Аргуновсая резьба
проект (старшая группа) на тему

Завьялова Любовь Владимировна

Проект "Аргуновская резьба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_argunovskaya_rezba.doc530 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №11

Проект

«Промыслы родного края: история и современность.

Аргуновская резьба»

Выполнила

Воспитатель МБДОУ №11

Завьялова Любовь Владимировна

Киржач 2016

Общие положения

  • Название проекта «Промыслы родного края: история и современность. Аргуновская резьба»
  • Законодательная часть:
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;  
  • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ ";
  • программа «Гражданское воспитание в дошкольном возрасте»
  • Региональный компонент.

Актуальность и социально-экономическая значимость проекта

Патриотическое  воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания считаем проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Начиная работу по  воспитанию любви к родному городу нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного города со всей страной.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой город необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем  знакомить  детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Многовековая история, многочисленные  предприятия, знаменитые земляки – много интересного могут узнать наши дети. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш город, дать определенные знания о его истории, культуре, природе. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Наш земляк, выдающийся писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к « Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы» начинается с «любви к родным местам», которая вырастает из детских «жизненных впечатлений». «Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на осознании сопричастности к героическому прошлому, талантам земляков и возможности, сохраняя традиции, быть достойными творцами современной истории».

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали  цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через познания культурного наследия прошлого, исследования агруновской резьбы, как особого явления русского прикладного искусства.

Задачи проекта:

  • Пополнить методическое и  дидактическое  сопровождение по разделу «Ребенок и окружающий мир», дополнить его региональным компонентом.
  • Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию чувства сопричастности к культурному наследию нашего города и района.
  • Приобщить детей к истории города, познакомить с особым видом прикладного искусства 18-19в. через занимательный материал, использование информационно – коммуникационных и мультимедийных технологий.
  • Формировать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
  • Развивать индивидуальное творчество через создание поделок, посредством художественного творчества, и другие творческие работы.
  • Приобщать дошкольников  к истокам народного промысла, к русской народной культуре и современной жизни города.
  • Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Проект: долгосрочный, групповой, творческо-поисковый

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, специалисты МДОУ.

Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

 

  • Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях, о промыслах родного края.
  • Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  • Повышение компетентности педагогов по знанию промыслов родного края, анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний
  • Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление уголка «Край мастеров» должен содержать как различный  дидактический  материал для рассматривания детьми

(альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), так и игровой (дидактические   игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материал уголка должен постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.

  •  Подбор художественной литературы для детей киржачских авторов.
  •  Изготовление дидактических игр,(игры, краеведческой тематики).
  • Разработка цикла бесед и конспектов тематических занятий по промыслам Аргуновской резьбы.

Основной

  • 2 раза в месяц занятия с детьми в соответствии с перспективным планом .
  • Организация вечеров развлечений, тематических праздников по выбранному направлению.
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников
  • Мероприятия с педагогами МДОУ
  • Экскурсии по городу.
  • Пополнение развивающей среды.
  • Выставки детских работ.
  • Выпуск буклетов, выставок, информационных листков  «Край мастеровых крестьян», «Аргуновская резьба».

Заключительный

  • Итоговое диагностирование детей.
  • Повторное анкетирование родителей.
  • Анкетирование педагогов.

План-график реализации проекта

Раздел программы

Вид деятельности

Образовательные области «Коммуникация», «Познание»

1. Познавательные занятия:

   - «Край мастеровых крестьян ».

   - «Аргуновская резьба- особый вид прикладного искусства , которая славилась в наших краях».

   - Тематический цикл занятий:

    Октябрь: «Дерево - как дар природы».

                    «Виды агруновской резьбы»

   Ноябрь:  «Мир  инструментов для выполнения резьбы».

                    «Вместе с мамой».

   Декабрь:  «Наши первые работы».

                    «Как в  сказке».

   Январь:   «Красота Агруновской резьбы».

   Февраль: «Мастера-аргуны».

                    «Детский альбом» ».

   Март:       «Картины природы ».

   Апрель:      - «Достопримечательности родного города».

   - «По улицам города».

2. Творческие рассказы:

   - «Город, в котором я живу».

   - «Я люблю!».

3.Творчество детей с родителями.

4. Составление кроссвордов по искусству Аргуновская резьба.

5. Чтение  рассказов киржачских авторов.

6. Чтение и заучивание стихов киржачских авторов.

7. Беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём рассказывают памятники», ««В чем истина резьбы?».

8. Рассматривание и рассказывание по тематическим альбомам: «Аргуновская резьба в Киржаче».

9. Рисование на тему «Мой дом в стиле Аргуновская резьба».

10. Вечер загадок о творчестве нашего земляка.

11. Экскурсия по г. Киржачу

Образовательные области «Социализация», «Коммуникация»

  • Оформление игротеки дидактических игр

- «Достопримечательности Киржача».

- «Какая это улица».

- «Расскажи, кто и чем прославил наш город»

- «Времена года», «Детский альбом» (разрезные картинки)

- «Памятники города».

2. Сюжетно – ролевые игры:

- Экскурсии в музей.

- Экскурсии по городу.

Образовательная область «Музыка»

  • Слушание  музыкальных пластинок.
  • Проведение тематических занятий по искусству резьбы.
  • Проведение вечера чтения сказки Е. Федорова «Аргуны»

Образовательная область «Труд»

  • Изготовление книг - самоделок мастера – аргуны Киржачского района.
  • Изготовление декораций, атрибутов к праздникам, тематическим занятиям.

Образовательные области «Художественное творчество»

  • Рисование:

- Элементов росписи.

- Рисование « Наша экскурсия».

- Изготовление иллюстраций к книге – самоделке «Киржач - наш «резной» ».

2. Пластилинография:

-Мои аргуны.

3. Конструирование:

- из бросового материала – из спичечных коробков «Мой дом».

- из природного материала «Наш Киржач».

- строительный материал – здание дома – музея.

Вид деятельности

Взаимодействие с родителями

  • Помощь в организации экскурсий.
  • Беседы и консультации по теме проекта.
  • Оформление книжки-передвижки «Мой любимый край».
  • Участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала».
  • Привлечение родителей к подготовке и участию в проведении тематических развлечений.

Работа с педагогами

  • Беседы и консультации по теме проекта.
  • Проведение «круглого стола» с обсуждением результатов деятельности.
  • Презентация проекта на педсовете. Сценарий презентации, рассчитанный на 8 -10 минут.

Обеспечение  проекта

Материально-техническое:

  • аудио, видео системы, телевизор, компьютер;
  • деткие  инструменты;
  • создание «Уголка малой Родины» в группе.

Учебно-методическое:

  • программа Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Вераксы;
  • Программа «Гражданское воспитание в дошкольном возрасте»;
  • Педагогические технологии «С чего начинается Родина»;
  • детская художественная  литература, рассказы и стихи киржачских авторов;
  • музыкальный материал для слушания, пения и игр; аудиокассеты, диски с музыкально-литературными композициями;
  • дидактические краеведческие игры;
  • костюмы, элементы костюмов для вечеров развлечений, тематических праздников, самостоятельной игровой деятельности детей.

Оценка результатов проекта

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, праздниках, других видах деятельности,  желание прославить свой город в будущем.

    Дети должны знать и называть:

  • об аргуновский резьбе –как о виде прикладного искусства,
  • знаменитых мастеров города и района;
  • их вклад в историю города, государства;
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Предполагаемые результаты:

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.
  • Повышение компетентности сотрудников МДОУ по представленной проблеме. Разработка других образовательных проектов по истории и культуре нашего города, его земляках.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Итоги  проекта

В течение  осуществления проекта был подобран методический материал, пособия:

1. оформлен уголок «Мой край». Материалы уголка постоянно пополняются, изменяются;

  •  подобран   дидактический  материал для рассматривания с детьми: альбомы «Малая родина знаменитого фотографа» », тематический альбом «По страницам путешествий»,  «Любимые уголки природы», фотоальбомы,  наборы открыток  видами старинного города Киржач;
  • изготовлен игровой материал:  дидактические   игры - «Достопримечательности Киржача», «Какая это улица», «Расскажи, кто и чем прославил наш город»;
  • в группе проведены выставки детского творчества: «Как прекрасен Киржач», «Новогодний серпантин», «Герои» нашего города »;
  • выпущены буклеты и статьи со стихами киржачских авторов. Также родителям   дается информация об интересных событиях группы, достопримечательностях города, которые посетили дети и т.д.
  • проведен цикл тематических бесед и занятий, которые вызывают интерес у детей  и родителей.
  • проведены развлечения и тематический праздник, посвященный творчеству фотографа.
  • проведена экскурсия в Киржачский краеведческий музей. Самым главным достижением можно считать то, что родители пошли в музеи. Те из них, которые посетили экскурсию, выражали благодарность за то, что смогли увидеть экспозицию музея. Вся работа, проводимая в детском саду по воспитанию патриотов своего родного края, повысила авторитет детского сада в глазах родителей.
  • Результаты диагностики показали повышение уровня знаний детей о родном городе, его знаменитых земляках.

Заключительные положения

Цикл проектов  «Промыслы родного края» рассчитан на возраст детей 6-7 лет. Это один из самых популярных проектов нашего сада.

Проект предусматривает участие детей и родителей в работе над темой знакомства детей со знаменитыми земляками. Дети вместе с родителями путешествуют по Киржачу: посещают выставки, знакомятся с его фотографиями, узнают много удивительного о родном городе.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Киржач, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя киржачанином.

Мы считаем данный проект универсальным, его можно реализовать в условиях других дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе,  знаменитых  жителях Киржача  доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

            

       

Используемая литература:

  • программа Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.Верикса, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;
  • Программа «Гражданское воспитание в дошкольном возрасте»;
  • Авторские фотографии

http://www.mirtv33.ru/2016/03/kirzhach-eto-budushhij-sochi/

https://educontest.net/component/content/article/89058

 

        

Тема проекта: «промыслы родного края история и современность. Аргуновская резьба».

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, специалисты МДОУ, сотрудники Киржачского краеведческого музея.

Сроки проведения:1 год.

Итоговое событие: проведение выставки работ в стили Аргуновская резьба .

Образовательные области

задачи

Воспитат.

Развивающ.

Соц./ ком

Развивать чувства сопричастности к культурному наследию нашего города и района.

Приобщать дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению выставок, экскурсий.

Познават.

Формировать чувство гордости за свой город и людей, живущих в нем, желание прославить свой город в будущем.

Познакомить с с видом прикладного искусства Аргуновская резьба

Предпосылки к определению цели детьми: принести и оставить на столе  картинки с изображением аргуновской резьбы .

Цель (детей): желание проследить весю историю происхождения аргуновскойц резьбы.

Край мастеровых  крестьян.

 

 Аргуновская резьба - особый вид прикладного искусства 18-19 в. Своими корнями она уходит в прошлое, и является исконно русским явлением. Зародившись в качестве бытовой резьбы, обогатившись языческой символикой, аргуновская резьба распространилась по Подмосковной земле и достигла своего расцвета в 18,19, начале 20 в.

       Мастеров - аргунов, умелых плотников и столяров, начали приглашать на строительство домов состоятельные заказчики из Москвы и прилегающих имений. Крепостные и монастырские крестьяне, жившие на бедной, малоплодородной земле вынуждены были искать приработок, для того чтобы заплатить оброк помещикам. Экономическая необходимость толкала людей на заработки, заставляла покидать семьи, уходить в чужие города. В 18 и 19 веке в Москве получают распространение барокко и классицизм, европейские направления в архитектуре. Изысканные приемы в литье металла и резьбе по дереву мастеров Франции и Германии, используемые в изготовлении мебели, предметов быта, деталей интерьера ассимилировали с русским деревянным зодчеством и прикладным искусством, явив миру качественно новое явление, каким является аргуновская резьба. Это не было повторением лучшего опыта европейских мастеров, и это не являлось локальным творчеством деревенских умельцев. На традиционно русскую многообразную в своих проявлениях резьбу были добавлены элементы арабской вязи, французского орнамента, немецкой аккуратности в исполнении изделий. Мастера воспользовались некоторыми идеями, приемами, впитав самое лучшее, что было на Западе, творчески переработали знания и умения, и создали новое явление в прикладном искусстве - аргуновскую резьбу.

       Какие чувства возникают у зрителей рассматривающих резьбу в церкви св. Георгия в деревне Ильинское? Удивление, восторг, уважение, понимание, что это родное, местное, убеждение в том, что это мы уже видели. Кажется, где и когда? Видим на наличниках домов искусно вырезанные узоры, орнаменты, цветы, ветви. Мы видим это на лесных полянах и лужайках, поросших незабудками и купальницами. Мы чувствуем настроение летнего утра. Понимаем трепетность и нежность распустившихся цветов. Мы знаем, что только у русского человека могло быть такое поэтическое восприятие природы, дар единения с природой, умение выразить свои чувства через творчество, щедрость в желании доставлять радость людям.

      А были ли в это время ценители аргуновской резьбы? Славянофилы братья Аксаковы восторженно отзывались об умельцах - аргунах. И сегодня в Ильинской церкви мы видим «аленький цветочек», нежно склоняющий свою голову, будто взятый из сказки «Аленький цветочек» Аксакова,

виноградные лозы, щедро увивающие стены храма, волшебно украшенный алтарь, глядя на которые начинаешь понимать, о каких чудесных дворцах писал в своих сказках Пушкин.

      Аргуновская резьба является неотъемлемой частью русской изобразительной культуры, еще мало изученная, мало осознанная, но от этого не потерявшая свое художественное значение.

Историческая ценность дерева

       Дерево-это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда-то первым прибежищем человека, его жилищем, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда, из веток и стволов дерева разводил согревающий его костер, с дерева срывал плоды, ветви дерева служили ему постелью. Невозможно представить жизнь древних людей без леса, без деревьев и всего, что они давали им. От века к веку человечество развивалось, достигало все новых высот познания, вершило социальные и экономические преобразования, создавало новые небывалые раньше материалы, но лес и   его дары по-прежнему оставались рядом с человеком.

       И если сегодня, в начале 21 века, каждый из нас оглядит свое рабочее место, свое жилище, то, несомненно, убедится в том, что дерево играет в нашей жизни важную, порой незаменимую роль. И может быть оттого, чтово многих областях нашей жизни и хозяйственной деятельности дерево потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, как бы связывающую  нас с миром природы.

       Дерево - весьма прочный материал и изделия из него порой служат нескольким поколениям. В течение веков могут жить деревянные постройки, мебель, утварь. Однако дерево, к несчастью, боится огня, и множество памятников, созданных из дерева и в мировом, и в нашем отечественном искусстве не дошло дог нас.

       Только по воспроизведениям и воспоминаниям современников знаем мы и о многих других неповторимых памятниках деревянного зодчества. Это относится и к аргуновской резьбе. Уже нет богато украшенной резьбой помещичьего дома в Ильинском. Но и то, что сохранилось, говорит об огромном богатстве и разнообразии приемов обработки дерева, существовавших в русской народной архитектуре и декоративном искусстве.

В настоящее время деревянная народная архитектура стала предметом внимания и пристального изучения, и мы можем сказать, сколь большую роль сыграло деревянное зодчество в сложении конструктивных особенностей русской архитектуры, определения ее самобытного стиля. Это в полной мере относится не только к народной архитектуре, но и к декоративному искусству России, в том числе к резьбе и росписи по дереву.

       Дошедшие до нас памятники отчетливо свидетельствуют о том, что дерево-это материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие  форм   изделий. Зодчие, возводя храм, вырезали из дерева виноградные лозы, которые щедро увивают  стены храма, волшебно украсили  алтарь, глядя на которые начинаешь понимать, о каких чудесных дворцах писал в своих сказках Пушкин.

     Аргуновская резьба является неотъемлемой частью русской изобразительной культуры, еще мало изученная, мало осознанная, но от этого не потерявшая свое художественное значение.

Истоки резьбы по дереву

       История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но и очень рано научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Дошедшие до наших времен древние деревянные изделия украшали магическими знаками, зарубками - оберегам. Это был первый декоративный узор. Они были призваны охранять владельцев от злых духов и «нечистой силы». Исследователи считают, что от этих первых зарубок-оберегов и родилось искусство резьбы по дереву, ставшее со временем чрезвычайно разнообразным по характеру и мотивам узоров, их масштабу и месту на изделии.

       Жители нашей Подмосковной земли становились мастерами народного искусства, стремились нести радость людям, «изукрасить» изготовленные ими вещи, отразить в них свое представление о мире, цветущей жизни и природе. Их привлекала красота земли, ее цветы и травы, звезды на небе, снежинки -весь окружающий мир. Это заставляло старых мастеров нередко стремиться к цветности, яркости узора. Отсюда появившееся у мастера желание раскрасить узор резьбы, найти красители в окружающей природе.

       Мы знаем, что самой древней краской был сок ягод и цветов, затем мастера стали использовать и минеральные краски.

       Древние археологические памятники дают нам общее представление об основах художественных принципах и способах работы народных мастеров с деревом. Они выполняли необходимые для своих домов вещи и делали это добротно, крепко, чтобы сделанная вещь служила долго и надежно. Мастер очень бы удивился, если бы ему сказали, что он занимается художественным творчеством, а делал он свои нехитрые поделки с любовью к тому, кто будет ими пользоваться: и санки для детей, и ступку для матери или жены, и игрушки для самых маленьких. Поэтому формы вещей приобретали цельность и спокойную домовитость, они как бы хранили теплоту рук создателя. А если мастер был искусен, да выдавалась свободная минута, то он старался еще и украсить эту вещь. Особенно нарядными, красивыми были вещи, служившие хозяевам в радостные, незабываемые для крестьянской семьи дни: во время подготовки к свадьбе, по случаю рождения детей, окончания полевых работ. Уже их-то украшали по-особому - самой затейливой узорной резьбой, самой яркой росписью. В деревнях знали наперечет лучших токарей, красильщиков и резчиков, прялочников и мастеров, гнувших дуги и украшавших их. В особо важных случаях шли к ним с просьбой изготовить такой подарок. И наиболее искусные мастера, иногда, не оставляя своих крестьянских дел, а иногда

оставив их, становились кустарями, работали по заказу всей окрути. Историки русской материальной культуры,  говоря об этом этапе развития производства, указывают на то, что оно перешло из стадии «домашней промышленности», когда изделия создавались внутри крестьянской семьи для собственных нужд, в стадию промысла, когда изделия стали изготовляться на продажу: сначала в своей или соседней деревне, а затем и на более широком, подчас всероссийском рынке, или достигали уровня шедевра, как это случилось с аргуновской резьбой.

      С промысловой стадией в развитии производства изделий из дерева связаны самые лучшие, самые яркие страницы развития русского народного искусства, расцвет мастерства народных художников. Зодчество, роспись, резьба по дереву являются одним из основных занятий Руси на протяжении всей ее истории. Это было проявлением не только развития художественного искусства, но и проявлением потребностей людей в необходимых предметах быта. Умелые строители выполняли для своего дома мебель: столы, скамьи, шкафчики, полати, сооружали кровать. Эти изделия отличались чистотой работы и украшались орнаментальными узорами.

       Ярким примером этому может служить традиционный дом русского крестьянина - изба, дом горожанина, которые мы и сейчас видим в нашем городе и деревнях. Они не только прекрасно сконструированы, прочно и добротно выстроены, но и непременно искусно украшены резьбой.

       Резьба по дереву является ремеслом исконно русским, которое выросло и расцвело на нашей земле

Аргуновская резьба по дереву

      Кротов С.А. в своей книге «Чистая капля России» пишет о причинах возникновения отхожих промыслов в Подмосковье:

«До XVIII века жизнь в центральных губерниях России характеризовалась натуральным хозяйством. Все необходимое для обеспечения своей семьи и барина (или монастыря), крестьянин производил сам: и срубы для избы и помещичьего дома сам рубил, и зерно выращивал, очищал и молол его, телегу, карету и сани мастерил, упряжь, одежду и обувь сам шил и сплетал. Но постепенно крепостной гнет все усиливался, а земельные наделы с ростом населения все сужались, и это побуждало крестьянина искать побочного заработка, благо есть куда податься, а любой труд крестьянину не в тягость. Через район пролегал древний Стромынский тракт, соединявший Москву с Владимиром, Суздалем, с Нижним Новгородом. По нему в ту и другую сторону в любое время года, днем и ночью тянулись купеческие обозы с товарами. Устают возчики, лошади расковываются, колеса ломаются, упряжь рвется. Смекалистые крестьяне прилегающих к тракту деревень все подмечают и свои услуги предлагают. Наиболее предприимчивые вдоль дороги стали кузницы возводить, шорные мастерские, строить и приспосабливать свои дома и дворы под постоялые дворы и трактиры. Некоторые в свободные от барщины периоды занялись извозом, то есть нанимались к купцам со своими лошадями подвозить грузы. А, бывая в городах, местные крестьяне подмечали: пропитание себе можно добывать и, не потея на пашне. В местных сказках, собранных и обработанных писателем М.Х. Кочневым, так говорится об этом: «Земля-то у нас в старину, при сохе да бороне, плохой была кормилицей. В поле колос от колоса - не слыхать человеческого голоса. Вот и уходили с землицы на промыслы в штукатуры, каменщики, плотники, гончары, в шерстобиты да челночники. А больше по домам пряли да ткали». [4]

       Многие крестьяне местных деревень, передавая и совершенствуя способы обработки древесины, специализировались на изготовлении срубов, рам, столов, стульев, иконостасов, на резных деревянных узорах. Отцы и строгие дядья сызмальства приучали в наших деревнях каждого парнишку виртуозно владеть топором, пилой, рубанком и стамеской.

