Мир психических явлений
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Истомина Виктория Викторовна

Мир психических явлений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Первое условие разумного воспитания – чуткость

                                                                                              и умение воспитателя расположить к себе воспи-

                                                                                               танников. Ничто не действует так ужасно на

                                                                                                юную душу, как холодность.

                                                                                                                                        М.И. Калинин.                            

                       

        Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Особо существенное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются основы   личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера. От того, как мы воспитаем ребенка в дошкольном возрасте, указывал А.С. Макаренко, во многом зависит эффективность его школьного обучения, успехи в трудовой деятельности, в жизни. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.

          На каждой возрастной ступени складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. Так, при благоприятных условиях жизни и воспитания у детей 3-6 лет во время игр, изобразительной и трудовой деятельности интенсивно развиваются сложные формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения. В эти же годы складываются и взаимоотношения со взрослыми и   сверстниками, предпочтения, интересы. Если в данном возрасте эти процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесет существенный ущерб и обучению ребенка в школе, и его дальнейшему развитию. Вот почему речь должна идти не об искусственном ускорении развития детей, а об обогащении их в первую очередь теми психическими процессами и качествами, которые наиболее интенсивно развиваются в данном возрасте и являются наиболее ценными при формировании личности. Развитие ребенка представляет собой не механическую совокупность различного рода интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций, а сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Воспитание у дошкольника общественно ценных мотивов поведения (познавательных, нравственных и др.) - одна из важных задач, стоящих перед педагогами. Для решения ее требуются знания закономерностей развития и воспитания ребенка. Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций, сопровождающих познавательную деятельность и обеспечивающих эффективность процесса познания, называют интеллектуальными. Исключительную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции   нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первостепенное для воспитания в личности социально   черт; гуманности, отзывчивости, человечности и др. Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается с близкими взрослыми. С поступления ребенка в детский сад начинается эмоциональное развитие в коллективе, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, занятия, прогулки…) огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Главная роль в развитии у ребенка мотивов и эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания принадлежит семье. Совместная работа детского сада и семьи по развитию и воспитанию эмоций ребенка нацелена на то, чтобы видеть их добрыми и отзывчивыми, щедрыми и гуманными.

        Хороший воспитатель должен прежде всего с любовью к детям, «раствориться в детской атмосфере» относиться без исключения к каждому ребенку, не зависимо от их происхождения, просто Любить, ясно, беспристрастно, то есть любить не для себя, а для детей. Раз такая любовь есть, с ней непосредственно должен связываться интерес к каждому правлению жизни каждого отдельного воспитываемого ею ребенка. Обладая этими богатствами, воспитатель уже от ребенка научится, как ей совершенствоваться, чтобы выработать в себе хорошего, чуткого и заботливого воспитателя.    Все воспитатели знают, как полезно играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. Игра настоящая и качественная, в которой принимает участие воспитатель. Попробуйте поговорить с детьми, когда они сидят на ковре, а вы на стуле, пусть даже и на детском. А если сесть с ними на ковер?  Они сразу подползут к воспитателю, сунут нос в книгу, пристроятся под теплый бочок. Когда воспитатель — вот так вот спускается к ним, детки готовы простить все промахи…, они смотрят, как-то по-другому и интереса, куда больше! Если воспитатель способен играть наравне с детьми – он крут!  «Сидеть на ковре» - это ползать, залезать под стулья, строить башню наравне с детьми – быть с ними на одном уровне, на одной точке зрения. Еще это значит приносить на пробу новые материалы и предметы – заменители, раскрывать новые свойства привычных вещей или вводить непривычные предметы в игровой обиход. О чем речь? О том, что если вы строите дом из одеял, то не плохо бы в него залезть. Или хотябы заглянуть в окошко, встав на четвереньки. А если вам принесли миску воображаемой каши, которую при вас только, что сварили – дуйте на нее, что есть силы, потому что она еще горячая. Дети воспринимают воспитателя, как нечто необычное, странное, улыбаются. Поэтому, не стоит их разочаровывать. Стоит прислушиваться к своим ребятам, не пропускать мимо их вопросы, рассуждения. Это поможет подняться до детского понимания окружающего мира. А работать с детьми в познавательные игры всегда интереснее и результативнее.

    Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребенка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

Начнем с трудностей. Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. То же относится и к детям неловким, которые не могут активно и на равных со своими сверстниками участвовать в подвижных играх, выполнять сложные упражнения. Осознание ребенком своей «невозможности быть, как «все», может привести к устойчивым отрицательным эмоциям, которые в свою очередь, будут задерживать формирование важных физических умений навыков. Поэтому задача воспитателя- целенаправленно и последовательно преодолевать такого рода недоразвитие детской моторики и движений. Физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Оно создает хорошее самочувствие, «заряжает» ребенка хорошим настроением и энергией.

      Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста- существенная и вместе с тем трудная. Здесь необходимо управлять процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. Зависеть будет от дальнейшего воспитания; если излишне в семье балуют ребенка, не приучают к выполнению посильных обязанностей – то такой ребенок невольно вырастет эгоистом; в другом случае- если в семье грубое отношение, окрики, несправедливые наказания- угнетают личность, вызывают психологический барьер между взрослым и ребенком…; хорошее воспитание ребенка- понимание различия плохого от хорошего; развивать трудолюбие с детства. Необходимо постоянно направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. Каждый новый день приносит радость одним и огорчения другим детям. Дети должны понимать причину настроения сверстника (для этого надо уметь поговорить с ним, а иногда внимательно понаблюдать за ним) и помогать ему: жалеть, если тому плохо (кто-то в семье заболел или случилось несчастье), радоваться вместе со сверстниками, если тот испытывает радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Эмоционально-волевая сфера и психические состояния «Характеристика некоторых психических состояний»

АПАТИЯ  – психическое состояние, характеризующееся отсутствием проявления эмоций и чувств.   Внешними признаками апатии являются отрешенность человека от других людей и от окружающего м...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....

Классификация психических явлений

Классификация психических явлений: психические процессы, состояния, свойства...