Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» детей 5-6 лет (старшая группа)
рабочая программа (старшая группа) на тему

       Рабочая программа разработана для работы с детьми  старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Фе­деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики, на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romanova_rp.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  Батыревского  района  Чувашской  Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Батыревский  детский сад «Сказка»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №__ от «__»____________2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий

___________________  .

Приказ №_____     от «___»_________2016 г.

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

детей 5-6 лет (старшая группа)

на период с 01 сентября 2016 по 31 мая 2017 года

(составлена на основе основной  образовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы)

                                                                                                                                                                                        Составители:

Батырево 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел рабочей программы          

Пояснительная записка          

         -  Цель и задачи рабочей программы         

         -  Принципы и подходы к формированию рабочей программы

         - Значимые для реализации рабочей программы характеристики          

Планируемые результаты освоения рабочей программы        

Содержательный раздел рабочей программы          

Содержание рабочей программы

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы          

Особенности образовательной деятельности          

Способы и направления поддержки инициативы детей        

Взаимодействие с семьями воспитанников

Педагогическая диагностика

Организационный раздел рабочей программы          

Комплексно-тематический план работы         по реализации задач образовательной области «Познавательное  развитие»  детей  5 – 6 лет.

 Традиционные праздники, развлечения и события познавательного  содержания          

Организация предметно-пространственной среды          

Материально-техническое обеспечение рабочей программы  

Литература          

Целевой раздел рабочей программы

Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана для работы с детьми  старшей  группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский  детский сад «Сказка» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС  ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированным в Минюсте  РФ 14 ноября 2013 г., с основной образовательной программой и уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики, на основе Основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2015).      

           Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе региональных особенностей  и опирается на  «Программу воспитания ребенка-дошкольника» разработанную под рук. О.В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995.

В старшей группе организованная образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 2 раза в неделю по следующим видам организованной деятельности: «ознакомление с окружающим миром» - 1 раз в неделю; «формирование элементарных математических представлений» - 1 раз  в неделю.

   Учебным планом ДОУ предусмотрена продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей старшей  группы – 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет не более 45 минут.  В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Допускается осуществлять организованную образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В теплое время года организованная образовательная деятельность может осуществляться на участке во время прогулки. В течение дня ДОУ обеспечивает баланс разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на организованную образовательную деятельность.

     Педагогическая диагностика (мониторинг)  осуществляется два раза в год: в ноябре и в мае.

 

    Цели и задачи рабочей программы

Целью рабочей программы является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Основные задачи

 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

- формирование познавательных действий, становление сознания;

-  развитие воображения  и творческой активности;

- формирование  первичных  представлений  о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

 - формирование первичных представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран  народов мира.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ  УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса, любознательности и познавательной мотивации к родной природе,

- создание мотивационно-ценностного отношения к культурным традициям родного края.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

     Основными  принципами отбора содержания рабочей программы являются: принцип научности – предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитии познавательного интереса, формирования основ мировоззрения. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Детям предлагаются только правильные знания. Никогда не следует сообщать сведения, в истинности которых педагог не уверен. Принцип доступности – в программе представлен материал доступный для детей старшего дошкольного возраста, значимый для его практической деятельности, имеющий определенную эмоциональную окраску. Принцип гуманистичности и позитивизма –  предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах; содержание программы способствует формированию  у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитанию уважительного отношения ко всем формам жизни на земле. Принцип гуманистичности предполагает выбор педагогом модели личностно-ориентированного взаимоотношения. Принцип проблемности – предполагает создание образовательных (проблемных) ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Принцип системности – в основу систематизации знаний положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка-дошкольника. Принцип безопасности предполагает, что рекомендуемые к использованию педагогом формы и методы работы безопасны. Принцип интеграции в организации освоения содержания образования –  который обеспечивает синтез и объединение образовательных областей. Принцип деятельности  - основа познавательного  развития ребенка, где расширены  рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми. Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе познавательного развития ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент, игра, исследовательские действия, труд.

Значимые для реализации рабочей программы характеристики

    В  5 – 6  лет у детей продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

        Планируемые результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования.  К целевым ориентирам познавательного  развития ребенка относятся следующие характеристики:

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

 - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе в познавательной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения в разных видах деятельности, в том числе в познавательной;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

- у ребенка развито воображение и творческая активность  в ознакомлении с культурным наследием и природным своеобразием Чувашского края;

- ребенок проявляет  толерантность, уважительное отношение к традициям и духовным ценностям своего народа.

Содержательный раздел рабочей программы

Содержание рабочей программы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Включает  создание условий для:

- Формирования элементарных математических представлений;

- Развития познавательно-исследовательской деятельности;

- Ознакомления с предметным окружением;

- Ознакомления с социальным миром;

- Ознакомления с миром природы.

В сфере формирования элементарных математических представлений:

 Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис-

тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространствен-

ных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — вни-

зу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

В сфере развития познавательно-исследовательской деятельности: 

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления

об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

В сфере ознакомления с предметным окружением и социальным миром: Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Расширять представления детей о профессиях. Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства). Прививать чувство благодарности человеку за его труд.

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о  замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва- главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

 Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасности о том, как в годы войн храбро сражались и защищали наши солдаты от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

В сфере ознакомления с миром природы: Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад». Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.). Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.). Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину,

камни. Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

Включает  разделы: «Родная страна» (стр.59); «Растительный мир» (стр.63); «Животный мир» (стр.64) –  по Программе воспитания ребенка-дошкольника.

Вариативные формы, методы и средства реализации рабочей программы

       Для реализации задач рабочей программы образовательный процесс организуется на значимых для развития детей видах познавательной деятельности. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми:  наблюдение, экскурсия, решение проблемной ситуации, опыты, коллекционирование, экспериментирование, моделирование, реализация проекта, игра (сюжетная, с правилами), познавательно-интеллектуальный досуг, работа в исследовательской лаборатории, беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, игровая обучающая ситуация (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки), составление и отгадывание загадок, диалог.

Особенности образовательной деятельности 

     Образовательная деятельность по познавательному  развитию детей 5 – 6  лет с учетом возрастных и психологических их особенностей организуется фронтально.

     Содержание образовательной области «Познавательное развитие»  представляется перед детьми через систему тем. Задачи рабочей программы реализуются через такие темы недели (месяца), как:  «День знаний» (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября), «Осень» (2-я –  4-я  недели сентября), «Я вырасту здоровым» (1-я – 2-я недели октября), «День народного единства» (3-я неделя октября – 2-я неделя  ноября), «Новый год» (3-я неделя ноября – 4-я неделя декабря), «Зима» (1-я – 4-я недели января),  «День защитника Отечества» (1-я – 3-я неделя февраля),  «Международный женский день» (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта), «Народная культура и традиции» (2-я – 4-я неделя марта),  «Весна» (1-я – 2-я недели апреля), «День Победы» (3-я неделя апреля – 1 неделя мая),  «Лето» (2-я – 4-я недели мая).   Такой подбор тем придает образовательному процессу систематичность.

     Кроме того, образовательный процесс по познавательному  развитию детей включает две его составляющие: совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми предусматривается решение развивающих задач широко плана. Самостоятельная деятельность детей, организованная воспитателем, наполняется образовательным содержанием, которое обеспечивает для них выбор деятельности.

Способы и направления поддержки инициативы детей

   Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр (дидактическим, сюжетным, с правилами), которые имеют познавательную  направленность.

 Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

- регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

- регулярно предлагая детям открытые творческие вопросы, в том числе проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

- обеспечивая в ходе обсуждения атмосферы поддержки и принятия;

- позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

- организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу;

- помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

- предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Направлениями работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников в направлении познавательного  развития детей являются повышение компетентности  родителей в данном вопросе.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

План взаимодействия с семьями по познавательному развитию детей

Сентябрь: Беседа на тему «Содержание психолого-педагогической работы с детьми  5 – 6  лет по образовательной области «Познавательное  развитие».

Октябрь: Анкетирование родителей.

 Ноябрь: Семейный праздник:  «День матери».

Декабрь: Консультация на тему: «Интеллектуальные игры для дошкольников».

Январь: Фотовыставка с участием родителей «Природа и дети»

Февраль:  Детско-родительская конференция «Секреты зимней природы».

Март: Консультация на тему «Как стимулировать детскую познавательную активность».

Апрель: Совместные детско-взрослые конкурсы с познавательными  играми.

Май: Эссе родителей на тему: «Семейный отдых летом».

Июнь, июль, август:  Совместные детско-взрослые познавательные экскурсии.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

План взаимодействия с семьями:

Сентябрь: Беседа на тему «Роль родителей в формировании представлений о «малой» Родине».

Декабрь: Консультация на тему « Игры и игрушки для развития познавательных интересов детей».

Март:  Совместные детско-взрослые познавательные  игры.

Июнь, июль, август:  Совместные детско-взрослые  экскурсии.

Педагогическая диагностика

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Методами  педагогических наблюдений по познавательному развитию являются:  беседа, создание проблемной ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: 

Методами педагогических наблюдений  за уровнем освоения региональной программы «Программа воспитания ребенка-дошкольника» являются: беседа; создание проблемной ситуации; наблюдение за свободной деятельностью детей.

Организационный раздел рабочей программы

Комплексно  – тематический план работы по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие»  

детей 5 – 6  лет

ФЭМП:

Месяц

Тема

недели

Основные направления работы

Тема и форма образовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание,

формируемое

участниками

образовательного

процесса

Интеграция с

другими

областями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Сентябрь 1 неделя

День знаний

Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)  

Игровые упражнения «Мальвина учит Буратино», «Сосчитай фигуры», «Дорисуй недостающую фигурку», «Поможем Буратино разложить картинки», физкультминутка.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

                   Сентябрь  2 неделя – «Осень»

Игровые упражнения «Отсчитай столько же», «Раскрась столько же», «Завяжем куклам бантики», «Правильно пойдешь – клад найдешь»

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Закреплять умение сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп, выраженных соседними числами 4 и 5;  умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр); представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 5 и считать до 5.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Сентябрь 3 неделя – «Осень»

Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Игровые упражнения «Поручение», «Построим лесенку для матрешки», «Когда это было».

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче … самый короткий (и наоборот). Уточнить понимание значения  слов вчера, сегодня, завтра.

Закреплять упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух);  умение сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями;  умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

«Сестрички идут по грибы»

Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Сентябрь 4 неделя – «Осень»

Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Игровые упражнения «Отсчитай столько же», «Раскрась столько же», «Завяжем куклам бантики», «Правильно пойдешь – клад найдешь»

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Закреплять умение сравнивать 2 предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп, выраженных соседними числами 4 и 5;  умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр); представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

«Прогулка в  лес»

Цель: познакомить детей с образованием числа 5 и считать до 5.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Сентябрь 5 неделя – «Осень»

Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Игровые упражнения «Лесная школа», «Сосчитай фигуры», «Дорисуй недостающую фигурку», «Поможем зверятам разложить картинки», физкультминутка.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп, выраженных соседними числами 4 и 5. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр). Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы «В»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для старшей группы «В»(разделы: развитие элементарных математических представлений,  окружающий мир, п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы «В» 2020-2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для старшей группы «В»(разделы: развитие элементарных математических представлений,  окружающий ...