Я + ПРОФЕССИЯ= ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ.
статья на тему

Абрамова Надежда Валерьевна

Это педагогическое эссе о профессии воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Я + ПРОФЕССИЯ = ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ!

педагогическое эссе

Абрамова Надежда Валерьевна

МБДОУ «Детский сад № 4»

Я работаю воспитателем 17 лет. Об этой профессии я мечтала с детства и моя мечта осуществилась.    Мне интересно работать с детьми, ведь каждый ребёнок уникален и самобытен, не похож на других. Один ершист и задирист, другой – покладист и спокоен, третий – любознателен и полон жизни, четвёртый – замкнут и робок, у каждого уже за плечами свой опыт жизни, общения, познания мира, у каждого свои потребности и желания, свой характер.  И к каждому ребёнку я должна найти подход, научить общаться, дружить, помочь раскрыть его способности, способствовать развитию его потенциала.  За что я люблю своих детей? Сережку за его красивую улыбку и добрые глаза, Юлю за ее аккуратность во всем, Кирилла за его рассудительность, Тимошу за его кудряшки, Ваню за его шалости. Дети моей группы как одна большая семья, где все друг друга любят и уважают. Всегда придут на помощь друг другу, пожалеют и поддержат в трудную минуту.

 Не скрою, поначалу было очень трудно: написание планов, подготовка и проведение разнообразной деятельности, овладение педагогическими методами и приемами, общение с такими разными  детьми и их родителями – все это нередко вызывало трудности. Но меня всегда окружали знающие педагоги и просто сердечные люди, у которых я перенимала полезный жизненный и педагогический опыт.  

        Мне близки слова А. Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить". Следуя этому высказыванию, я побуждаю ребят приобретать представления об окружающем мире, в процессе экспериментирования и проектной деятельности. Дети очень чувствительны, их не обманешь притворной лаской. Мне запомнился мудрый совет моих наставников: не имей среди своих воспитанников «любимчиков», а стремись заглянуть в душу каждому ребенку и принять его таким, какой он есть.  Я не перестаю удивляться насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями и поступками поставить задачу передо мной.  Я учу моих ребят видеть красоту, т.е. сначала замечать ее вообще, затем понимать ее законы, а уже потом чувствовать и отражать в своих работах.

В связи с введением ФГОС  в дошкольное образование пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Вначале инновационные преобразования казались мне  снежным комом, несущимся с большой, непреодолимой силой откуда-то сверху.  Но постепенно я поняла самое главное – наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для меня научить ребенка самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. В воспитании всё зависит от того, кто воспитатель, каков он. Время вносит свои коррективы и в нашу жизнь, и в подходы к системе дошкольного образования, повышая требования к квалификации воспитателей. Общеизвестна истина: "Уча других, учись сам".

Мою работу можно сравнить с работой людей других профессий, и тогда почувствуешь, как она важна для общества.  Можно сравнить профессию педагога с профессией врача. Имеет ли право врач ошибаться, когда осматривает больного и ставит ему диагноз? Конечно, не имеет он такого права. Иначе – неправильный курс лечения, ухудшение здоровья. Так же и педагог не имеет права выбирать свои воспитательные и обучающие методы и средства, если он заранее хорошо не изучит ребенка, его жизнь, среду, в которой формируется его характер. Поэтому: «Будь осторожен!».

«Не ошибись!». «Не навреди!». «Будь надеждой для ребенка!».

Можно сравнить мою профессию с профессией артиста. Что же общего между ними? Артист на сцене забывает обо всем, кроме истории своего героя, заставляет зрителя забыть, кто он есть на самом деле. Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. Это закон в профессии артиста. Педагог тоже должен уметь перевоплощаться, входить в роль, но его профессия более сложная. Он тоже принадлежит, но не тем людям, которые для артиста имеют общее имя «зритель», а детям, которые для него обозначены конкретными характерами. Поэтому: «Дари себя детям!»

Можно сравнить мою профессию с профессией архитектора, строителя, геолога, астронома. Можно, конечно, но люди этих профессий имеют дело с неживой действительностью, которая без сопротивления поддается их богатому воображению и практическому творчеству. Мне же приходиться общаться с маленьким человеком, который носит в себе свои планы, мечты и стремиться к их осуществлению, самоутверждению.

Педагог не есть архитектор, инженер и строитель детской души, так как эта душа не набор стройматериалов. Она в действительности есть живая душа, страсть, преобразующая и сознательная сила. Ее нужно не строить, а обогащать, развивать, вселять в нее идеалы, утверждения, прививать ей любовь к людям, природе, жизни. Поэтому: «Знай, к чему стремиться!», «Постоянно ищи в ребенке богатство его души!», «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!»

Сложность педагогического труда в том, чтобы найти путь к каждому ребенку, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом из них.  

Самое главное – педагог должен помочь своему воспитаннику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой, друзьями, обществом. От веры педагога в, возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его воспитанников на трудном пути познания. Если педагог стал другом ребенка, если эта дружба озарена благодарным увлечением, порывом к чему – то светлому, в сердце ребенка никогда не появится зло. «Поистине, чтобы создавать человека, какая возвышенная нужна тут душа! Нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком» (Ж. Ж. Руссо)

        Основные педагогические заповеди моей работы таковы:

верь в ребёнка, верь в себя.

Именно они помогают мне настраиваться на восприятие положительных качеств воспитанников, создавать условия их проявления.

     Я - воспитатель! Мне доверено самое главное в этом мире - дети. Я за них в ответе.

    Моё кредо строится на четырёх принципах или четырёх «П».

- Понимаю каждого ребёнка;

- Принимаю его таким, каков он есть;

- Помогаю каждому ребёнку в самоопределении и саморазвитии, создавая для этого соответствующую развивающую среду;

- Пробуждаю в нём потребность и желание быть полезным и нужным другим, быть добрым, чутким, отзывчивым.    

Если меня спросят - я счастливый воспитатель? Отвечу - конечно, да! Ведь лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, дает возможность быть «ребенком». Воспитатель – это патриот своей Родины, ведь страна доверяет мне самое дорогое – свое будущее. Я уверена, что каждый мой воспитанник станет Человеком с большой буквы, смело войдет в эпоху нового разума и займет достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Кто- то сказал, что воспитатель - это не призвание, а диагноз! Но мне кажется, диагноз весьма оптимистичный, согласитесь, коллеги!!! Для меня воспитатель –не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня – это жизнь! Я считаю то, что заложено в детстве, остаётся на всю жизнь. Поэтому мы должны помнить слова В.А.Сухомлинского: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце».