Статья "Как воспитать маленького патриота?"
статья (старшая группа)

Бобошина Марьяна Анатольевна

В данной статье речь идет о том,  что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,

самыми главными мастерами, формирующими разум,

мысли малышей, являются мать и отец».

А. В. Сухомлинский

Современные социологические и психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а в высшей степени действенным компонентом воспитания детей (Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова). В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Для ребёнка дошкольного возраста не существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Семью называют «школой чувств», в которой закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.

Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. А. С. Макаренко говорил: «безмерная, жертвенная любовь к детям способна воспитать из них эгоистов».

Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость.

Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними.

Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Исследования отечественных социологов  показывают, что 75,5 % родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей». Роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить.

В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного «семья-детский сад» пространства, для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Один из основных принципов ФГОС ДО - «сотрудничество с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта:                      « сотрудничество в интересах семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития».

Основная цель работы с семьей: способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи взаимодействия с семьей:

  • Создание единого образовательного пространства.
  • Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.
  • Формирование родительской ответственности.
  • Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
  • Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.
  • Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, дедушек, бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 144 с.

2. Семейное воспитание. Краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М., 1990.

3. Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Том.VII. – М., 2002.



Предварительный просмотр:

КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПАТРИОТА?

Любовь к Родине большой,

начинается с любви к Родине малой

и вырастает из чувства гордости за свой край,

своих земляков, за то, что сам человек

является наследником богатства - своей земли»
Д.М. Лихачев

В настоящее время в современном обществе происходит снижение человеческих ценностей, в том числе и таких как любовь к Родине. Поэтому проблема воспитания высоко нравственного гражданина, любящего свою Родину, является одной из главных.

В Федеральном государственном образовательном стандарте задачи нравственно - патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие.

К тому же требования Стандарта к результатам освоения общей образовательной программы представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования, говорят о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает: установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства, начальными знаниями о социальном и природном мире, в котором он живет, элементарными представлениями из области истории; проявляет любознательность; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. [6]

Важность данной проблемы отражается и в принятии Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства [2].

Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности [4].

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.

Краеведение и патриотизм, что объединяет эти понятия? И нужно ли ребёнка дошкольного возраста приобщать к элементарному осознанию сущности этих понятий? Что дают они для жизни маленькому человеку?

Краеведение как народное знание о родных местах зародилось в далёком прошлом. В словаре русского языка 1916 года краеведение определяется как всестороннее изучение отдельных частей страны силами местного населения. По оценке Д. М. Лихачёва, краеведение представляет собой комплекс наук, соединяющий в себе исторические и природоведческие сведения.

Важным, для успешной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и продуктом краеведения является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, что способствует эффективности образовательного процесса. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – всё это привлекает внимание детей, повышает их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Пополнение РППС в ДОУ происходит по итогам тематических экскурсий, реализации проектов, совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников [3].

Взаимодействие с семьями воспитанников - одно из важных направлений в работе ДОУ по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями разработаны и реализуются проекты: «Моя родословная», «Люби и знай родной свой край», «В ситцевом царстве, ситцевом государстве». Продуктом реализации проектов стало создание альбомов, буклетов с фотографиями, схемы, собрана художественная и энциклопедическая литература.

Наряду с традиционными формами сотрудничества с родителями (родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздник и («Ярмарка», «День матери», совместные акции «Голубь мира и Георгиевская ленточка») необходимо использовать новые. Одной из таких форм работы является организация воскресного досуга для детей и родителей. С этой целью разработаны «Маршруты выходного дня». По итогам данной работы пополняются экспонатами мини-музеи, создаются фотоальбомы, памятки для родителей и др. [5].

Не менее важным направлением в краеведческой работе является взаимодействие с социумом. Значение социума в нашей работе также неоспоримо, как и значение семьи. Именно здесь происходит единение задач общества и ДОУ – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон личности будущего гражданина. На протяжении многих лет, наш детский сад тесно сотрудничает с Детской библиотекой им. Ю. Гагарина, ГБПОУ «Нижегородской областное училище олимпийского резерва им В.С. Тишина», «Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник».

Работа по краеведению охватывает все виды детской деятельности: образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, игры, чтение художественной литературы, экспериментирование. Для детей разработаны тематические экскурсии по возрастам.

Познавательное развитие интегрируется с другими образовательными областями, что позволяет сформировать у детей более глубокие знания и целостное представление о мире, способствует развитию мышления, логики, коммуникативных и творческих способностей. А также экономит время, так как дети одновременно осваивают содержание различных разделов Программы.

В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении. [2]

Использование различных инновационных технологий (игровые, информационные, коммуникационные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные ИКТ) способствует эффективности образовательного процесса, позволяет добиваться высоких и устойчивых результатов развития дошкольников.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2007.-203 с.

2. Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Молодой учёный № 24 (128, ноябрь 2016.

3. Зеленова И. Н., Осипова Л. В. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010-96 с.

4. Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая.- Москва: Линка - Пресс, 2003.

5. Рыбалова И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. К. Рыбалова//Дошкольное воспитание. - 2003.- № 6.- с. 45-50.

6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт ДО.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию

«Познавательные прогулки по Нижнему Новгороду»

   

     Самый лучший способ знакомства детей с родным городом – это совместные прогулки, на которых можно обращать внимание не только на красоту объектов, но и на их историю.

    Расскажите детям, что наш город был основан Великим князем Юрием Всеволодовичем. Его еще называют Георгием Всеволодовичем, т.к. Юра - это светский вариант имени Георгий. Он погиб смертью героя, защищая свою землю от врагов.

     Предложите ребенку вспомнить изображение на гербе Н. Новгорода. Уточните, что олень не случайно появился на гербе города. Это символ благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости. Существует такая легенда. Когда грозный царь Иван со своими войсками на Казань пошел, надо было ему своих стрельцов свежей лосятиной да олениной накормить, чтобы они от мяса яростного зверя такой же силы и храбрости набрались. Вот и послал царь своих охотников в Нижегородские леса, чтобы этого мяса добыть. Молодой охотник Голодай-Холодай научил охоте не только царскую свиту, но и самого царя. Добыв мясо храброго лося, царь Иван быстро завоевал Казань и пожелал, чтобы на гербе Нижегородской губернии был изображен лось. Однако чиновные люди изобразили вместо него оленя рогатого.

     Отправляемся смотреть главную достопримечательность Нижнего Новгорода -  Кремль. Он уникален и не похож ни на один другой кремль в России. Его строительство длилось 15 лет; было построено 2 км крепостных стен, высота которых до 20 метров, 13 башен высотой до 30 метров. Кремль стоит на крутом берегу, его башни выступают вперед за линию стен. Несмотря на многочисленные осады города, Нижегородский кремль ни разу не был взят! Сначала Кремль был деревянным. Князь  Дмитрий Константинович  заложил начало строительства каменного Кремля. В систему кремля входит тринадцать башен - пять квадратных, имевших ворота, и восемь круглых. Башни носят названия: Дмитриевская (она центральная), и от нее, следуя в западном направлении, - Кладовая, Никольская, Коромыслова, Тайницкая, Северная, Часовая (сторожевая башня с часами), Ивановская, Белая, Борисоглебская, Зачатская, Георгиевская и Пороховая.

    На территории Кремля можно посмотреть: выставку военной техники «Горьковчане- фронту», памятник – рубку подводной лодки С-13, самолету ЛА – 7, танку Т- 34, Георгию Победоносцу, мемориальный комплекс Вечный огонь, Михайло - Архангельский собор; посетить филармонию и художественный музей.

         Еще более впечатляющая картина открывается со знаменитого Нижегородского откоса – Верхневолжской Набережной, оттуда, где на мраморном постаменте стоит памятник великому летчику Валерию Павловичу Чкалову, который совершил беспересадочный перелет из Москвы в Ванкувер. Валерия Чкалова считают основателем школы высшего пилотажа, которая базируется на доскональном знании техники пилотирования и отваге. Этот человек был первым испытателем самолетов разных скоростных режимов, что позволило конструкторам постоянно совершенствовать их модели.

     От памятника Чкалову начинается Чкаловская лестница, построенная в честь победы в Сталинграде и состоящая из 560 ступенек, ведущих к реке Волге. 

     На площади Народного единства рассмотрите памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Расскажите детям, что они собрали народное ополчение и спасли Москву и Русь от захватчиков при полной поддержке всего народа. Пошли люди в поход сами по себе, без приказа, без наряда, понесли в жертву все свое достояние и не для корысти, не для суетной славы, а для спасения своего дорогого государства.

     Пройдите по   главной   улице    города –   Большой Покровской. Улица названа в честь стоявшей на ней церкви Покрова Пресвятой Богородицы и соединяет две центральные площади города - площадь Минина и Пожарского. Протяженность   улицы   2232 метра, из которых 1236 метров составляет   пешеходная часть,  закрытая  для движения  автотранспорта.

    Обратите внимание детей на здание Художественных Промыслов, которое крашено мозаикой по мотивам   народного   искусств, а Нижегородской Области.

