«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"
статья (подготовительная группа) на тему

Ананьева Галина Валентиновна

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.                   

  Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.                                                               

Преемственность с позиции школы,  в свою очередь – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка, и  осмысливается на более высоком уровне.                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_portala.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад №71 «Почемучка» Старооскольского городского округа.

Доклад

по теме: 

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной

школой в условиях ФГОС»

"Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Подготовила Ананьева Г.В.,  воспитатель

г. Старый Оскол

        Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.                         Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.                                                                Преемственность с позиции школы,  в свою очередь – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка, и  осмысливается на более высоком уровне.                                                                                                           В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования можно выделить:                             -состояние здоровья и физическое развитие детей;                                                                   -уровень развития их познавательной активности, как необходимого компонента учебной деятельности;                                                                                  -умственные и нравственные способности детей;                                                           -сформированность их интеллектуального и личностного развития;                                           -развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.                                                                                                          Подготовка детей к школе – была, есть и будет одной из актуальных проблем образования, которая заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается.                                   Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом и психологическом развитии дошкольника. Но самым важным условием успешного обучения в школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов обучения: отношение к учёбе, как к важному, общественно - значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным предметам. Только наличие достаточно устойчивых и сильных мотивов может побудить ребёнка к добросовестному и систематическому выполнению обязанностей, которые налагает на него школа.                                                                                                                        Обозначив и осознав данную проблему, необходимо налаживать плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:                                                                    - установление единства взглядов и стремлений на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой;                                                                                             -выработка общих целей и задач, путём достижения намеченных результатов;                 -создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;                                                                                                                                     -всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.             Перечисленные выше задачи определяют три основных направления для обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:                                                                                                                     1. методическая работа;                                                                                                          2. работа с родителями;                                                                                                            3. работа с детьми.

        Методическую  работу можно  осуществлять через проведение консультаций, семинаров-практикумов, бесед, встреч  педагогов детского сада и школы по темам: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе», «Адаптация детей к обучению в школе». Семинары включают в себя взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий у дошкольников учителями, набирающими детей в 1-й класс в следующем учебном году.         После занятий педагогам необходимо совместно обсудить проблемы и скорректировать свою деятельность, что даст возможность совершенствовать методы воспитания и обучения детей.                                                                            Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки: «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: критерии подготовленности будущего первоклассника к школе», «Психологическая готовность и коммуникативные навыки». Проводятся родительские собрания,  в том числе, в нетрадиционных формах в виде «Встречи за круглым столом», "Детско-родительская гостиная" и т.д.,  где затрагиваются проблемы подготовки ребёнка к школе и выбора будущих программ обучения детей.                              Учителя будущих первоклассников и педагог-психолог детского сада могут ответить  на все вопросы родителей. После собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.

        И, конечно же, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются: экскурсии детей - дошкольников в школу, посещение школьной библиотеки, спортивного зала и школьного стадиона, праздничной линейки 1 сентября – все это вызывает у воспитанников интерес,  желание пойти в школу, и вселяет уверенность в своих силах.                                                                                                                              Частые и желанные гости в детском саду - это  выпускники. Их можно привлекать к  помощи детскому саду.  Так,  на уроках труда они могут делать скворечники, сшить одежду для кукол. Можно привлечь для  инсценировки  сказок перед детьми, они могут  рассказать о школе много интересного будущим первоклассникам. Такое сотрудничество ради детей  позволит добиться положительных результатов в работе.                                                     Ведь каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.

         Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.                                                        Психологическая готовность к школе включает в себя:                                                                                                 Личностно – социальную готовность, т.е. готовность ребенка к общению и взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками.         Интеллектуальная готовность к школе предполагает, что ребенок имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.                                                                                                    Мотивационная готовность подразумевает желание ребенка идти в школу, для того чтобы учиться, узнавать новое, т.е. желание быть учеником.         Эмоционально – волевая готовность позволяет ребенку контролировать свои эмоции и поведение во время уроков.

        «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» - писал известный психолог Л. А. Венгер.                                                                                В последние годы отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одного из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника.

        Одной из приоритетных задач ФГОС начального общего образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).

        Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка.  А также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

        Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль ребёнка в образовательном процессе. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.                                      Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

        Преемственность при переходе ребёнка из детского сада в начальную школу будет означать, что появившиеся у дошкольника личностные качества и особенности переходят с ребёнком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.

        По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель так же имеют много общего, у них общее родовое имя – педагог. Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Но она может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. А ради детей можно найти время и силы для решения задач преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...

Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала,...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала,...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...