Как играть с гиперактивными детьми?
консультация на тему

Сигаева Екатерина Александровна

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и вы­полнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомля­емость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интере­сами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чет­кими правилами, способствующие развитию внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_giperaktivnymi_detmi.docx55.34 КБ

Предварительный просмотр:

Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие», «Запрещенное движение»

«Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!»

«Съедобное - несъедобное»

«Съедобное - несъедобное»

«Говори!»

«Сиамские близнецы» «Слепой и поводырь»

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие фазу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

В таблице приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры, как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

«Кричалки - шепталки - молчалки»

«Гвалт»

Внимание и контроль двигательной активности

«Колпак мой треугольный»

«Расставь посты»

«Замри»

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду»

«Слушай хлопки»

«Морские волны»

I. Название слабой группы

II. Название и цель игры

III. Педагогические условия достижения результата

Внимание

Индивидуальная игра: Что изменилось

Цель: развивать память, внимание

«Что нового»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях

Групповая игра: Бездомный заяц

Цель: развивать быстроту реакции, отрабатывать навыки невербального взаимодействия с детьми

«В магазине зеркал»

Цель: развивать внимание

Сколько звуков

Цель: развивать внимание

«Броуновское движение»

Цель: развитие распределения внимания

«Обмани глаза»

«Обмани ушки»

«Гвалт»

«Волшебная звезда»

«Птенцы»

«Чувства и интонации»

«Камень мудрости»

«Слушай внимательно»

«Крошечные друзья»

«Где я?»

Поставить перед ребенком 3-4 игрушки на 1-2 минуты. Попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку, затем спросить его что изменилось? Усложнение игры: а) увеличение количества выставляемых игрушек, б) ничего не убирать, а только менять местами.

Взрослый мелом рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети, и пририсовывают какие – либо детали, создавая картинку. В то время как один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде воспитателя, говорят, что изменилось.

Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром 50 см. Расстояние между кругами – 1-2 м. Один заяц – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Один из детей выходит на середину комнаты и делает любые движения (топает ногой, машет рукой, качает головой и т.д.) все остальные повторяют их за ним. Кто ошибается, становится ведущим.

Воспитатель несколько раз стучит карандашом по столу. Затем просит одного ребенка повторить стук карандашом по столу.

Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Необходимо вслед за воспитателем повторить упражнения, проговариваемые вслух, не обращая внимания на движения, которые он в этот момент проделывает.

Аналогичная игра, отличается тем, что надо делать движения вслед за воспитателем, не обращая внимания на то, что он произносит.  

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую – либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

У меня сегодня для вас есть нечто особенное – волшебная звезда. Она имеет таинственную силу. Если я качну ее взад – вперед, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать историю, которую я буду вам рассказывать.

Выбирается птица – мама, или птица – папа. Птицы родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут птенцами. Все опускают головы на руки, и птица – мама приглашается обратно в группу. Один из птенцов тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица – мама пытается найти своего птенца. При повторе игры можно обыгрывать других зверей (щенят, котят, телят и т.д.)

Представьте себе, что вся группа перенеслась на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: «Ааааааа, Ееееее, Ииииии…» Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать свои чувства только разным произнесением этих звуков. Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы?

Я принесла вам нечто необыкновенное – это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто то другой захочет о чем то рассказать – он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д.

Дети делятся по двое. Один ребенок – А, другой – Б. Они должны 2 минуты говорит на одну и ту же тему по очереди. Другой ребенок должен внимательно слушать и через 2 минуты повторить все, что он слышал. При этом он должен показать, что он понял своего собеседника. Тема: «Что я больше всего люблю…»

Прежде чем я расскажу следующую историю, я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и слышат даже, как мы дышим. А если мы говорим слишком громко – мои маленькие друзья пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо.

Выбирается один ребенок, он будет детективом. Ему завязывают глаза, чтобы он мог «видеть» только ушами Остальные дети расходятся по группе и встают где–нибудь. Когда каждый займет свое место, детектив кричит имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где он стоит, стучит по какому – нибудь предмету, который находится рядом с ним. Потом детектив должен сказать, где стоит ребенок, которого он назвал. Затем детективом становится другой ребенок.

