Десять советов родителям.
статья (старшая группа) на тему

Шемякина

1.   Не следует усаживать ребенка за компьютер только пото­му, что дети ваших знакомых все свободное время проводят ря­дом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор окажется более правильным и более полезным для его развития.

2.   Когда ребенок только начинает знакомиться с компьюте­ром, понаблюдайте за его поведением. Особенно важно это делать на первом этапе овладения малышом новым для него видом деятельности. Наблюдения помогут вам своевременно предупредить проблемы, которые могут возникнуть у ребенка позже, при постоянном общении с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyat_sovetov_roditelyam.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Десять советов родителям

  1. Не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор окажется более правильным и более полезным для его развития.
  2. Когда ребенок только начинает знакомиться с компьютером, понаблюдайте за его поведением. Особенно важно это делать на первом этапе овладения малышом новым для него видом деятельности. Наблюдения помогут вам своевременно предупредить проблемы, которые могут возникнуть у ребенка позже, при постоянном общении с компьютером.
  3. Приступайте к активной функциональной подготовке дошкольника с первых же дней общения его с компьютером, а желательно и раньше.
  4. Старайтесь, чтобы выполнение упражнений стало для малыша увлекательной игрой, и непременно участвуйте в этой игре как равноправный его партнер, с удовольствием. Только в этом случае можно ожидать положительных результатов.
  5. Отдельные упражнения можно выполнять во время совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы помочь ребенку укрепить его память, развить точность движений и другие функционально важные для работы на компьютере качества.
  6. Не предлагайте ребенку сразу все рекомендуемые упражнения. Следите, чтобы задания были ему по силам и не приводили к утомлению.
  7. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, способствующих развитию значимых функций и похожих по действию на предложенные нами. Это позволит поддержать интерес ребенка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и неожиданными. Привлекайте ребенка к придумыванию новых игр и упражнений. Возможно, ему будет более интересно поиграть в свою собственную игру.
  8. Не все упражнения получатся у ребенка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, результатами. Напротив, обсудите причину неудачи, постарайтесь ободрить маленького ученика.

9.        Заведите специальную тетрадь, в которую вы будете заносить результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок уже умеет делать, а что - еще нет. Чаще говорите с ребенком о его успехах, о том, чего он уже достиг, чему научился.

10.Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми! Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой деятельности, в том числе и на компьютере, вырабатывается у каждого в свое время. Учитесь понимать и поддерживать индивидуальность вашего малыша.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Упражнения комплекса, разработанного для дошкольников, подразделяются на три группы:

1)        развивающие кратковременную память;

2)        развивающие главным образом точность и координацию движений;

3)        развивающие преимущественно тонкие движения кистей и пальцев рук.

Упражнения, развивающие кратковременную память

Запомни словечко

Играть лучше вдвоем с ребенком. Каждый из играющих по очереди называет одно новое слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

Слушай и запоминай

Взрослый зачитывает 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно (первое) слово пары, а ребенок, вспомнив второе слово, называет его. Взрослый подтверждает правильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары

- ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д.

Например: зима - снег, ночь - луна, мама - ребенок, елка - праздник, краски - альбом, велосипед - дорога, зоопарк - жираф и т. д.

Непослушные картинки

Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, например дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассматривая картинку, должен запомнить ее первоначальный вид. Затем малыш на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв расположение предметов, зовет ребенка, предлагает ему догадаться, что изменилось, и вернуть все предметы на прежние места.

Хоровод

Вместе с ребенком постройте игрушки в круг, каждой придумайте имя. Взрослый обращается к ребенку:

Г ости в дом ко мне пришли,

В хоровод плясать пошли.

Как зовут моих гостей?

Помоги мне поскорей!

Ребенок по кругу вспоминает имена игрушек. Затем выстраивается новый хоровод, и игра повторяется.

Игровые упражнения, развивающие память, можно проводить как дома, так и во время прогулок (желательно не реже чем 3 раза в неделю).

Занятия функциональной подготовкой детей к общению с компьютером просты и доступны каждому, не требуют необходимости приобретения дорогостоящего инвентаря. Необходимы только терпение и выдержка, а еще и заинтересованное участие в общих с ребенком играх.

Качества, приобретенные ребенком с помощью предлагаемых тренировок, пригодятся ему не только при общении с компьютером, но и в дальнейшей жизни, особенно при обучении в школе. Упражнения на развитие точности и координации движений

Меткий бросок

Используется напольный кольцеброс, состоящий из крестовин с четырьмя вертикальными палочками для колец.

Исходное положение: ребенок стоит прямо, рядом с кольцебросом, в руке держит кольцо. По сигналу взрослого он набрасывает кольцо на палочку кольцеброса. При точном попадании делает шаг назад и повторяет бросок с более отдаленной дистанции. При неудаче делает шаг вперед, то есть упражнение повторяется в более легких условиях.

Выполнить 6-8 бросков.

Кегли

Используются наборы кеглей и мячей. Кегли выстраивают в ряд.

Исходное положение: ребенок сидит на ковре, ноги в стороны, в руках он держит мяч. Расстояние от него до кеглей подбирается индивидуально. Прокатывая мяч по полу, ребенок должен сбить кегли. В зависимости от результата можно увеличить (или наоборот - уменьшить) расстояние от ребенка до кеглей.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Детский баскетбол

Используется деревянный куб размером 35 х 35 см с круглым отверстием (диаметр 14 см) на одной из граней. Можно взять крепкую картонную коробку, вырезав в ней предварительно круглое отверстие. Куб (или коробка) устанавливается отверстием вверх.

Исходное положение: ребенок стоит прямо рядом с кубом, в руках держит мяч. Нужно попасть мячом в отверстие. Если мяч точно попадает в цель, то ребенок делает шаг в сторону от куба, при неудаче остается на месте или встает ближе к кубу. Победителем считается игрок, набравший большее число очков на большем удалении от куба.

Выполняется 5 бросков двумя руками, затем по 5 бросков правой и левой рукой.

Подъемный кран

Куб устанавливается круглым отверстием вверх.

Исходное положение: ребенок держит мяч, стоя слева от куба на расстоянии вытянутой руки. Нужно попасть мячом в отверстие куба плавным движением левой руки вперед - в сторону. Если бросок сделан удачно, ребенок встает справа от куба и бросает мяч правой рукой. Сначала движение совершается при зрительном контроле, затем без контроля зрения.

Упражнение повторить по 5 раз правой и левой рукой.

Детский футбол

Сооружаются «футбольные ворота» размером 35 х 35 см (границы ворот обозначаются любыми предметами).

Исходное положение: ребенок сидит на ковре, ноги в стороны. Расстояние до «футбольных ворот» -5м (расстояние может корректироваться в соответствии с размерами вашей комнаты). Ребенок должен попасть в «ворота», прокатывая мяч по полу.

Заниматься предложенными упражнениями следует не менее двух раз в неделю по 10-15 минут. Не забывайте о том, что детям нравятся соревнования. Поэтому если в семье один ребенок, то его «соперником» должен стать кто-то из взрослых.

Упражнения, развивающие тонкие движения кисти и пальцев руки

Знакомство

К большому пальцу руки поочередно нужно прикоснуться другими пальцами. Можно делать несколько касательных движений подряд одним и тем же пальцем. Можно изменять темп движений (касаний), то увеличивая его, то снижая.

Сон

Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Пальцы нужно по очереди «уложить» на ладонь (пальчики «засыпают»). Когда пальцы соберутся в кулак, начинается их «просыпание»: выпрямление пальцев тоже по очереди. Упражнения выполняются поочередно для пальцев правой и левой руки.

Вот и я!

Каждому пальцу руки присваивается имя персонажа сказки. Пальцы собраны в кулак. Кто-то из родителей называет одного из героев сказки. Ребенок в ответ выпрямляет соответствующий палец. Возможно появление двух и более «персонажей» одновременно.

Молчаливые стихи

Взрослый читает стихи, а ребенок «произносит» их пальчиками. Например:

Раз, два, три, четыре, пять, - Будем пальчики считать.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ребенок в соответствии со счетом (раз, два и т. д.) должен или сгибать по одному пальчику, или наоборот - разгибать их по очереди. Выполняется пальцами правой и левой руки поочередно.

118

Опасный поворот

Это упражнение будет особенно интересно мальчикам. На листе бумаги нарисуйте три машинки и для каждой - дорогу с опасными и крутыми поворотами, ведущую к гаражу. Ребенок должен провести каждую машинку в свой гараж. Сначала ребенок проводит по линии дороги пальцем (без карандаша или ручки). Затем упражнение повторяется с помощью мягкого карандаша. При этом надо выполнять непременное условие: не отрывать карандаш от бумаги на протяжении всего пути и не задевать края нарисованной дороги (не съезжать в кювет).

Девочкам можно вместо манипуляций с машинами предложить путешествие в «заколдованный замок».

Конструктор

Используются любые наборы конструкторов. Ребенку предлагается собрать за определенное время модель по образцу. Правильность оценивается с учетом точности собранной модели и времени сборки.

Упражнения этой группы желательно делать ежедневно.

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРАМ

Тема: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

I. Теоретическая часть.

Мы начинаем изучать новый предмет - информатику. Информатика изучает методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Что же такое информация, что такое ЭВМ, как ЭВМ обрабатывает информацию?

      Каждый из нас слышал, что информацию можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать и использовать. Глядя на дорогу, по которой мы идем, мы собираем информацию с помощью зрения. В нервной ткани глаза информация сложным образом преобразуется и передается в зрительные отделы головного мозга. Здесь она подвергается дальнейшей обработке, и результат обработки немедленно используется: к нашим мышцам поступает сигналы (информация!) - и мы обходим лужи, перешагиваем через камни.

А вот еще одна система сбора и переработки информации в нашем организме - система терморегуляции. Наша кожа содержит около 300 тыс. клеток-датчиков, собирающих информацию о температуре тела. Собранная информация попадает в определенные участки головного мозга: центры теплоотдачи (управляют охлаждением тела) и теплопродукции (управляют нагреванием). В этих центрах информация обрабатывается в случае необходимости нагрева.

В каждом из огромного многообразия устройств и систем, созданных человечеством, в той или иной степени происходит сбор и обработка информации. Есть устройства, которые в толпе людей могут выделить нарушителей общественного порядка и задержать их. Именно так работает автомат на входе в метро.

Что такое компьютер? Слово «компьютер» означает вычислитель, то есть устройство для вычисления. Компьютеры позволяют проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе. Кроме того, для хранения данных, промежуточных и итоговых результатов вычислений компьютеры содержат память. Хотя компьютеры создавались для численных расчетов, скоро оказалось, что они могут обрабатывать и другие виды информации - ведь практически все они могут быть представлены в числовой форме.

Для обработки различной информации на компьютере надо иметь средства для преобразования нужного вида информации в числовую форму и обратно. Сейчас с помощью компьютеров не только проводятся числовые расчеты, но и подготавливаются к печати книги, создаются рисунки, кинофильмы, музыка, осуществляется управление заводами и космическими кораблями. Компьютеры превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Для обработки на компьютере текстовой информации (обычно при вводе в компьютер) каждая буква кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства (экран, печать) для восприятия человеком по этим числам строятся соответствующие изображения букв. Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов.

Как правило, все числа внутри компьютера предоставляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом их устройство получается значительно более простым. Единицей информации в компьютере является один бит, то есть двоичный разряд, который может принимать значение 0 или 1.

Как правило, команды компьютеров работают не с отдельными

битами сразу. Восемь последовательных битов составляют байт. В одном байте можно закодировать значение одного символа из 256 возможных (256 = 2 восемь степени). Более крупными единицами информации являются килобайт, равный 1024 байтам (1024 = 2 десять степени), мегабайт (Мбайт), равный 1024 Кбайтам и гигабайт (Гбайт), равный 1024 Мбайтам.

Для ориентировки систем: если на странице текста помещается в среднем 2500 знаков, то 1 Мбайт - это 400 страниц, а 1 Гбайт - это 400 тыс. страниц.

Компьютер - это универсальный прибор для переработки информации. Но сам по себе компьютер является просто ящиком с набором электронных схем. Он не обладает знаниями ни в одной области своего применения. Все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Это аналогично тому, как для воспроизведения музыки недостаточно одного магнитофона, нужны еще и кассеты с записями.

Для того, чтобы компьютер мог осуществить определенные действия, необходимо составить для компьютера программу, то есть точную и подробную последовательность инструкций на понятном компьютере языке, как надо обрабатывать информацию. Часто употребляемое выражение «компьютер сделал» (подсчитал, нарисовал) означает ровно то, что на компьютере выполнена программа, которая позволила совершить соответствующее действие.

Меняя программы для компьютера, можно превратить его в рабочее место бухгалтера или конструктора, статистика или агронома, редактировать на нем документы или играть в какую-нибудь игру. Поэтому для эффективного использования компьютера необходимо знать назначение и свойства необходимых при работе с ним программ.

Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения и в специальную педагогику необходимо внедрять новые информационные технологии.

Уж чего у компьютерных игр не отнять, так это способности развивать навыки обращения с самим компьютером. А полезность такого умения сегодня, наверное, никто не будет оспаривать, ну если только консерваторы.

Исследователи отмечают, что чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет чувствовать себя в мире вычислительной техники. Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира, что интенсифицирует его развитие (прежде всего познавательную деятельность).

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Однако в настоящее время нет единого теоретического и методического подходов в области внедрения компьютера в дошкольные учреждения.

В практике обучения сегодня используется достаточно большое количество различных программ, учебных пособий, порой значительно отличающихся друг от друга по направленности изложения материала и глубине изучения отдельных вопросов. Поэтому учебный процесс не может протекать нормально при отсутствии полноценного методического обеспечения, представленного как концепцией содержания и преподавания предмета, так и системой учебно-методических материалов, отвечающих современным психолого-педагогическим требованиям.

Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках воспитателя в детском саду. Поэтому при компьютеризации дошкольного учреждения нужна система содержательной работы с программным обеспечением.

Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психическому развитию ребенка, закреплению уже сформировавшихся знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.

Компьютерное обучение способствует формированию:

  1. представления о возможностях ЭВМ в области обработки информации (компьютер рисует, пишет), ее хранения (запоминает), и передачи (обучает);
  2. навыков работы с клавиатурой, мышью, с выбором объектов из меню, их видоизменения, фиксирования на экране;
  3. творческого воображения, быстрого реагирования на ситуацию, самостоятельности в анализе;
  4. элементарных математических представлений на плоскости, конструирования и моделирования;
  5. первичных представлений об окружающем мире.

Использование компьютера в учебно-воспитательных целях

в дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий, последовательности и систематичности работы.

Компьютерной игре в дошкольном учреждении свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие «игровая ситуация» как единицу

анализа игры на компьютере, можно отметить, что интеллектуальная активность в компьютерной игре проявляется в активном отношении к новому, в умении принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, находить оптимальные способы их решения, «открывать» более сложные способы действий, объективно оценивать ход игры и результаты. И поэтому во время игры находится много поводов для того, чтобы дети помогали друг другу.

Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых. В таком случае надо показать ребенку, что и другие умеют не хуже открывать программы, выбирать «инструменты», варианты игры. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать привычным, обязательным, и совсем не нужно за каждый товарищеский поступок хвалить ребенка.

В игровой форме даются основные понятия, которые необходимы при работе с компьютером, а при знакомстве детей с «инструментами» можно использовать художественное слово. Например при знакомстве с инструментом «карандаш» читаются такие строчки:

Посмотрите - карандаш,

Очень он похож на ваш.

Им рисуйте на дисплее,

Что хотите, да смелее - Дом с трубой,

Собаку с кошкой И машину, и матрешку,

Пистолет, велосипед И с посудою буфет.

Или когда знакомят детей с инструментом «резинка»:

Не понравилась картинка - Тут поможет вам резинка. Мышку по столу катите и картинку всю сотрите.

  1. Практическая часть.
  1. Показ дискеты с детскими работами.
  2. Показ и объяснение несколько развивающихся компьютерных игр.
  3. Практические задания для взрослых.
  1. Заключение.

Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы ее выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т. д.), изменений в личностной сфере ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство детей дошкольного возраста легко осваивают сложную электронную технику. Нравится это и мальчикам, и девочкам. А наличие в нашем дошкольном учреждении компьютерного класса - это хорошая база для психологической подготовки детей к последующей деятельности с компьютерной техникой в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Десять советов родителям по закаливанию ребёнка".

Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-с...

Консультация для родителей "Десять советов родителям о здоровье детей"

Консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....

памятка для родителей "Десять советов родителям "

Памятка "Десять советов родителям " способствует ознакомлению родителей  с возможностями   укрепления физического здоровья детей....