

дымковские игрушки (барышня, кавалер, конь, петух, курочка, жар- птица, индюк);

тематические альбомы этнокультурной тематики (например, «Народы Чувашии» и др.);

открытки, фотографии с образцами национальных костюмов, традиционных орнаментов;

разрезные картинки этнокультурной тематики;

иллюстрации с изображениями изделий прикладного искусства;

Чувашская  ткань пестрядь в крупную и мелкую клетку и пестрядь без клеток - полосатая ткань;

Глиняные одноцветные бусы (зеленого, желтого, белого, черного, красного цветов), созданные воспитателем по мотивам чувашского прикладного искусства.

Кроме того, объемно-пространственный интерьер, предметное окружение групповой комнаты эпизодически меняется; помещение легко «перестраивается» в «ярмарочную площадь», «музей», «чувашскую избу», «русскую горницу», «мастерскую» и др. Для этого используется соответствующее оборудование (ширмы-трансформеры, витрины, стенды, информационно-коммуникационные средства и др.), а также национальные костюмы, пособия, музыкальные записи, создающие этнический фон.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

    ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

  Наглядно-дидактические пособия:

            Серия «Мир в картинках»

Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Городецкая роспись по дереву. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Полхов-Майдан. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.        

Каргополь - народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хохлома, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты  формата А 4

Гжель. Изделия. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гжель. Орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Полхов-Майдан. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Полхов-Майдан. Орнаменты.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.

Рабочие тетради

Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дымковская игрушка.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Филимоновская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Хохломская роспись, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Узоры Северной Двины. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Сказочная Гжель. — M.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Смешные игрушки из пластмассы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Секреты бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Репродукции картин художников.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Матрешки,  принадлежащие разным художественным промыслам (5-ти местные): семеновские, полхов-майданские, в стиле росписи  «гжель»  и  «хохлома» и др.;

Матрешки, отличающиеся по этнографическим мотивам (5-ти местные): русские, чувашские, татарские.

Дымковские игрушки с полосатыми узорами;

Куклы в национальном костюме (русском, чувашском, татарском и др.); национальные костюмы, изделия народного ткачества, декоративно-прикладного искусства, старинная утварь.

Слайд-фильмы:  «Необычные тряпичные куколки - просто загляденье!», «Мордовские матрешки Л.А, Булычевой»;  по мотивам русской скороговорки «Купила Марусе бусы бабуся…»;  «Чувашская пестрядь и пестрядинная одежда».

Литература

           ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

  1.   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированный в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г.
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13  (с изменениями на 27 августа 2015 года).
  4.  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
  5. Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  7. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  8.  Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  9. Васильева, Л. Г Технология составления рабочей программы в дошкольном образовательном учреждении / Л .Г Васильева, И.В. Махалова. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. - Чебоксары: Новое время, 2010.
  10. Васильева, Л.Г Рабочая программа педагога детского сада / Л.Г. Васильева // Народная школа. - 2012. - № 3.
  11. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: Мозаика- Синтез,  2013.
  12.  Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  13. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
  14. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, К-2010.
  15. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
  16. Комарова Т. С. Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
  17. Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005.
  18. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005.

                      ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва: Просвещение, 1986.
  2. Васильева Л.Г.  Программа  художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары: 1994.
  3. Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и  устное народное творчество дошкольникам. – Чебоксары: 2001.
  4. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности  детей 5 -7 лет. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к изобразительному искусству; изобразительная деятельность) детей 4-5 лет (средняя группа)

     Рабочая программа разработана для работы с детьми  средней  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование во II младшей группе.

              Данная программа составлена на основании:   примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения д...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно -эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование в средней группе.

                   Данная  программа составлена на основании:          примерной  общеобразовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование в старшей группе.

                   Данная программа составлена на основании:          примерной  общеобразовательной программы до...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Изобразительная деятельность. Рисование в подготовительной к школе группе.

                   Данная программа составлена на основании:         примерной  общеобразовательной программы дош...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)...