Мышечный контроль

Индивидуальная игра:

«Клубочек»

Цель: обучить ребенка одному из приемов саморегуляции

«Археологи»

Цель: развитие мышечного контроля

Групповая игра:

«Сделай так»

Цель: развивать мышечный контроль

«Поймай мышь»

«Тряпичная кукла и солдат»

«Бумажные мячики»

«Дрожащее желе»

«Глубокий сон»

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только начинаешь его сматывать, так сразу же успокаиваешься.

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослыми.

На столе разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем дается инструкция: «По моему сигналу все пойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке»

Инструкция: представьте себе, что вы прямо сейчас будете ловить мышь. Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными черными глазками, быстро перебирающего по полу крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька.

Представьте, что ваше тело одеревенело. Полностью выпрямитесь и  вытянитесь в струнку, как солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими, как тряпичная кукла.

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока они не расслабятся. Теперь потрясите руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины, с волос, с ног…

Каждый ребенок берет лист старой газеты и превращает его в комок, достаточно плотный мячик. Затем дети делятся на две команды и выстраиваются в линию. По сигналу воспитателя «Начали!», дети начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. По сигналу «Стоп!», дети должны будут прекратить бросания мячей. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

Дети встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу. Инструкция: представьте, что вы все вместе – это блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками… Теперь представьте, что блюдо с желе оставлено на солнце и забыто. Оно начало таять и растекаться, начинайте таять и опускаться на пол.

Дети делятся на пары и договариваются, кто в каждой паре будет А, а кто – Б. А должен лечь на пол и представить себе, что он глубоко заснул и ему что – то снится. Б должен начать осторожно двигать ноги и руки А. Все эти движения должны делать аккуратно и нежно, чтобы не разбудить своего партнера.

Импульсивность

Индивидуальная и групповая игра:

«Говори!»

Цель: развивать умения контролировать импульсивные действия

«Разговор с руками»

Цель: научить детей контролировать свои действия

«Шариковые бои»

Цель: развитие координации движений

Взрослый задает простые и сложные вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда дадут команду: «Говори!»

Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросить: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?» При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. В заключение нужно «заключить договор» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 1-2 дней они постараются делать только хорошее: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать

В тазик с водой кладут несколько каучуковых шариков. Столько же шаров ребенок держит в руках. Он должен сбивать мокрые шары сухими. Если «мокрый» шар сбит, он вынимается из воды, если нет, то «сухой» шар остается в воде. В конце подсчитывается число шаров в воде

Внимание +

мышечный контроль

Индивидуальная и групповая игра:

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции

«Послушай тишину»

Цель: развивать внимание и умение владеть собой

«Расставь посты»

Цель: развивать навыки волевой регуляции и способность концентрировать внимание на определенный сигнал

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый и синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; Желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал синей ладони – «молчалки» - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Игра всегда заканчивается молчалками.

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети рассказывают, какие звуки они услышали

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.п.)

Внимание + импульсивность

Внимание+ импульсивность, пространственная ориентация

Внимание+ память в зрительной модальности +

логическое мышление+

коммуникативные

навыки

«Пожалуйста»

Цель: научить детей переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой и преодолевание двигательного автоматизма

«Архитектор и строители»

«Парные картинки»

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое – нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.п.

Архитектор (ведущий) раскладывает картинки определенным образом (по своему желанию). Дети (строители) слушая пояснения взрослого, должны разложить картинки аналогично, при этом архитектор оперирует понятиями: вверху, внизу, слева от.., справа от.., над, под, наискосок, правый нижний угол, между и т.п. (возьмите в левую руку «яблоко», а в правую – «лук»,положите «яблоко» слева, а «лук» – справа, между «яблоком» и «луком» положите «листик», над ним положите «гриб».) После этого этапа «строительство» архитектором становится ребенок, он строит свою картину и проговаривает, как он это делает. Все остальные дети повторяют его действия, выполняя его инструкцию.