    Расскажите детям, какими промыслами знаменит Нижегородский край: дымковская, городецкая, хохломская , полхов - майданская, семеновская роспись, борнуковская резьба по камню, варнавинская резьба по кости, гончарный промысел, казаковская филигрань, кожевенный промысел, богородская игрушка, гипюр, художественная вышивка.

    Еще одна достопримечательность Н. Новгорода – Нижегородская ярмарка. Погуляйте с ребенком возле Главного Ярмарочного Дома. Раньше она находилась у Макарьевского монастыря. Но случился очередной пожар и для нее решили найти более удобное место, таким местом и стала наша Стрелка — место слияния Оки и Волги. Раньше на ярмарку приезжали купцы со всех стран и привозили самые разнообразные товары на продажу. Сейчас здесь проводится и форум IT-технологий, и форум «Великие реки», посвященный экологии России и ее водным ресурсам, автомобильный форум.  Проходят здесь продовольственные, православные ярмарки, выставки ювелирных украшений и новинок в мире красоты и здоровья. Одна из визитных карточек ярмарки – научно-промышленная выставка «Россия единая». Всего здесь проводится более 60 выставочных проектов.

    В теплый сезон обязательно посетите Речной вокзал. Он объединяет в единый комплекс нескольких сооружений, которые предназначены для пассажиров всего речного транспорта. Напротив вокзала расположен красивейший Собор Александра Невского и популярная «Стрелка». Из окон вокзала открывается живописный вид на все окрестные места. Формой сооружение очень похоже на корабль.  В Речном вокзале можно найти музей, посвященный речному флоту. Его можно найти там, где у настоящих кораблей капитанский мостик. Детей можно  познакомить с водными видами транспорта: омики, мотокатамараны, катер, теплоход, пароход, баржа, паром.

     Полюбуйтесь красотами Оки и Волги. Расскажите детям, что река Волга протекает по всей области и делит эту территорию по левому берегу на низменности, а по правому на возвышенности. После установки плотины уровень воды увеличился, благодаря чему образовались водохранилища: в северной части – Горьковское, а в южной – Чебоксарское. Данная артерия делится на три части: Верхняя, Средняя и Нижняя. Именно Средняя Волга протекает по области и главному городу этого региона, который называется Нижний Новгород. Река Ока – является крупнейшим притоком Волги. Ока равнинная. Поскольку она протекает по глинистым почвам, то воды ее более мутные. Эта река популярна и у любителей-рыболовов, ведь в ней обитает более 20 видов рыб.

     Заслуживает внимания еще одна река, которая называлась Почайна. При императоре Николае первом проводились преобразования по благоустройству города и реку убрали в подземный коллектор - каменные трубы. Протекает она вокруг стен кремля.

    Наго́рная (Ве́рхняя) часть — это часть города расположена на высоком правом берегу Оки, вокруг кремлёвского холма. К ней относятся районы: Нижегородский, Приокский, Советский.  Заре́чная (Нижняя) часть расположена по левому берегу Оки, в ней  сосредоточены промышленные предприятия и жилые районы. К ней относятся районы: Автозаводский, Канавинский, Ленинский, Московский, Сормовский.

    В городе имеется много мостов. Через Оку в Нижнем перекинуто 6 мостов. А вот через Волгу существует всего один мост.

    В 2012 г. заработала еще и уникальная канатная дорога через Волгу в Бор, протяженностью 32 км и занесена в книгу рекордов Гиннеса. Это самая длинная в Европе канатная дорога, используемая в качестве общественного транспорта. Ее протяженность 3661 м! А еще она имеет самый длинный в мире безопорный пролет над водой - 882 м.

    Конечно, не одна прогулка не обойдется без аттракционов! Идем с детьми в парк. А их у нас в городе очень много. В парках «Лимпопо», «Швейцария», «Парке имени 1 мая» можно поближе познакомиться с дикими животными. В ботаническом саду ННГУ имени Лобачевского увидеть экспонаты разнообразных растений.  На Щелковском хуторе побывать в деревянных постройках Руси. В парке Победы под открытым небом располагается более 40 образцов современной и старой военной техники времен войны.

ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРИЯТНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОГУЛОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...

Памятка "Как воспитать маленького гражданина"

Памятка используется как информационный материал для родителей...

«Как воспитать маленького гражданина»

Как воспитать маленького гражданина?    Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, с...

«Как воспитать маленького патриота»

«Как воспитать маленького патриота» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Чувство Родины начинает фор...

Как воспитать маленького патриота?

Полезные сайты.  Электронные образовательные ресурсы для дошкольника   http://www.baby-news.net – «Babynews» - Огромное количество развивающих материалов для дете...

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

      Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным п...

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Как воспитать маленького патриота"

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей...