План профессионального самообразования воспитателя
материал на тему

Лёвшина  Ольга Вячеславовна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_professionalnogo_samoobrazovaniya.docx70.03 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Левшиной Ольги Вячеславовны

по теме:

 «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Направление и содержание работы

  1. Изучение литературы:

Цель: 

-выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества

- пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей;

-составление плана самообразования на проекте (июнь-август).

  1. Работа с детьми:

Цель:

-Приобщить детей к русскому фольклору;

-Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;

-Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;

-Воспитывать любовь к русскому фольклору.

  1. Работа с родителями:

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).

  1. Работа с педагогами:

Цель: Распространение опыта работы по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей среди педагогов ДОУ и района

План работы по изучению и распространению собственного опыта

Содержание работы

Сроки

Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы

  • Книга «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Князева О.Л., Маханева М.Д
  • Приобщение детей к истокам РНК. О. Л. Князева.
  • С чего начинается Родина. Л. А. Кондрыкинская.
  • Истоки РНК в детском саду. И. Г. Гаврилова.
  • Социально-нравственное воспитание  детей 3-4лет. Н. Г. Комратова.
  • Моя семья. Л. Б. Фесюкова.
  • Знакомство с русским народным творчеством. О. Л. Князева.
  • Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль.
  • Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, сост. Г. Науменко.
  • Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью, Н. В. Алешина.

Август 2014г

  • Книга «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на основе потешек»

Сентябрь 2014

  •  Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

В течении года

  • Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

Декабрь 2014

  • Изучение статьи на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Январь 2015

  • Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»

Март 2015

  • Изучение статьи на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Август 2015

 Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию задач методической темы

  • Выбор темы. Постановка целей и задач по данной проблеме.

Август 2014г.

  • составление плана работы по развитию речи детей  средствами народного творчества;

Август 2014г.

  • разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

В течении года в каждой возрастной группе

  • Введение  приёмов использования фольклора в режимные моменты, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна.

В течении года в каждой возрастной группе

  • Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.

В течении года в каждой возрастной группе

  • Разработка консультаций для родителей о значении устного народного творчества в жизни детей;

В течении года в каждой возрастной группе

  • Составление анкет для выявления знаний родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям.

В течении года в каждой возрастной группе

  • Составление диагностического материала по освоению основ устного народного творчества

Начало года в каждой возрастной группе

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации)

  • Консультация для педагогов "Влияние устного народного творчества на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста."

Октябрь 2014г.

  • Открытый просмотр занятия кружка «Играем пальчиками»

Апрель 2015г.

  • Консультация для воспитателей: «Роль фольклора в развитии речи детей»

Сентябрь 2015 г.

  • Консультация для педагогов: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Октябрь 2015 г.

  • Открытый просмотр занятия по ФЭМП для молодых специалистов ДОУ по теме «В гости к трем медведям»;

Октябрь 2015 г.

  • Консультация для педагогов «Применение потешек в режимных моментах»

Ноябрь 2015 г.

Открытый просмотр занятия с элементами фольклора во второй младшей группе по теме: «Едем в гости к бабушке – бабушке Загадушке»

Декабрь 2015г.

  • Консультация для педагогов «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Февраль 2016г.

  • Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» 

Презентация авторских игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» и т.д.

Март 2016 г.

  • Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» 

Презентация авторских игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» и т.д. 

Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей»

Апрель 2016 г.

  • Самоанализ плана самообразования.

Май 2016 г.

Участие в методической работе района

 (посещение занятий у педагогов других детских садов, выступление на РМО, конференциях, семинарах)

Участие в работе РМО, использование в практике лучшего опыта педагогов района и региона (по плану заседаний РМО)

В течение года

РМО для воспитателей среднего возраста (4-5 лет)

Тема: «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

Ноябрь 2015 г.

РМО для воспитателей старшего возраста (5-6 лет)

Тема: «Мы без книги, как без света, как без мудрого совета»

Январь 2016 г.

Участие в конкурсах

Участие во Всероссийском конкурсе «Кукольные уроки», сертификат победителей в номинации «В гости к детям»

Апрель 2015г.

Участие в муниципальном этапе Республиканского конкурса «Воспитатель года 2015», 3 место по району

Май 2015

Подготовка пособия «Разноцветные куколки», для участия во Всероссийском конкурсе «Кукольные уроки», победители в номинации «В гости к детям»

2015г.

Подготовка конспекта развлечения «Гостеприимство по-татарски» с детьми подготовительной к школе группы для участия во Всероссийском конкурсе «Партнерство на благо ребенка», победители конкурса

2015г.

Участие в конкурсе ДОУ по изготовлению атрибутов  к сказкам татарского писателя А. Алиша

2015г.

Приложение №1

Анкета для родителей 1 младшей группы на тему

"Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

  1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?
  2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?
  3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?
  4. Надо ли знать народные сказки и былины?
  5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?
  6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
  7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?
  8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?
  9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?
  10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?

Приложение №2

Анкета для родителей второй младшей группы на тему  

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки?

b) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

Приложение №3

Мониторинг результативности по использованию фольклора в развитии речи детей 1 младшей группы

Цель:

  1. изучить динамику развития речи ребенка;
  2. стимулировать активность родителей в самообразовании по использованию малых форм фольклора.

Объект мониторинга:  дети.

Периодичность: 2 раза в год (в начале и в конце года).

Формы работы: наблюдение за детьми в разных видах деятельности: чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры.

Дидактическая игра

Цель

Инструкция

Уровень развития

  1. Речевое понимание

1

«Лото»

Выяснить  умение ребенка понимать слова, обозначающие предметы, действия и признаки.

Игра в лото с картинками - предметами разного цвета и картинками - действиями.

2

«Поиграй с бабочкой»

Выяснить  умение ребенка понимать предлоги "за", "по", "

к", "над", "через",

"круг", "перед".

Перед  ребенком кладут картинку с изображением летнего леса, на картинку кладут отдельно бумажные фигурки бабочек и предлагают показать бабочку, которая летит перед деревом.

3

"Найди цветочек на поляне"

Выяснить  умение ребенка понимать единственность и множество прилагательных.

Ребенку предлагают найти на поляне (показывают картинку) большой красный цветочек, маленькие желтые цветочки, маленькие синие цветочки, большие оранжевые цветочки.

4

"Что делал дедушка - и что будет делать?"

Выяснить  умение ребенка понимать настоящее и прошедшее время глаголов.

Разглядывают  картинки и делят на группы: где дети что- то делают, а где уже сделали; где дедушка-то делает, а где уже сделал

5

"Покажи козу-косу, балку- палку"

Выяснить умение ребенка различать слова, близкие по звучанию

Взрослый  кладет перед ребенком картинки и просит показать нужную.

6

"Назови большие и очень большие предметы"

Выяснить  умение ребенка понимать слова с суффиксом увеличения.

Перед  ребенком лежат одинаковые игрушки разного размера. Взрослый предлагает показать большие и очень большие игрушки: большие - огромные.

  1. Активная речь

1. "Расскажи сказку, которую прочитали

Выяснить  умение ребенка разговаривать многословными предложениями

(более 3 слов).

Взрослый  предлагает ребенку рассказать сказку, которую только что прочитали.

2. "Бабушка пришла домой - бабушка выходит из дома"

Выяснить  умение спрашивать: "Где?" "Куда?", "Почему?", "Когда?"

Взрослый  вместе с ребенком провожает и встречает бабушку и спрашивает малыша "Где была бабушка?", "Куда идет бабушка".

3. "Назови картинки"

Выяснить  умение принимать двухсоставные слова типа "лимон, батон" и употреблять слова со стечением согласных типа: "вилка, чашка, ложка, майка, мышка".

Взрослый предлагает ребенку назвать картинки, которые он показывает.

  Высокий уровень (3) – ребенок понимает.

Средний уровень (2) – ребенок понимает после стимуляции.

Низкий уровень (1) – ребенок просто разглядывает картинки.

Используемая литература:

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ Под научной редакцией Л.А. Федорович. Составители О.В. Гнета, И.В. Макаренко, Л.А. Федорович – Кременчуг: Христианская Заря, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План профессионального самообразования воспитателя .

Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры детей младшего возраста»....

План профессионального самообразования воспитателя на пять лет.

План самообразованияПлан профессионального самообразованияна 5 лет (2017-2021г.)Тема самообразования:  «Развитие познавательной  активности воспитанников ДОУ в проектной деяте...

План профессионального самообразования воспитателей

План профессионального самообразования воспитателей...

План профессионального самообразования воспитателя

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством использования техник нетрадиционного образования...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....