С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИГРОТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ ?
консультация на тему

Осипова Татьяна Владимировна

 

 Игротерапия поведения начинается с очень простого: взрослому необходимо помнить, что поток непрерывноменяющегося поведения ребенка это и есть объект внимания игротерапевта, это то что взрослый пытается преобразовать, изменить, направить в нужном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_igroterapiya_povedeniya.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

С  ЧЕГО  НАЧИНАЕТСЯ  ИГРОТЕРАПИЯ  ПОВЕДЕНИЯ ?

 Игротерапия поведения начинается с очень простого: взрослому необходимо помнить, что поток непрерывноменяющегося поведения ребенка это и есть объект внимания игротерапевта, это то что взрослый пытается преобразовать, изменить, направить в нужном направлении.

Что необходимо делать, чтобы желание изменять поведение ребенка в нужном направлении сохранялось у взрослого? Необходимо обогащать опыт непрерывного введения простых игровых действий – упражнений в поток непредсказуемо меняющегося поведения ребенка.

Игровым действием – упражнением может быть любое действие по отношению к ребенку, которое затрагивает его чувства и познавательные возможности в их единстве.

Приведем пример игрового упражнения: «На одной ноге стою – никогда не упаду». Это приметивное, на первый взгляд, упражнение взрослый может вводить при различных состояниях поведения ребенка т.е. когда ребенок спокоен, или наоборот возбужден, когда ребенку скучно или наоборот весело и т.д. Это упражнение можно выполнять при различных обстоятельствах: дома, в гостях, на улице, в лесу, на стуле, на полу, и т.д.

Именно взрослый – игротерапевт организует встречу поведения ребенка с разнообразными игровыми упражнениями – действиями.

Итак, желаем радостной, полезной и совместной работы с ребенком!

О  НАПРАВЛЕНИИ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И  ПСИХИЧЕСКОМ  МИРЕ  РЕБЕНКА.

Взрослый игротерапевт взаимодействуя с ребенком надеется и верит в то, что бесчисленные игровые действия с ограничениями и по правилам, которые он вводит в поток поведения ребенка, когда-нибудь заживут самостоятельной жизнью в нем, ребенке. Это, в свою очередь, проявится в разнообразии поведенческих реакций ребенка, в их большей управляемости, - в большей осмысленности и осознанности поведения в целом.

О  ВЛИЯНИИ  ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ  ИГРОТЕРАПИИ  РЕБЕНКА  НА  СИСТЕМУ  ОТНОШЕНИЙ  В  СЕМЬЕ.

В процессе поведенческой игротерапии взрослый постепенно научается воспринимать и принимать мир «глазами ребенка». Способность взрослого оценивать ситуацию «здесь» и «теперь» с глазами ребенка, родителя, взрослого – игротерапевта становится более гибкой и адекватной.

В результате совместных игровых действий происходят изменения в поведении взрослого с ребенком, такие как: более полное принятие чувство другого (в данном случае ребенка), восприятие нежелательных изменений поведения другого как некоторой игровой ситуации поддающейся изменению, становление более осознанной позиции взрослого как игротерапевта. Все это способствует коррекции детско – родительских отношений и в семье и в целом.

ОБ ОДНОМ  ИЗ  СМЫСЛОВ  ИГРОТЕРАПИИ.

На наш взгляд одним из смыслов использования игровых задач в психокоррекционной работе с ребенком является следующее положение: встреча игрового действия взрослого и поведение ребенка всегда имеет элемент неожиданности, необычности, новизны как для взрослого, так и для ребенка. Эта встреча будит в ребенке его эмоциональные и интеллектуальные возможности, помогает  овладевать собственным поведением, делает поведение более разнообразным и управляемым.

В процессе встречи поведения ребенка с игровыми воздействиями взрослого рождаются новые игровые задачи с различными интеллектуальными и эмоциональными «зарядами», накапливается опыт личностного общения взрослого с ребенком. Постепенно взрослый начинает видеть окружающий мир глазами самого ребенка, а у ребенка формируется «базовое чувство доверия» не только к игровым воздействиям взрослого, но и к миру в целом.

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ИГРОТЕРАПИИ  ЧЕРЕЗ  ПОВЕДЕНИЕ.

  • изменения поведения ребенка в ситуации «здесь и теперь» являются основным объектом внимания игротерапевта и определяют тактику поведения взрослого.
  • в процессе игротерапии взрослый – игротерапевт опирается и использует эмоционально – волевые и интеллектуальные возможности ребенка в их единстве.
  • одушевление неживых объектов и опредмечивание одушевленных вот одна из стратегий поведения взрослого в игре с ребенком.
  • введение ограничений в поток поведения ребенка имеет целью выявления способностей и возможностей ребенка в произвольной  регуляции собственного поведения.
  • необходимо стремится к тому, чтобы введение игровых действий с ограничениями в поток поведения ребенка не провоцировало у него демонстративность, негативизм и более явные  эмоциональные нарушения и переживалось как усиление на грани приятного с неприятным.
  • в процессе игротерапии взрослый гибко варьирует, упрощает, усложняет аффективную и интеллектуальную сложность ограничения поведения ребенка в ситуации «здесь и теперь».

ЕЩЕ  РАЗ  ОБ  ОСНОВНОМ  ОБЪЕКТЕ  ИГРОТЕРАПИИ.

Основным объектом игротерапии являются изменения поведения ребенка в ситуации «здесь и теперь». Эти изменения могут затрагивать как эмоционально – волевую, так и интеллектуальную и двигательную сферы ребенка. И, соответственно, объектом коррекции в игре являются нарушения в сферах «хочу», «надо», «могу». «Хочу – могу - надо» не существуют в процессе игротерапии отдельно, а непрерывно взаимодействуют, входят в противоречия, образуются, распадаются и т.п.

Таким образом изменения в поведении ребенка можно обозначить как изменения по типу «хочу», «могу», «надо». Основная роль взрослого в управлении этими изменениями в целях личностного роста ребенка.

ОБ  ОДНОМ  ПРИНЦИПЕ  ИГРОТЕРАПИИ.

Одушевление неживого и опредмечивание одушевленного – вот одна из стратегий поведения взрослого в игре с ребенком.

Например, попробуйте вообразить, что окружающая вас обстановка может говорить: что стул, ручка двери. Ваш собственный палец это равноправные и интересные Вам собеседники. Поэтому можно сказать: «эй, стул, что ты тут стоишь? Ложись спать! Или, -шкаф, ложись спать! А шкаф может ответить: не хочу спать. Я вообще не могу спать лежа, а только стоя сплю и т.д.».

ПЕРЕЖИВАНИЕ  УСИЛИЯ  НА  ГРАНИ  ПРИЯТНОГО  С  НЕПРИЯТНЫМ  КАК  ПРИНЦИП  ИГРОТЕРАПИИ.

Ведение взрослым игровых действий с ограничениями в поток поведения ребенка одной из целей имеет: выявление способностей и возможностей ребенка к преодолению собственных стереотипов поведения. Это возможно только при мобилизации усилий эмоционального, умственного и физического характера со стороны ребенка.

Необходимо стремится к тому, чтобы преодоление препятствия (как внешнего так и внутреннего) происходило на грани переживания приятного с неприятным, а не провоцировало негативизм, демонстративность и более явные эмоциональные нарушения у детей.

ОБ  ОСНОВНЫХ  СВОЙСТВАХ  ПОВЕДЕНИЯ  С  КОТОРЫМИ  СТАЛКИВАЕТСЯ  ИГРОТЕРАПИЯ.

Многообразие поведенческих реакций дошкольника можно расгруппировать на поощряемые и не поощряемые взрослыми или обществом. При этом причины откланяющегося поведения могут быть обусловлены нарушениями в познавательной сфере ребенка, мотивационной или в обоих сферах одновременно.

Нарушения в мотивационно - волевой сфере выражаются: в устойчивых реакциях демонстративности, негативизма, дурашливости, обидчивости, эмоциональной отстраненности, отказа, избегания умственных или физических усилий, нерешительности или  наоборот в агрессивности и конфликтности и т.д.

Нарушения в познавательной сфере выражаются: в нарушениях регуляции действий по простой и сложной словесной инструкции, по простому или сложному образцу поведения взрослого или в соответствии с правилами игр, в сниженной активности умственных действий, повышенной отвлекаемости внимания, полевом поведении и т.д.

Нарушения в мотивационной и  познавательной сферах одновременно проявляются: в общей дезорганизованности, неуправляемости и непредсказуемости поведения ребенка и т.п.

О  РАЗНЫХ  ВИДАХ  ИГРЫ.

Для эффективного игрового взаимодействия с ребенком необходимо иметь представления о двух видах (структурах) игровой деятельности. Это с одной стороны, игры свободного сюжетно – ролевого характера, в которых взрослый стремится следовать игровым замыслам и действиям ребенка. При этой взрослый подстраивается под игровую деятельность ребенка с целью изменения поведения ребенка в желательном направлении.

С другой стороны, взрослый может влиять и изменять поведение ребенка более активно. Для этого он предлагает ребенку направленные игры или игровые упражнения, организуя встречу игрового действия с поведением ребенка. При этом взрослому необходимо быть готовым к негативному, демонстративному  не принятию ребенком игрового воздействия извне. Взрослый – игротерапевт корректирует отклонения в поведении ребенка через  занимательность, неожиданность, новизну и интеллектуальную сложность игрового действия.

ИГРЫ  С  ОГРАНИЧЕНИЯМИ  КАК  СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ  САМОРЕГУЛЯЦИИ  ПОВЕДЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКА.

Чтобы владеть собственным поведением ребенку необходимо учиться управлять, регулировать, вносить изменения в поток собственного поведения. Для этого необходимо в нужный момент  и в нужном месте суметь ограничить или проявить активность (в виде определенных действий с предметами, словесных действий, в поступках и т.д.).

Игры с ограничениями это своеобразный инструмент в руках взрослого с помощью которого для ребенка создаются  возможности осмысленного и осознанного управления собственным поведением.

ОСНОВНЫЕ  СВОЙСТВА  ИГРОВОГО  ДЕЙСТВИЯ.

Любое игровое действие обладает тремя основными свойствами: мотивированностью (интересностью, занимательностью), сложностью операций из которых оно состоит (операций, требующий умственных или физических усилий), степенью коллективности (возможностью выполнять игровое действие все вместе, по очереди или только индивидуально).

Изменяя эти свойства игрового действия мы получаем возможность влиять на поведение ребенка, на его мотивированность, обдуманность, совместность со взрослыми и сверстниками.

Например, взрослый пробует привлечь внимание ребенка к достаточно простому игровому действию сбрасывания кубика с головы. Для этого он кладет кубик себе на голову, сбрасывает себе в ладоши, при этом приговаривает: 1,2,3 – кубик в ладоши лети. Затем протягивает кубик ребенку. Если ребенок не принимает эту игровую задачу взрослый может попытаться заменить кубик яркой игрушкой, предложить выполнить игровое упражнение наблюдающим за игрой. Взрослый может убегать от  ребенка с кубиком на голове, удерживать его на плече, ладони руки, на согнутом колене и т.д.

Таким образом через изменение структуры игрового действия взрослому удается управлять поведением ребенка. При этом подчинение ребенка требованиям взрослого происходит как усилие на грани приятного с неприятным и ребенок испытывает удовольствие от процесса игры.

КАК  ПРИДАТЬ  НОВЫЙ  ИГРОВОЙ  СМЫСЛ  ОБЫЧНОМУ  ПРЕДМЕТУ  ИЛИ  ДЕЙСТВИЮ.

Ребенок постоянно ищет новое в окружающем и тем самым избегает пресыщения или скуки. Мы взрослые можем помочь ему в этом. Как? А очень просто! Необходимо обычным и привычным предметам, действиям с предметами, действиям по отношению к окружающим детям стремиться предать новый смысл и значение.

Приведем пример: Петя, это не обычная линейка это мостик, а н.б. градусник или дорожка? Оля, это не обыкновенные пальцы, а мальчики – спальчики, а н.б. лапки цап-царапки, или козьи рога,, или ножки бегут по дорожке, или крючок и т.д.

Взрослый – игротерапевт помогает ребенку увидеть необычное в обычном, использует новый игровой смысл для поддержания игровой активности ребенка в ситуации «здесь и теперь».

ОБ  ОБЪЕДИНЕНИИ  ИГРОВЫХ  ЗАДАЧ  ЕДИНЫМ  ЗАМЫСЛОМ.

Многообразие игровых задач, которые способен придумать взрослый на игровом занятии можно использовать так – объединить задачи одним общим сюжетом, замыслом, темой. Это целесообразно когда ребенок уже увлечен некоторым замыслом, и от взрослого требуется помочь ему обогатить игровые действия новым содержанием.

Например взрослый пытается объединить разные игровые задачи единым замыслом «про зайцев»: т.е. он не просто встает на колени и упирается руками в пол, а приговаривает при этом, - «Это мост. Ползите под мост зайцы! Или, прикладывает палец к губам и произносит,- тссс, зайцы спят. Тихо, не будите зайчат» (2) (Цифра в скобках указывает на страницу иллюстрации игровых задач в пособии «Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников» А.Романов, М. 1993г.)

В обычный игровой сюжет «про машинку» взрослый может включится следующим образом: согнуть руку уперев ее в бок. Это тоннель. Взрослый – игротерапевт предлагает ребенку, - «1,2,3 – машинка из рук (ребенка) в тоннель проскочи! Или, взрослый рассматривает мотор автомобиля и спрашивает, - машина, мотор твой сильный? Сдвинешь с места меня?» И, предлагает ребенку попробовать сделать это. (3)., и т.д.

Увидеть необычное значение в обычном, новый смысл, замысел в обычном движении, действии, жесте, предмете и указать на это ребенку, - все это развивает у детей воображение, способствует эмоциональной включенности в игру, отреагирование собственных внутренних конфликтов. При этом взрослый – игротерапевт совершенствует навыки интерпретации, символизации поведения ребенка и, одновременно выполняет функции мотивации игрового поведения ребенка через  занимательность, новизну, неожиданность, интерпретации поведения ребенка и создаваемых игровых ситуаций.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ  ИГРОВОЕ  ДЕЙСТВИЕ  КАК ЭЛЕМЕНТ  КУЛЬТУРЫ.

Игровые действия, которые вводит в поток поведения ребенка взрослый, это частички культуры – опыта накопленного человечеством. Игровые действия, придуманные взрослым, должны быть разнообразными и нести в себе многообразие человеческого опыта действий с предметами и действий по отношению к другим людям.

Встреча поведения ребенка с игровым действием взрослого будет эмоциональные и умственные силы в ребенке, помогает овладевать собственным поведением.

Итак, желаем Вам интересного и эффективного общения с ребенком в процессе игровых организованных занятий.

ОБ  ИГРОВЫХ  ЗАНЯТИЯХ.

Игровое занятие это практическая форма осуществления принципа единства поведения и деятельности, то есть развития поведения через деятельность игры.

Ребенок может играть сам по себе, и в этом случае его игровое поведение и деятельность совпадают. Вместе с тем взрослый может предложить ребенку игру, игровое действие может не совпадать с направленностью поведения ребенка в ситуации «здесь» и «теперь». В этом случае встреча игровой деятельности с поведением ребенка рождает определенный конфликт, противоречие.

Роль взрослого в этом «конфликте» в разрешении его через умелое управление игровой деятельностью.

Таким образом на игровом занятии взрослый ставит поведение ребенка в определенные рамки, создает различные препятствия детскому поведению, которые ребенок преодолевает на грани переживания приятного с неприятным.

ОБ  «ОПАСНОСТЯХ»  НАПРАВЛЕННОЙ  ИГРОТЕРАПИИ.

Направленные игры с ограничениями, организованные и предлагаемые взрослым ребенку, могут провоцировать демонстративность, негативизм, мотивацию избегания в поведении ребенка.

Это может происходить в тех случаях, когда взрослый – игротерапевт пытается слишком быстро ввести игровое действие в поток поведения ребенка, когда игровая задача не очень интересна ребенку, когда игра не соответствует возрасту ребенка (слишком сложна, или наоборот, не дает «пищи» для ума и сердца ребенка), когда ребенок переутомлен.

О  КОНСТРУИРОВАНИИ  ИГРОВЫХ  ЗАДАЧ.

Управление и овладение поведением ребенка (и собственным поведением) через конструирование и выполнение игровых задач – вот одна из стратегий профессионального роста игротерапевта.

Приведем пример конструирования простой игровой задачи: перед вами случайно оказался предмет – кубик. Этот кубик абсолютно не затрагивает ваших эмоций, не обладает субъективной значимостью для Вас и для ребенка.

Чтобы кубик стал значимым для Вас и для ребенка необходимо включить его в систему разнообразных действий, приемлемых в данной культуре. С кубиком можно прыгать, класть на голову, создавать постройки, пробывать как сахар, разговаривать как с человеком и т.п. (9). Кроме того, все эти действия с кубиком можно производить в различных обстоятельствах (дома, в гостях, на прогулке, в ситуациях вынужденного  безделья или наоборот веселья, и т.д.). В процессе такого игрового творчества происходит встреча поведения ребенка с игровым поведением взрослого, общения взрослого и ребенка начинает приобретать личностный характер, а в опыте взрослого накапливается серия игровых средств регуляции поведения ребенка.

ИГРОВЫЕ  КАРТОЧКИ  И  КАРТИНКИ  КАК  ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ  СРЕДСТВО  МОДИФИКАЦИИ  ПОВЕДЕНИЯ  РЕБЕНКА.

В процессе поведенческой игротерапии возникают ситуации, когда взрослый – игротерапевт не в состоянии в ситуации «здесь» и «теперь» - предложить наиболее интересную и развивающую и посильную игру ребенку. Это обычно связано с тем, что взрослый не поспевает за потоком изменений в поведении ребенка, что ребенок имеет тенденции к быстрому пресыщению или истощению от целенаправленной психической активности, что взрослому не достает практических игровых умений и навыков и т.п. В этом случае целесообразно использовать карточки с кратким, в одну две фразы описанием игры или картинки – иллюстрированные игровые задачи

В случае использования карточек, игротерапевт держит карточки в руке и периодически перебирает их. Как правило, в процессе такого перебора поведение ребенка «встречается» с новым. Необычным, занимательным игровым действием. Таким образом встреча случайного игрового действия со случайным характером поведения ребенка будит в нем дополнительные эмоциональные и интеллектуальные силы и способности.

В качестве такого же вспомогательного средства можно использовать альбом с иллюстрированными игровыми задачами, расположив его в пространстве предполагаемого игрового взаимодействия с ребенком.

О  РАЗНООБРАЗИИ  ИГРОВЫХ  ОБЪЕКТОВ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  В  ПРОЦЕССЕ  ИГРОТЕРАПИИ.

Игровые предметы мячик, лист бумаги, машинка, или кубик, то что есть под рукой, помогает взрослому создать или развернуть игровую задачу с целью изменения поведения ребенка в любых более или менее приемлемых обстоятельствах ( в помещении на прогулке, в ситуации вынужденного безделья и т.п.). Время жизни отдельной игровой задачи м.б. всего 5 – 10 минут. Как только изменилось поведение ребенка не столько, что требует введения новой игровой задачи взрослый предлагает ребенку новую игровую задачу.

Чтобы создать игровую задачу взрослому – игротерапевту зачастую необходимо отвлечься от привычного представления о предмете. Например: представить, что мяч это не мяч, а капуста, апельсин, колобок и показать ребенку возможность новых игровых действий с воображаемыми предметами.

С другой стороны, игровые действия с мячом, кубиком, листком бумаги, которые принимает и выполняет ребенок изменяют его поведение и имеют коррекционный или развивающий эффект.

О  ТАКТИКЕ  ИГРОТЕРАПЕВТА  В  ПРОЦЕССЕ  ИГРОВЫХ  ЗАНЯТИЙ.

Чтобы получить наибольший развивающий или коррекционный эффект в процессе игровых занятий игротерапевт гибко изменяет собственное поведение через введение новых игровых задач.

Приведем примерную схему тактических игровых приемов игротерапевта в зависимости от изменения поведения ребенка.

Характер изменений в поведении ребенка

Цель, содержание и способы введения игровой задачи взрослым

Поведение нерешительное

Цель: установление контакта ребенком, поощрение. Содержание: «обведу карандашом руку твою и тебе подарю». Способ: взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит ребенку. (7).

Цель: стимуляция контакта с ребенком через беседу – письмо. Содержание: «Кому напишем письмо? Бабушке? Диктуй, а я буду записывать. Способ: взрослый в доброжелательной форме предлагает ребенку начать беседу, пытаясь нащупать значимую для ребенка тему.» (7).

Цель: коррекция состояния через стимуляцию переживания ч. успеха и уверенности у ребенка. Содержание: «попробую на мяч я встать и не упасть, и не упасть». Способ: взрослый придерживает ребенка за руки. (4)

Цель: та же. Содержание: «встану на кубик, - 1,2,3. Не упаду – смотри!» Способ: взрослый придерживая ребенка за руки помогает устоять на башне из кубиков. (9)

Цель: коррекция состояния через подкрепление положительных результатов в игре. Содержание: «маленькую бумажку к стене прижму, попробуй забери!» Способ: взрослый просит жалобным голосом, - «ой, помоги, бумажка приклеилась к земле стене не оторвать». (7)

Дети скованы, не знают друг друга.

Цель: стимуляция общения, ориентации на взаимодействие со сверстниками. Содержание: «мяч соседу пошли, но сначала имя свое назови!» Способ: взрослый приглашает детей принять участие в новой игре. (4)

Ребенок заторможен, пассивен.

Цель: стимуляция активности через мотив соревнование и соперничества. Содержание: «1,2,3, - попробуй мяч забери!» Способ: взрослый держит мячик между любыми двумя пальцами и предлагает вытянуть мячик ребенку. (6)

Цель: стимуляция двигательной активности через мотивацию соревнования. Содержание: «с места не сходи, а листок простыню лови». Способ: взрослый говорит ребенку, - «я белье мокрое стряхиваю, лови его!» (7)

Цель: преодоление состояния через стимуляцию движения  ног. Содержание: «1,2,3,- машинку из гаража попробуй уведи!» Способ: взрослый располагает машинку между ног ребенка и предлагает ловить ногами, когда взрослый будет хватать ее. (8)

Ребенок непоседлив, болезненно реагирует на замечания.

Цель: коррекция состояния через введения косвенной оценки поведения ребенка. Содержание: «ай, ай, колобок не прыгай не бегай. Ай, опять убежал?» Способ: взрослый держит в руке мячик и ведет с ним диалог о его непоседливом поведении. (4)

Ребенок эмоционально неуравновешен, болезненно переживает неуспех.

Цель: стимуляция переживания неуспеха на грани приятного с неприятным. Содержание: «Из круга не выходи, а мяч лови». Способ: ребенку нельзя выходить из круга, когда он пытается отобрать мяч у тех, кто стоит вокруг ребенка.

У ребенка пониженный тон настроения.

Цель: коррекция состояния через стимуляцию положительных эмоций. Содержание: «Ха-ха, - вот какой живот у меня.» Способ: взрослый незаметно прячет мяч под одежду на животе. (5).

Цель: та же. Содержание: «Я козлик иду и капусту качу». Способ: взрослый встает на четвереньки и головой толкает капусту. (4)

У ребенка средний уровень психомоторного возбуждения.

Цель: Частичное торможение движения рук и туловища. Содержание: «С места не сходи, а в стаканчик движущийся шарик опусти!» Способ:  взрослый двигает перед ребенком стаканчик, в который необходимо попасть шариком. (5)

Цель: та же. Содержание: «Пройди олень, скачи олень, - мяч не задень, мяч не задень!» Способ: ребенку нельзя задевать мяч двигаясь вдоль скамейки. (5)

Цель: та же. Содержание: «Я обезьянка, хочу достать апельсин палкой.» Способ: ребенку нельзя сходить со стула, когда он пытается дотянуться до мячика апельсина. (5)

Цель: ограничение зрительной активности, стимуляции желания овладеть собственной расторможенностью. Содержание: «Глаза не открывай, а листок быстрее всех поднимай.» Способ: взрослый говорит, -я, буду считать 1,2,3,4, а ты быстрее листок бери. (7)

Цель: та же. Содержание: «глаза не открывай, а крестик нарисуй». Способ: взрослый говорит, - «смотри, вот как красиво я нарисовал крестик без помощи глаз. Попробуй как я!» (7)

Цель: ограничение зрительной активности и движений рук, стимуляция желания овладеть собственной расторможенностью. Содержание: «глаза не открывай, и за края дорожки ножницами не вылезай». Способ: взрослый чертит дорожку из двух параллельных линий, предлагает ребенку выполнить задание. (7)

КОРРЕКЦИЯ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ  РАСТОРМОЖЕННОСТИ  КАК  ОТДЕЛЬНАЯ  ЗАДАЧА  ИГРОТЕРАПИИ.

Общеизвестно, что двигательная расторможенность, импульсивность является характерной чертой дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослый – игротерапевт может конструировать специализированные программы для коррекции такого типа нарушений.

Приведем примерную тактику и стратегию игротерапевта в процессе коррекционных игровых занятий:

Поведение ребенка

Цели, содержание и способы введения игровой задачи

У ребенка высокий уровень двигательной расторможенности.

Цель: коррекция данного состояния через ограничения двигательного режима и расслабление. Содержание: «я немножко отдохну и опять играть начну». Способ: взрослый помогает детям лечь на пол. При этом ложиться сам или рассказывает о чем-нибудь ровным, спокойным голосом. (10)

Цель: та же. Содержание: «мы идем, мы идем – детку сонную несем». Способ: двое взрослых берут ребенка за руки и ноги и неторопясь, с серьезным видом носят его по комнате. (10)

Ребенок проявляет средний уровень двигательной расторможенности.

Цель: коррекция состояния через постепенное ограничение режима двигательной активности. Содержание: «Волк пришел – ручки затаились. Волк ушел – ручки пляшут». Способ: по сигналу взрослого волк пришел – ушел ребенок добровольно ограничивает собственную двигательную активность. (10)

Цель: коррекция состояния через косвенную оценку – внушение. Содержание: «Я – спокойный, я – сильный, я- не бегаю, как таракан противный». Способ: взрослый сжимает кулаки и произносит серьезно и спокойно формулу самовнушения. (10)

Цель: коррекция состояния через самоинструкцию. Содержание: «Руки я в замке держу. Успокоюсь – разожму». Способ: взрослый показывает ребенку образец выполнения игрового действия. (10)

Цель: коррекция состояния через стимуляцию чувства равновесия. Содержание: «Три кубика несу, и, не уроню». Способ: взрослый располагает кубик на голове и еще два на вытянутых ладонях рук, и передвигается по комнате, предлагает повторить ребенку. (10)                                                                                                                                

У ребенка низкий уровень двигательной расторможенности.

Цель: коррекция состояния через ограничение зрительной активности. Содержание: «Я, старый дедушка иду, за эту палочку, но открывая глаз держусь». Способ: взрослый предлагает ребенку пройти из конца комнаты в конец ориентируясь в пространстве без помощи глаз.

Цель: коррекция состояния через ограничение движений рук. Содержание: «Я веточку несу, и , но уроню». Способ: взрослый показывает ребенку как долго он может удерживать веточку вертикально на ладони. (10)

О  ПООЩРЕНИИ  И  СТИМУЛЯЦИИ  ГУМАННЫХ  ЧУВСТ  В  ПРОЦЕССЕ  ИГРОТЕРАПИИ.

Взрослый – игротерапевт использует игровые задачи – приемы для предупреждения и коррекции агрессивности, конфликтности, эмоциональной неустойчивости, негативизма, демонстративности и других эмоциональных нарушений. Для этого он использует поощрение, похвалу, стимулирует у детей гуманные чувства – ориентирует детей на состояние и поведение сверстников и окружающих.

СТРАТЕГИЯ  И  ТАКТИКА  ИГРОТЕРАПЕВТА  м.б.  СЛЕДУЮЩЕЙ:

Характер поведения ребенка

Цель, содержание и условия введения игровых задачи

Ребенок агрессивен по отношению к людям.

Цель: стимуляция сочувствий, косвенное оценивание поступка. Содержание: «Я плачу, меня Маша обидела»… Способ: взрослый прикрывает глазами лицо. (11)

Цель: подкрепление положительного поведения. Содержание: «Хорошая детка, пожму тебе руку за это». Способ: взрослый пытается пожать руку ребенку при проявлениях положительного неагрессивного поведения у ребенка. (11)

Ребенок обижен агрессивным поведением сверстника.

Цель: преодоление отрицательных переживаний через выражение сочувствия. Содержание: «Не грусти!  Какую игрушку тебе подарить?». Способ: взрослый обнимает потерпевшего за плечи и одновременно ищет глазами интересную игрушку или занятие ребенку. (11)

Цель: преодоление отрицательных переживаний через обсуждение поступка другого. Содержание: «Друг за дружкой дети стояли. Одного толкнули – все упали». Способ: взрослый выстраивает в ряд бруски (это дети), толкает последний, все бруски падают. Вот как плохо поступил ребенок – брусок. Почему он так сделал. Подумаем вместе. (9)

Ребенок агрессивен по отношению к предметам.

Цель: та же. Содержание: «Кто тебя обидел игрушка? Не плачь». Способ: взрослый гладит игрушку выражая ей сочувствие. (11)

Ребенок демонстративен, негативистичен и двигательно расторможен.

Цель: коррекция поведения ребенка через косвенную оценку и стимуляцию подражания поведению взрослого. Содержание: «Спасибо пальчики, послушались меня. Взялись в замочек дружно». Способ: взрослый переплетает пальцы своих рук в замок. Всем свои видом выражает удовлетворение от собственных действий. (11)

Ребенок демон – стративен, негативистичен.

Цель: коррекция поведения через стимуляцию сочувствия взрослому. Содержание: «Я громко с Вами говорила. Потрогай, горло повредила».

Речевая расторможенность (мл. дошкольный возраст).

 Способ: взрослый стремится показать шумность ребенку у него действительно разболелось горло. (11)

Ребенок обидчив, болезнен-реагирует на замечание (мл. дошкольный возраст).

Цель: коррекция поведения через косвенные оценивания поступка. Содержание: «Этот пальчик хорошо играл, молодец! Этот пальчик игрушки кидал, эх! Этот бегал и шумел! Этот исправить все хотел». Способ: взрослый предлагает поиграть ребенку в новую игру. Берет в свою руку пальцы ребенка и , загибает, приговаривает текст игровой задачи.(10)

Ребенок демон – стративен и отвлекаем, речь расторможена. (мл. дошкольный возраст).

Цель: коррекция поведения через стимуляцию чувства удивления. Содержание: «Тише!? Слышите, там кто то живет». Способ: взрослый создает ситуацию необычности, неожиданности, - незаметно поскребывая или постукивая по столу. Предлагает детям прислушаться. (11)

Итак, желаем Вам радостной, совместной и полезной работы с ребенком!