Четное количество наборов картинок (2,4,6…) Каждый набор вкладывается в отдельный конверт, включает 8 картинок с изображением каких – либо предметов, обратная сторона картинок каждого набора окрашена отличным от других наборов цветом. Картинки каждого набора перемешиваются и ровными рядами раскладываются перед детьми. Игроки по очереди открывают две любые картинки, показывая их участникам и произнося вслух название рисунка (например, гриб – яблоко). Если ребенок вынимает две одинаковых картинки, он оставляет их у себя и получает право на дополнительный ход. Если картинки разные, он кладет их на прежние места. Задача каждого игрока – запомнить их расположение и во время своего хода вынуть две парные картинки. Побеждает тот, кто соберет больше парных картинок.

Мышечный контроль + импульсивность

«Маленькая птичка»

Цель: развивать мышечный контроль

Ребенку в ладоши дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушку – птичку. Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная Она так боится коршуна! Подержи ее, говори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладоши птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.

Внимание + импульсивность + мышечный контроль

Индивидуальная игра: «Давайте поздороваемся»

Цель: снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы

Групповая игра: «Морские волны»

Цель: научить переключать внимание, способствовать снижению мышечного напряжения

«Колпак мой треугольный!»

Цель: научить концентрировать внимание, управлять движениями и контролировать свое поведение

«Зеваки»

Дети хаотично передвигаются по группе. По сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих. Варианты сигналов: хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам; звонок колокольчика – погладить по спине партнера; звук свистка – поздороваться спинками.

Во время выполнения задания следует ввести запрет на разговоры

Когда взрослый дает команду «Штиль!», все дети «замирают». Когда раздается команда «Волны» дети встают друг за другом в круг. Сначала приседает 1 затем через 2-3 секунды второй и т.д. Когда присядет последний, он должен хлопнуть в ладоши, после чего первый должен встать и т.д. Закончить игру надо командой «Штиль!»

Играющие садятся в круг. Все по очереди, и произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяют 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают жестами всю фразу.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Мышечный контроль+ импульсивность

«Многоножки»

«Двуножки»

«Слоны»

«Ловим комаров»

Перед началом игры руки находятся на краю парты (стола). По сигналу воспитателя многоножки начинают двигаться к противоположному краю. В движении участвуют все 5 пальцев.

Игра аналогична предыдущей, только в движении участвуют 2 пальца – средний и указательный.

Средние пальцы левой и правой руки превращаются в «хоботы», остальные – в «ноги» слона. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли. При ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Можно устраивать гонки слонов.

Правило: начинать и заканчивать игру по определенному сигналу.

«Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так!». Воспитатель в медленном темпе делает хаотичные движения в воздухе сжимая и разжимая при этом кулаки. «По команде «Стой!» вы садитесь вот так, - педагог на свое усмотрение показывает как надо сесть. – Готовы? «начали!»…Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу!

Для совместной деятельности ребенка и взрослого можно порекомендовать следующие игры:

«ИГРЫ РАНО ПОУТРУ»

Иногда родители жалуются, что некоторых детей очень трудно разбудить утром. И тем более уговорить полусонного ребенка сделать зарядку. Незаменимы в таких случаях пальчиковые игры.

Порой от того, как началось утро, зависит, какое настроение будет у ребенка и у родителей в течение всего дня. Лучше всего сразу после пробуждения ребенка сделать ему легкий массаж, сопровождая прикосновения стихотворным текстом (можно использовать любые «просыпальные» игры). Можно поговорить с ребенком о планах на предстоящий день, чтобы он был готов к тому, что его ожидает. Если ребенок совсем маленький и не умеет разговаривать, взрослый перечисляет события сам, а если малыш уже умеет говорить, взрослый просит его повторять за ним или спрашивает, чем бы ребенок хотел заняться днем.

Для того чтобы у ребенка появилось хорошее настроение, утро можно начать с интересной и в то же время полезной игры. Иногда родителям приходится каждый день придумывать все новые и новые игры, иногда сам ребенок становится инициатором и исполнителем игры, а иногда малыш просит каждое утро начинать с хорошо известной и ему, и маме игры. Может быть, это помогает ему почувствовать себя в знакомой обстановке, безопасной и интересной. Мы предлагаем несколько игр, которые можно предложить ребенку в качестве игр «рано поутру». Одна из предложенных игр («Идет бычок») является образцом того, как можно превратить знакомое ребенку стихотворение в занимательную и полезную игру. Однако эти игры могут быть использованы в другое время и с другими целями.

ИГРА «ПОМОГИ МАМЕ» (Г. Д. Черепанова)

Цель.        Развитие координации движений, легкая утренняя зарядка,               положительный эмоциональный настрой.

Содержание. Зная, что вашему ребенку трудно подняться утром с кровати, заранее, еще до его подъема, разложите на полу несколько игрушек, можно расположить их с небольшими интервалами по направлению к ванной комнате.

                              Взрослый будит ребенка и говорит: «Ой, смотри, сколько игрушек лежит на полу! Нам с тобой даже в ванную не пройти. Помоги мне, пожалуйста, собрать их!» Ребенок, двигаясь от одной игрушки к другой, собирает их все в корзинку, в пакет или в кузов большого грузовика. Теперь можно перейти к водным процедурам!

Примечание. Для того чтобы подобная уловка не надоела ребенку, предметы на полу желательно ежедневно менять. Например, это могут быть домашние тапочки, кубики и др.

                         Если ребенок совсем маленький и еще плохо ходит, подобное раскладывание игрушек на полу на определенном расстоянии друг от друга может стать стимулом для самостоятельной ходьбы. Только игрушки в этом случае должны быть обязательно привлекательными для ребенка.

ИГРА «ТИГРЕНОК ПРИШЕЛ В ГОСТИ»

Цель.        Развитие координации движений, обучение

                 ребенка пониманию инструкции взрослых, развитие                        эмоциональной сферы ребенка

Содержание. Взрослый раскладывает на полу вырезанные из картона следы какого-нибудь животного: тигра, медведя, слона (можно не вырезать следы, а просто нарисовать их мелом на полу). Затем взрослый говорит: «К нам в гости пришел тигр, но почему-то спрятался. Наверное, он хочет с тобой поиграть. Давай отыщем тигра и поиграем с ним. Только идти искать его надо, обязательно наступая на каждый его след».

                    Затем ребенок, двигаясь по следам тигра, доходит до того места, где спрятана игрушка, и находит ее. С этой игрушкой можно поиграть в любую игру, пригласить тигренка попить чай, спеть ему песню.

Примечание. Подобное развлечение может стать одним из способов поздравления ребенка с днем рождения или с другим праздником. Если ребенок таким образом «знакомится» с новой игрушкой, скорее всего, она станет для него более близкой и любимой.

                Приложение №1

ИГРЫ «ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД»

Хорошо, если детский сад, в который вы водите ребенка, находится рядом с домом. Но иногда приходится идти или ехать на автобусе, на трамвае, прежде чем вы попадете в детский сад.

Невыспавшиеся малыши часто капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут. В результате утро испорчено и для родителей, и для детей.

К сожалению, подобная картина встречается довольно часто. Если ребенка отводят в детский сад бабушка или дедушка, они стараются не допустить подобного, отвлекая ребенка, находя что-то интересное по дороге, придумывая игры для малыша. Перечень этих игр и их содержание меняются по мере того, как ребенок растет и как меняются его интересы.

Это могут быть подвижные игры, а могут быть упражнения по закреплению какого-то нового для ребенка навыка. Например, если ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами, можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Если вы накануне объясняли ему, какие бывают цвета, можно попросить его назвать предметы определенного цвета. Только лучше не форсировать возможности ребенка и соблюдать умеренность. Не надо называть ребенку сразу много цветов. Лучше покажите ему сначала только один цвет, например, красный, и несколько дней подряд (а, может быть, и несколько недель, в зависимости от возраста и возможностей малыша) ищите среди окружающих «предметов только красные. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Подобным же образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.

Если вам приходится подолгу стоять на остановке и ждать «транспорта, можете поиграть в «волшебные фигуры». Попросите ребенка показать, как бы стоял на остановке зайчик (пусть он изобразит характерную позу зайчика, попрыгает немного, это поможет ему реализовать потребность в движении приемлемым для вас способом). Потом пусть изобразит медвежонка, лисичку. Это занятие научит его фантазировать и находить для себя дело. Если ребенок уже постарше и знаком с некоторыми сказками, можно попросить его показать, как стоит солдат на посту.

В этом случае даже неподвижная поза не принесет малышу огорчения, и не будет восприниматься как наказание. Время, которое вы тратите на дорогу в детский сад, можно использовать и для занятий, направленных на развитие памяти, внимания, мышления. Например, вы можете снять перчатку с одной руки и спросить ребенка, что он заметил. Можно прикрепить значок на свою куртку и опять попросить малыша отгадать, что изменилось. Желательно, чтобы взрослые с целью развития внимания ребенка отмечали изменения в природе и в окружающей обстановке.

Для развития мышления ребенка взрослые могут воспользоваться уже известными загадками, а могут придумывать их сами и побуждать к этому ребенка. Причем, загадки должны быть такими, чтобы они помогали развивать сразу несколько каналов восприятия информации ребенка. Можно спросить ребенка, например, так: «Круглая, сладкая, липкая, в красивой бумажке... Что это такое?» Или: «Рыженькая, тепленькая, с пушистым хвостиком, любит грызть орехи, прыгает по деревьям... Кто это?»


ИГРЫ «НА УЛИЦЕ»

Г. Д. Черепанова рекомендует родителям во время прогулки использовать все, что способствует развитию чувства равновесия, общей координации, ловкости, согласованности движения рук и ног (бордюры, пенечки, поваленное дерево и др.). Например, можно предложить ребенку взобраться на невысокий пенек и спрыгнуть с него. Покажите малышу, как это надо делать правильно. Старайтесь каждое действие представить в игровой форме. Например, гуляя по парку и увидев лежащее на земле дерево, предложите ребенку поиграть в маленьких медвежат. Увидев неглубокую и неширокую канавку, предложите перепрыгнуть ее как зайчику. Ребенок часто боится один совершить новое для него действие, и Г. Д. Черепанова советует взять его за  руку и вместе с ним попрыгать, взобраться на пенек, перепрыгнуть через ручеек.

Возле речки, пруда покажите ребенку, как бросать маленькие камешки в воду. Шишки в лесу помогут ребенку научиться попадать в цель (неглубокая ямка, дупло на дереве).

ИГРА «ДОЖДИК» (Г. Д. Черепанова)

Цель.        Развитие двигательной активности, умения управлять своим     телом, умения подчиняться правилам игры, эмоциональная разрядка.

Содержание.        Взрослый рисует прутиком на земле (или мелом на асфальте) два небольших круга — домика для себя и ребенка. Если взрослый говорит: «Солнышко», то они с ребенком бегают, играют, веселятся возле домиков. При слове «Дождик» надо быстро забежать в домик, присесть на корточки, скрестив руки над головой в виде крыши. Детей раннего возраста (как, впрочем, и более старших ребят) привлекают игры с песком. Наверное, потому, что здесь ребенок может сам творить и сам разрушать то, что он сотворил, и опять строить... Это не игрушка, которая после поломки уже не примет прежнего своего вида. В песок можно закапывать предметы, иногда в песочнице нечаянно можно обнаружить закопанные или утерянные другими детьми предметы. Песок можно просто пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в ведерко... Конечно, лучше всего, если песочница, в которой играет ребенок, большая, чтоб малыш мог забраться туда. Чаще всего детей привлекают даже не просто песочницы, а огромные горы песка, которые, если ребятишкам повезет, привозят для «взрослых» целей во двор.

Г. Д. Черепанова рекомендует родителям совсем маленьких детей начинать знакомство с этим материалом с самых простых действий.

ИГРА «СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ»

Малышу можно показать, как его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца тут же исчезает, на влажном — остается надолго. Затем можно приложить к влажному песку мамину ладонь, а рядом — ладошку ребенка, сравнить отпечатки, назвать, какой из них большой, а какой — маленький. Так же полезно поэкспериментировать и с отпечатками ног: маминой и малыша.

Оставлять следы могут и другие предметы: мячик, палочка, ведерко и др.

ИГРА «ОТЫЩИ ШАРИК»

Взрослый закапывает в песок какой-либо маленький предмет, например, шарик, и просит ребенка найти его. Сначала следует закапывать предмет на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог наблюдать за процессом закапывания.

Если ребенок заинтересовался и справляется с задачей, можно закопать два предмета, например, шарик и куклу, а потом попросить откопать только куклу. При этом взрослый должен обязательно похвалить малыша за правильное выполнение инструкции.

ИГРА «ДОРОЖКИ ИЗ ПЕСКА»

Взрослый показывает ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая простые формы. Это упражнение достаточно трудно дается маленьким детям, и для его удачного выполнения иногда требуется несколько «репетиций». Для того чтобы ребенку было интересно, следует сказать ему, что дорожку надо сделать для игрушечного зайчика (цыпленка, волчонка), который заблудился и не может найти дорогу домой. Когда ребенок научится делать дорожки, то есть простые формы, взрослый показывает ему, как песком нарисовать треугольник, домик, елочку и т.д.

ИГРЫ В ВАННОЙ КОМНАТЕ

Вода играет важную роль в жизни человека. Не случайно обряды многих народов включают различные действия с водой. «Моря, озера, реки, горные потоки, дождь, снег, — пишут авторы интересной книги «Тайны здоровья» Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волокова, — вызывают положительное эмоционально-психическое состояние, оно несет огромный энергетический потенциал: человек оздоровляется, очищается, испытывает вдохновение, творческий подъем. Созерцательное отношение к воде нужно использовать при воспитании ребенка». Вода способствует внутренней раскованности ребенка. По мнению психолога В. Оклендер, дети, посещающие ее кабинет, начинают делиться своими чувствами со взрослым только после того, как поиграют с водой.

Многие родители обучают детей раннего возраста плаванию, которое развивает чувство равновесия, учит владеть своим телом, улучшает кровоснабжение головного мозга. Главное для ребенка не сам процесс плавания, а приятные ощущения от соприкосновения с водой. Плавание в ванне — это не только занятие физкультурой, но и общение с мамой, имеющее телесный контакт.

Даже если нет возможности посадить ребенка в ванночку, попросите его помочь вам постирать белье (для куклы), показывая при этом, как правильно полоскать, отжимать его. Такое занятие успокоит ребенка, и поможет ему в развитии моторики, координации движений. Правда, некоторые мамы боятся, что игры с водой могут спровоцировать простудное заболевание, но если вода в ванне или в тазике будет теплой, то подобное занятие даже поможет справиться с небольшим насморком или кашлем.

Купаясь в ванне, ребенок может поэкспериментировать с разными предметами. Положите в воду пластиковые бутылочки, резиновые игрушки, машинку. Покажите ребенку, какие предметы плавают на поверхности, а какие тонут.

ИГРА «ВОДЯНЫЕ СТРУЙКИ» (Г. Д. Черепанова)

Цель.        Развитие восприятия.

Содержание.     В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и, брызгая из нее водой на стенку, делать с помощью струи разные узоры: домик, шарик. Сначала «рисует» взрослый, а ребенок отгадывает, а потом наоборот.

ИГРА «ВОДОМЕРЫ» (Г. Д. Черепанова)

Цель.        Развитие восприятия.

Содержание.        В большое ведро налить воды и предложить ребенку померить, сколько стаканов воды содержится в нем, перелить воду ковшиком из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край».


ИГРА «ШАРИКОВЫЕ БОИ»

Цель.        Развитие внимания, координации движений.

Содержание.     В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руках. Отойдя на расстояние 0,5—1 м, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если мокрый шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то и сухой шар остается в воде. Игра заканчивается тогда, когда таз останется пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат.

ИГРА «НАПОИ ЗВЕРЕЙ»

Цель.        Развитие моторики ребенка.

Содержание.        Взрослый расставляет в ванне пустые емкости      различной величины, надевает шланг на кран и включает воду.   Ребенок наполняет емкости водой из шланга. Для того чтобы это занятие имело игровой характер, ребенку можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек — маленькие поилки, а у больших — большие.

ИГРА «ПОЙМАЙ ЛЬДИНКУ»

Цель.        Развитие координации движений ребенка.

Содержание.        Взрослый опускает в миску с теплой водой 5—10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит, льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Ребенок достает из воды льдинки и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый может спросить: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? Они превратились в воду и растаяли. Давай вместе сосчитаем, сколько льдинок не растаяло!»

ИГРЫ НА КУХНЕ

Некоторые родители, стремясь, чтобы их ребенок развивался как можно быстрее и лучше, покупают ему различные игры и игрушки. Однако малыши зачастую предпочитают играть совсем «неподходящими» (по мнению взрослых) предметами, например, кастрюлями, ложками, мисками и другой кухонной утварью. Взрослые могут использовать эту особенность детей и превратить эти занятия в занимательные развивающие игры.

Например, мама может составить одну миску в другую (от самой большой до самой маленькой) и попросить ребенка сделать так же. Детям от года до полутора лет сначала надо показать самую маленькую мисочку, самую большую миску, научить его из двух мисок выбирать большую, меньшую. Предварительная работа, конечно, займет какое-то время, но затем ребенок сам будет заниматься с мисками и кастрюлями.

Подобным же образом можно играть с ложками, попросив малыша разложить их по размеру. Если ребенок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если ребенок уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол только красные предметы. Для тех ребятишек, которые уже умеют различать форму предметов, полезно будет поиграть в игру «Найди все круглое».

Занятия по сортировке предметов будут способствовать развитию целостного восприятия ребенка и смогут заменить собой многочисленные занятия в школе раннего развития по отработке подобных навыков. Кроме того, если родители предоставят малышу возможность действовать посудой из разного материала (пластиковой, алюминиевой, деревянной...), ребенок получит богатый жизненный опыт, который пригодится ему впоследствии.

Многочисленные безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, тоже могут помочь взрослым придумать множество интересных заданий и игр.

Например, мама может попросить ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только красные и т. д. Кроме декоративных украшений с этой целью можно использовать детали из магнитных мозаик, которые ребенку будет гораздо интереснее размещать не на маленькой игрушечной доске, а на холодильнике. Причем подобные игры не повредят ни ребенку, ни родителям и не нанесут вреда дорогостоящей бытовой технике.

Если родители обеспокоены проблемой развития речи ребенка, то они могут почаще проводить игры с крупой. Это поможет развитию мелкой моторики, речи, а иногда просто успокоить ребенка.

ИГРА «СЮРПРИЗ»

Цель.         Развитие мелкой моторики руки, речи, создание положительного эмоционального настроения.

Содержание.     Взрослый насыпает заранее вымытую и просушенную крупу (перловку, пшено, рис, гречу и др.) в железную банку или в глубокую миску и помещает туда же 1—2 маленькие игрушки или просто бумажные комочки. Ребенок должен найти спрятанный в крупе предмет. Если малыш захочет, он тоже может прятать предметы от взрослого.

ИГРА «РЫБОЛОВ» (модификация игры Д. Эйнона,1995)

Цель.        Развитие координации движений ребенка, внимания, мышления.

Содержание.        Взрослый заранее помещает в большую коробку небольшие металлические предметы (пробки, кофейные ложечки). К деревянной ложке (или к палочке) привязывается веревка 15—20 см, на конце которой закреплен магнит. Ребенок должен «выловить» из коробки всю «рыбу» и сложить ее в мисочку. Когда малыш освоит эту игру, можно усложнить ее, например, забросав «рыбу» сверху бумажными комочками.

ИГРЫ С ТЕСТОМ (Д. Эйнон, 1995)

Цель.                  Развитие моторики, координации, восприятия формы, размера предметов.

