Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.
методическая разработка (младшая группа) на тему

перспективный план по театральной деятельности , возраст 3-4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_i_razvitie_detey_v_teatralnoy_deyatelnosti.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.

      Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная               ребенка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

      Очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

      Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театральной деятельности (такой многогранной и разнообразной!).

       В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений.

Это развитие:

  • Сенсорики – основы чувственного познания окружающего мира. Необходимо познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина  предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.).
  • Базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти.
  • Эмоциональной сферы.
  • Речи, голоса.
  • Выразительности движений, мимики, пластики.
  • Воображения, фантазии, творческих способностей.

       Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмоций (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).

        Назовем основные образовательные задачи и их усложнение на примере работы с детьми 3 – 4 лет.

  1. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменители (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
  2. Освоение основных театральных действий: выход на представление, поклон и уход.
  3. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных упражнениях, этюдах, сценках.
  4. Подведение детей к пониманию театральной игры, как представление для зрителя.

Содержание занятий с использованием различных видов театра.

      Основная работа по театральной деятельности проходит в подгрупповых (4 – 6 детей) занятий.

      Основная задача таких занятий – вызвать интерес к занятиям, создавая теплую доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми.

Рассмотрим примеры описания занятий и развивающих игр и упражнений с использованием различных видов театра:

  • Театр игрушки (настольный театр).

Педагог заранее предлагает небольшое кукольное представление. На столе расставлены маленькие декорации и подготавливаются настольные куклы.

-- упражнение на развитие памяти, внимания и речи «Веселые зверушки».

-- упражнение на создание игрового образа «Шагают игрушки».

  • Пальчиковый театр.

Игровые упражнения с пальчиковыми куклами укрепляют мышцы пальцев рук, развивают мелкую моторику рук, помогают в развитии координаций движений, способствуют эмоциональному подъему у детей. Но сначала необходимо подготовить пальчики к выступлению для этого следует выполнить пальчиковую гимнастику («оживить» пальчики).

  1. Упражнение «Ай-яй-яй».
  2. Упражнение «Иди сюда».
  3. Упражнение «День рождения пальчика».
  4. Упражнение «Здравствуй, кукла! Как дела?».
  5. Игра «Соня – петушок».

  • Освоение кукол – прыгунков.
  1. Сценка «Зайка – трусишка»
  2. Упражнение «Мячик – попрыгунчик».
  3. Упражнение «Погуляй с моей игрушкой».
  4. Импровизированное выступление «Веселый платочек».
  5. Концерт кукол.
  • Освоение варежковых кукол (Рыбок).
  1. Знакомство с рыбкой.
  2. Упражнение «Рыбки – подружки»
  3. Упражнение «Поплыли»
  4. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки».
  • Освоение варежковых кукол-говорончиков.
  1. Упражнение «Кто кого обидел первым?».
  2. Упражнение «Вкусное пироженое».
  3. Упражнение «Смешная рожица».
  4. Упражнение «Кто Я?».
  5. Упражнение «Маленькие сценки».
  • Освоение штоковых кукол.
  1. Представление «Петушок».
  2. Упражнение «Скачите палочки».
  3. Упражнение «Ножки»
  4. Упражнение «А теперь ты».
  5. Сценка «Мышки».
  • Освоение платковых кукол.
  1. Упражнение «Бабочка».
  2. Упражнение «Алые цветочки».
  3. «цветы и бабочки»
  • Освоение перчаточных кукол.
  1. Упражнение «За грибами».
  2. Упражнение «Облачка и птичка»
  3. Упражнение «Танец кукол».
  • Освоение театра теней.
  1. Упражнение «Живые картинки»
  2. Упражнение «Прятки»
  3. Упражнение «Великан»
  • Освоение больших напольных кукол.

Это куклы, которым может управлять один ребенок или одновременно двое детей, способствуют развитию чувства партнерства и координации движений.

Упражнение «Куклы – цветы»

  • Упражнение с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.
  1. Упражнение «Буратинки»
  2. Упражнение «Карусельки»
  3. Упражнение «Музыкальная капель»
  4. Упражнение «Игры с бусами».
  • Упражнение на развитие голоса и речи.

Упражнение на дыхание:

  1. «Самовар»
  2. «Чайник»
  3. «Филин»
  4. «Пчелка»
  5. «Комар»
  6. «Качаем мальчика»
  7. «Скрипят деревья»
  8. «Пьем чай»

Упражнение на силу голоса.

  1. «Звонок»
  2. «Муха»

Перспективный план работы.

Возраст детей 3 – 4 года (предполагается одно занятие в неделю).

Базовые задачи:

Развитие воображение и фантазии, а также внимания, памяти речи, выразительной мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.

Задачи специальные (дополнительные):

  1. Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.
  2. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
  3. Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и ход.

Содержание занятий в 1-ом квартале

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Настольный театр (театр игрушки)

1 этап. Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Под грибом» В. Сутеев, а также показы – импровизации.

2 этап. Игры – импровизации с куклами, манипулирование настольной куклой под музыкальное сопровождение.

3 этап. Упражнение «Игрушки озорники», «Кукла, кукла, походи!», игра-импровизация «Сказки на полу», игры с использованием настольной ширмы, сцены и различных кукол: настольного, пальчикового театра, прыгунков, верховых кукол.

4 этап. Привлечение детей к самостоятельному кукловождению – «Концерт кукол».

Пальчиковый театр.

1 этап. Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Утенок и цыпленок» по В. Сутеев. Обыгрывание небольших сказок вместе с педагогом. Побуждение детей произносить простейшие слова, фразы.

2 этап. Упражнения «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «День рождения пальчика», «Здравствуй, кукла! Как дела?»

 3 этап. Игры «Живые пальчики», «Выступление пальчиков-артистов», «Куколки на ширме», игры-импровизации.

4 этап. Обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Лошадка», «Грузовик», «Слон» и др.

Куклы – прыгунки

1 этап. Показ педагогом импровизированной сценки «Зайка – трусишка»

2 этап. Упражнение «Мячик попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой».

3 этап. Импровизированные выступления: «Веселый платочек», «Прыгунки на сцене». Освоение пространства сцены. Подражание походке животных.

4 этап. «Концерт кукол». Обыгрывание стихотворений соответствующее возрастным возможностям детей.

 Упражнение на дыхание: «Бабочки летают», «Ветер дует на листок».

 Сказка – игра «Дом -1», тренинг «Загадочные сны», «Тихий сон», «Добрый сон».

2-ой квартал

(Декабрь, январь, февраль)

Варежковые куклы.

1 этап. Знакомство с варежковыми рыбками.

2 этап. Упражнения «Рыбки – подружки», «Поплыли».

3 этап. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки». Совместная игра педагога с детьми под музыкальное сопровождение.

4 этап. Выступление детей  «Рыбки – подружки».

Штоковые куклы.

1 этап. Представление «Петушок»

2 этап. Упражнение И. Галянт «Скачите палочки», «Ножки».

3 этап. Сказка-импровизация.

4 этап. Выступление кукол – сценки «Мышка», «Петушок», сказка «Утенок и цыпленок» (по В. Сутееву).

Куклы – ложки.

Разыгрывание сказки (по выбору педагога), соответствующей возрастным возможностям детей.

Импровизированные монологи и диалоги с куклами, привлечение детей к танцевально-творческой деятельности с атрибутами под музыкальное сопровождение. Подражание походкам и манерам животных. Упражнение с атрибутами «Погуляем – потанцуем».

Сказка –игра «Дом-2».

Тренинги «Загадочные сны»: «Добрый сон», «Тихий сон», «Чуткий сон».

Игры с бусами: «Дорожка», «Улитка».

3-й квартал

(март, апрель, май)

Упражнение на дыхание.

Пособия: тучка с дождиком, рыбки в аквариуме и др.

Подражание походкам и манерам животных под музыкальное сопровождение. Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки.

Театр масок.

Дети выбирают маску любого сказочного героя и разыгрывают сказку (педагог выступает в роли рассказчика).

Импровизированные действия детей на сцене. Сказка-игра «Дом-2».

Драматизация ранее разученных сценок на сцене (с элементами костюмирования).

Инсценирование сказки «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурушка» или другая театральная постановка, соответствующая возрастным возможностям детей.

Разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюмов и декорациями. Примерка  костюмов, минимальное нанесение грима, соединение сценок в единое действо и выступление для детей 2-ой подгруппы.

Просмотр спектаклей, показанных детьми другой группы.

Перспективный план консультаций для воспитателей.

Сентябрь. «Полезные прогулки».

Расширяйте круг общения детей, чаще приглашайте их к общению, расширяйте маршруты прогулок, приучайте детей спокойно относится к новым местам.

Октябрь. «Развитие самостоятельности у детей».

Не старайтесь сами все сделать за ребенка, предупреждая их любые затруднения; дайте им определенную меру свободы и самостоятельных действий. Помните, что гиперопека и чрезмерное беспокойство взрослых тормозит развитие детей.

Ноябрь. «Повышение у детей психологического статуса».

Постоянно укрепляйте у детей уверенность в себе, в собственных силах.

Декабрь. «Воспитание коммуникативной культуры – путь к успеху в дальнейшей жизни».

Привлекайте детей к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых неуверенным детям пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми взрослыми.

Январь. «Праздник – дело серьезное».

Ничто так не сплачивает коллектив, как проведение совместных праздников. Постарайтесь сделать праздник для детей волшебным и незабываемым – это так важно для их эмоционального благополучия.

Февраль. «Развитие любознательности».

Поддерживайте естественную любознательность детей и стимулируйте их общение с людьми, в результате которого они получат удовольствие и удовлетворят свои интересы.

Март. «Мы – дружная семья» (игры на сплочение).

Стремитесь удовлетворить потребности детей в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Старайтесь стать для детей примером в общении с близкими людьми в коллективе.

Апрель. «Игра – дело серьезное».

Помните, что игру называют восьмым чудом света. Играть полезно не только детям, но и взрослым. С помощью игры можно решить многие проблемы.

Май. «Как научиться управлять своими эмоциями».

В работе воспитатели используют наглядный и печатный материал. Можно использовать стенд в виде «Театральной афиши», в которой могут быть размещены следующие материалы:

        Информация о достижениях детей в театрализованной деятельности

Рисунки, фотографии, высказывания детей.

        Как показывает опыт, дети любят, когда их близкие взрослые принимают активное участие в постановке спектаклей и гордятся их талантами.

        Поэтому важно отметить творчество взрослых, специально продумайте церемонию их награждения после представления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность

Творческий педагогический опыт в развитии эмоциональной сферы у дошкольников при театрализованной деятельности...

Развитие детей в театральной деятельности

презентация консультации для педагогов...

Речевое развитие детей посредством театральной деятельности.

Речевое развитие детей посредством театральной деятельности....

Консультация для родителей «Развитие детей в театральной деятельности».

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. На первых порах главную роль в театрализованной д...

Конспект родительского собрания в логопедической группе по теме: "Развитие детей в театральной деятельности".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко»Ст. Ольгинская, Приморско- Ахтарский район, Краснодарский край.Конспект родительского собрания в логопедической груп...

развитие детей в театральной деятельности

Консультация для родителей...