Консультация для родителей
консультация на тему

«Роль семьи в воспитании детей.

Условия и задачи семейного воспитания на современном этапе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

           Консультация  для

 родителей.

«Роль семьи в воспитании детей.

Условия и задачи семейного воспитания на современном этапе».

                                         

Г.2015.

                      Архипова Л.М.                                

       1.За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви

воспитания  подрастающего поколения: семейное и общественное.

Каждая их этих ветвей, представляя собой, социальный институт  воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали превосходство общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность или сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки  матери – без перемен в расписании, без  выходных  и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Другой педагог – гуманист Песталоцци также ставит в основу семью. Он считает, что семья – подлинный  орган воспитания, она учит делом , живое слово только дополняет.

Отечественный психолог А.Н.  Леонтьев выделил круг интимно – близких малышу людей , к воспитательным воздействиям  которых он особенно чувствителен. Ребенок в первые годы жизни не восприимчивы к замечанием, уговорам, советам «чужой тети».  В первые 7-8 самое авторитетное – Так мама сказала!; «Так велел папа».

Определение семьи: Семья с позиции социологов собой малую семейную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены, которых связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью.

 

Семья выполняет следующие функции:

1.Репродуктивная  (рождение детей)

 Сегодня значительная часть молодежи получает недостаточное количество информации о семье, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков.

2.хозяйсственно – бытовая ( распределение хозяйственный обязанностей; ведение домашнего хозяйства, единого бюджета.

3. Психологическая  или реактивная (поддержка, эмоциональный комфорт, решение конфликтов). « Проводником» семейного  воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

4. Воспитательная (воспитание ребенка, планирование его обучения).

Ребенка учится тому, что видит у себя дома. Воспитательное воздействие семьи: доверительная нравственно – эмоциональная  атмосфера между ее членами, наглядный пример родителе, совместный труд, беседы.

Помимо функции семьи важно сказать и об условиях успешного воспитания в семье:

  1. Осознание родителями ответственности за воспитание детей. Успешность воспитания детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цели и задачи, пути  и средства их осуществления.
  2. Педагогическое знание помогают родителям в правильном анализе

поведения ребенка, выборе верных путей для его воспитание.

         3.Правильная организация семейной жизни детей играет общий уклад

              жизни в семье : равенство супругов ,правильное взаимоотношение

              между членами семьи.

          4.Правильное отношение родителей к ребенку заключается в умение

             сочетать ласку, мягкость и  нежность со строгой последовательной

        требовательностью. Правильно  относиться к ребенку – это значит

               уважать в нем человека, пусть пока еще маленького ,с малым  

          жизненным опытом и знаниями.

             5.Авторитет родителей .Основной родительского авторитета

                 является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа,    

                 поведение, чувство ответственности.

   

  Задачи семейного воспитания:

1.Воспитание здорового ребенка(психическое и физическое здоровье).

 В семейном воспитание важное место занимает забота о здоровье ребенка,  

 его физическая подготовка. Здоровый  физически развитый человек          

  способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом.

 

2.Формирование нравственной позиции . Именно в семье дети главным

   образом  усваиваются, что такое хорошо и что такое плохо, учатся

   проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь.

   Нравственное воспитание предполагает формирование любви к родному  

   краю, своему Отечеству ,гуманности ,чувство товарищества ,честности,

   справедливости.

3.Эмоциональное воспитание – это получение психологической защиты.

 

4.Интеллектуальное развитие – это процесс и уровень познавательной

   деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях .

   Ведущая роль в интеллектуальном развитие принадлежит                        

   систематическому интеллектуальному воспитанию .

5.Приобщение к культуре и искусству . Жизнь общества характеризуется

   теми же духовыми и материальными процессами , как и жизнь семьи.

   Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Родители

 помогают ребенку в усвоении и принятии  им норм общечеловеческой

 морали ,в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного

 поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки

 живописи.

 

Говоря о роли семьи в воспитании детей, важно сказать о проблемах и ошибках семейного воспитания .Проблемы на государственном уровне является кризис семьи . К симптоматике кризиса современной семьи можно отнести следующие ее особенности: подростковое родительство; проблемы

насилие в семье; увеличение  количество семей ,считающих детей «обузой семейному счастью»; уклонение супругов от самостоятельного выполнение

семейных функций , перекладывание их на плечи своих  прародителей;

увеличение разводов ; социальное сиротство.

Это все отрицательно влияет на воспитание детей в семье .Кроме  государственных проблем ,много ошибок существует и внутри самой семьи.

К наиболее типичный ошибкам в воспитании относиться :

1.Гиперопека – излишняя забота о ребенке ,чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном  контакте – приводит к пассивности, несамостоятельности ,трудностям общение со сверстниками.

2.Вседозволенность- полная, полная ,безграничная свода действий. Такие родители считают ,что любое принуждение наносит вред развитию личности ребенка .

3.Отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи.

4.Перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения.

5.Применение физических наказаний .

6.Недостаточное представление родителей о целях , задачах и методах воспитания.

Таким образом ,чтобы преодолеть типичные ошибки  семейного воспитания ,

необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы , имеющие воспитательное значение :принимать активное участие в жизни семьи ;интересоваться проблемами ребенка,  вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умение и таланты; не оказывать на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; уважать права ребенка на собственного мнение; относиться к ребенку как к равноправному партнеру.

В 1995 г.29 декабря был принят новый семейный кодекс Р.Ф.

Он содержит правовые нормы , которые влияют на регулирование семейных отношений , конкретизирует их. В кодексе выделена специальная глава  «Право несовершеннолетних» Закон Р.Ф. « Об образование»-  об обязанностях родителей и правах детей в сфере семейного воспитания. Статья № 18 «Дошкольное образование» гласит:  «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте».

Правительство Москвы утвердило программу социальной защиты москвичей  на 2009 в которой регламентированы различного рода постановления выплаты денег семьям и их детям.

Также , семье в воспитании детей оказывают помощь постановления : пособие по рождения 2 –го ребенка ; оплачиваемый декретный отпуск в течении одного с половиной года ; выплаты пособий малообеспеченным семьям; социальные льготы для многолетних семей и др.

Однако в силу ряда как объективных ,так и субъективных причин требования законодательство  о семье осуществляется крайне медленно, не всегда имеются четкие механизмы, их реализации .

Таким образом, ребенок лучше воспитывается в полноценной счастливой семье, где с ребенком общаются на равных , учитывают его потребности .

Семья играет важную роль в становлении личности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...