       B.C. Воронов, один из первых исследователей народного искусства, писал: «Дерево во всех его разнообразных бытовых формах - от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста - сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, * пилила, строгала, тесала, вырезала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало,  имея дерево своей постоянной и главной материальной основой». [3]

      Неустанно совершенствуя инструмент, расширяя их набор, все глубже познавая изобразительные возможности каждой древесной породы, пытливые мужики приобрели славу в Московской Руси как искуснейшие плотники и столяры. Одним лишь подбором дощечек из разных пород древесины они могли добиться того, что собранные ими паркетный пол расцветал изумительными букетами. Центром, вокруг которого сложился особый стиль в столярном ремесле, стало село Аргуново.

       Мужчины доброй половины деревень района, передавая мастерство от отца к сыну, от дядьки к племянникам, непрестанно совершенствуя его, с топором за поясом, рубанком и стамеской в котомке каждую осень, как уберут урожай, уходили на московские и подмосковные стройки. В течение XVIII - XIX веков они стали искуснейшими на Руси плотниками и столярами, резчиками украшений по дереву. Они выработали свой стиль в оформлении иконостасов, парадной мебели, в украшении дач богатых москвичей, фасадов своих изб. Этих мастеров деревообработки и деревянного декора стали называть по центральной деревне промысла - с. Аргуново, - аргунами. Легкий пропильный ажур в сочетании с плоскостными изображениями виноградной лозы, дынек, драконов, оберегов и берегинь, символов солнца, луны, «земной хляби» и урожая, перемежающихся античными колоннами и капителями стал как бы визитной карточкой местных деревообработчиков. При декорировании дач московских вельмож свою роль, по-видимому, сыграли навыки аргунов в столярном и мебельном деле. Именно благодаря мебельному ремеслу и изготовлению рам для икон и иконостасов был создан устойчивый тип наличника. Он имел волютообразное очелье, напоминающее завершение стенок кресел и стульев, которое венчалось сверху резным гребешком (раковиной). Поле фронтонной доски, наличники заполнялись завитками виноградной лозы с гроздьями. Боковины же представляли собой разные столбики, перехваченные дыньками с туго перетянутыми шейками, которые в свою очередь тоже покрыты тончайшей резьбой. Архитекторы, работавшие в так называемом русском стиле, в их числе такие знаменитые, как К. Росси, А.П. Брюллов, Н.В. Никитин, охотно опирались на мастерство аргунов и способствовали его совершенствованию. К середине XIX века именно аргуны стали в представлении славянофилов выразителями исконно русских вкусов.

       Мастера - аргуны также вводили в резьбу мотивы, почерпнутые из архитектуры барокко и классицизма. «Барокко, сего пышностью, со сложным содержанием и лишь ему присущими пышными скульптурно-декоративными формами, прямо не нашло дорог к геометрической резьбе по дереву 18 века, новсе же наполнило ее большей силой, придало ей небывалую ни раньше, ни потом выразительность, приведя к движению ее орнамент, сообщив ему особую пышность и разнообразие. Скульптурность, сочность, светотень стали непременными признаками резьбы такого времени».[4]

       Отходничество плотников и столяров из таких аргуновских деревень, как Стромынь, Санино, Финеево, Никифорово, Старово, Илейкино, Полутино, Акулово, Савельево, Афанасово и других продолжалось в течение 2-3 веков, до начала советской индустриализации (1927-30 г.г.).

         Русь всегда отличалась множеством талантливых мастеров по декоративно - прикладному искусству. Были и в аргуновской резьбе свои мастера.

       Из среды крепостных аргунов вышли такие выдающиеся мастера, как крепостные архитекторы Федор Семенович Аргунов (ок. 1732 - ок. 1768гг.), прославившийся оригинальными сооружениями (кухонный флигель и павильон «Грот» в усадьбе «Кусково», Иван Иванович Аргунов (ок. 1768-1806гт.) возглавлял строительство деревянного дворца - театра   в усадьбе Останкино.

Из среды тех же крепостных умельцев вышли известные русские живописцы Иван Петрович Аргунов (1729 - 1802 гг.), автор многих парадных портретов, его сын, тоже живописец, Николай Иванович (1771 - 1829).

       Аргуновская резьба - восьмое чудо света. Она очень необычна, соединила в себе мастерство и талант человека и его душевное состояние, теплоту, любовь, которую он выразил в своем творчестве.

       В середине 18 века именно аргуны стали в глазах славянофилов своего рода выразителями истинно русских простонародных художественных вкусов.

Аргуновская резьба - это олицетворение души русского человека, проявление его лучших качеств.

Технические приемы изготовления аргуновской

резьбы

       Аргуновская резьба включает в себя различные типы резьбы. Особую роль в ней выполняет геометрическая резьба. Исследователи русского народного искусства предполагают, что геометрическая резьба, выполняемая самым простым и общеупотребительным инструментом - ножом, родилась постепенно из магических зарубок - оберегов.

Геометрическая резьба - это всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных композициях.

Глухая рельефная резьба - это резьба с не прорезанным (глухим) фоном, высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности. Это резьба особого характера: крупная, сочная, рассчитанная на рассматривание с дальнего расстояния. Ее выразительность — в высоко выступающем над поверхностью сочном скульптурном рельефе, как правило, изображающем растительный узор - волнообразно изогнутый стебель с пышными крупными листьями и цветами. Нередко встречаются также изображения вазонов с цветами, фантастических ягод, напоминающих виноград.

Контурная резьба - это резьба линейным, несколько углубленным рисунком из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым.

Прорезная резьба (сквозная или пропильная) - это резьба с удалением фона. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия.

Сквозная ажурная резьба - это резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами.

Плоскорельефная резьба - изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы выявляется путем выбирания или углубления фона, вокруг какого - либо элемента резьбы или орнамента.

Барельефная резьба - с низким рельефом, горельефная - с более высоким рельефом.

Скульптурная резьба — это объемная станковая или декоративная скульптура из дерева естественного вида цилиндрической формы или его раскола. ^ Балясник - ажурное ограждение балконов, гульбищ, звонниц и т.д., состоящее из фигурных стоек (балясин), несущих поручень.

Волюты - завитки, украшающие верх оконных наличников. Это декоративная форма заимствована из городской каменной архитектуры.

Подзоры - резные доски, широко употребляемые как декоративно -художественные и конструктивные детали в деревянном зодчестве.[9]

Аргуновская резьба представляет собой высшую стадию мастерства резьбы по дереву, соединяет в себе все приемы этого мастерства.


Значение аргуновской резьбы

      Изучая наследие, оставленное нам мастерами-аргунами, можно сделать следующие выводы.

1. В основе аргуновской резьбы лежит творческое варьирование – внесение в каждое произведение новых штрихов, новых деталей формы, орнамента.

Этот художественный принцип исходит из самой природы творческого ручного труда, когда мастер к каждой создаваемой вещи подходит как к новой творческой задаче, решаемой им самим, не стремится к точному воспроизведению образца художника или другого мастера.

2. Аргуновская резьба представляет собой высшую стадию мастерства по дереву, соединяет в себе все приемы резьбы по дереву.

3. В аргуновской резьбе использованы мотивы русской природы, образы сказочных растений и персонажей, что придает ей поэтичность.

4. Аргуновская резьба- вид резьбы, соединяющий в себе особенности языческой резьбы и европейских традиций, когда га русскую основу были положены элементы классики и барокко. Творчество мастеров аргунов тесно связано не только с жизненными потребностями людей 18-19 в. эстетическим

представлениями той эпохи, но и неотделимо от традиционной народной художественной культуры,  представлениями той эпохи, но и неотделимо от традиционной народной художественной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Буратино знакомит детей с резьбой по дереву».

В гости к детям приходит Буратино, который знакомит их с различными предметами, изготовленными из дерева (посудой, игрушками, мебелью, украшениями и сувенирами)....

Конспект НОД Знакомство старших дошкольников с Холмогорской резьбой по кости

Конспект НОД по знакомству старших дошкольников с Холмогорской резьбой, с одним из промыслов Севера, с родиной М.В. Ломоносова...

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Презентация - Богородская резьба. Дымковская игрушка

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...

Ремёсла на Кубани. Резьба по дереву

Краснодарский край всегда славился умельцами мастерами,способными создать настоящий шедевр из куска глины или дерева. Предметы быта сделанные ручным способом высоко  ценятся и считаются народным ...