Содержание.     Когда мама готовит обед для всей семьи, она может предложить малышу приготовить угощение для кукол, например, испечь пирог. Для этого заранее готовится тесто по следующему рецепту. 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной воды (можно использовать растворимый напиток «Инвайт» или любой пищевой краситель), 2 столовые ложки растительного масла. Сначала ребенку предлагается просто мять пальцами полученное тесто, потом следует обратить его внимание на то, как тесто меняет свою форму в руках. Взяв маленькую скалочку (или наполненную водой небольшую пластиковую бутылочку), ребенок может раскатывать тесто, а затем резать его пластмассовым ножом, вырезать из него формочками «печенье» и т. д. Все это будет способствовать тому, что ребенок постепенно привыкнет к спокойным занятиям. Кроме того, подобные игры способствуют развитию моторики, речи, восприятия. А когда ребенок подрастет, он уже по-настоящему сможет помогать маме.

ИГРА «КУЛАЧОК НА КУЛАЧОК» (Е. В. Ларечина)

Цель.                    Развитие внимания, мышления, установление контакта с ребенком.

Содержание.     Родитель кладет угощение (орешек, сушеный фрукт в бумажной обертке) на ладонь правой руки и зажимает ее в кулак. Левая рука тоже зажата в кулак. Затем кулак ставится на кулак. Правый кулак постукивает по левому так, что орешек проваливается из одной руки в другую. Родитель произносит при этом слова: «Кулачок на кулачок, где ты спрятался, дружок?» Ребенок должен угадать, в каком кулаке спрятано угощение.

ИГРЫ «В ДОЖДЛИВУЮ ПОГОДУ»

Специалисты утверждают, что детям раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику руки, но, к сожалению, не все дети любят лепить из пластилина, собирать мозаику, заниматься с конструктором. Иногда они сами придумывают для себя интересные занятия, которые тоже развивают пальцы рук и способствуют активизации определенных участков мозга. Однако не всегда эти занятия, несмотря на их полезность, приветствуются взрослыми.

Например, некоторые дети залезают в кухонный шкаф, достают из банок крупу, сахарный песок, кофейные зерна и рассыпают все это «богатство» по квартире. Многим из них нравится, сидя за обедом, крошить хлеб, печенье, рассыпать по столу соль и т. д. Эти детские шалости можно и нужно направить в другое русло, сделав их полезными не только для самих детей, но и для окружающих.

ИГРА «РЕСТОРАН ДЛЯ ХОМЯЧКА»

Цель.        Развитие моторики руки, формирование позитивных личностных качеств.

Содержание.        Мама говорит ребенку: «Наш хомячок (попугай, кошка) каждый день ест одну и ту же еду. Наверное, ему надоело. Давай приготовим ему сегодня праздничный обед, например вкусный салат. Я буду давать тебе продукты, а ты кроши их в мисочку». Мама дает ребенку кусочки хлеба, булки, печенья, а ребенок крошит их пальчиками. Если это — обед для кошки, можно попросить малыша налить молоко в плошку (и это тоже будет способствовать развитию координации движений). Если мы готовим угощение для попугая, ребенок может перемешать пальчиками зерна в кормушке и добавить несколько крошек хлеба, раскрошить или размять кусочек яйца. Для того чтобы ребенок воспринимал это не просто как интересную игру, а как нужное и полезное занятие, желательно приготовленным обедом угостить питомца и посмотреть, нравится ли хомячку или котенку приготовленная ребенком еда. В том случае если в доме нет животных, то можно приготовить праздничный обед для синичек или голубей.

ИГРА «МАЛЕНЬКИЙ КОТИК» (А. А. Слухова)

Цель.        Развитие мелкой моторики руки и координации движений. Для этой игры необходим лист бумаги и несколько игрушек: домик и два маленьких зверька.

Содержание.        Взрослый ставит игрушечный домик на лист бумаги и говорит ребенку: «В этом доме живут кошка и собака». Затем он рисует дорогу к домику и говорит: «Эта дорога ведет от дома к речке. Давай, посыпаем ее песком, чтобы было красиво и удобно». Ребенок посыпает дорожку сахарным песком или любой мелкой крупой (манкой, пшеном). Затем кошка и собака выходят из дома и идут по этой дорожке. Взрослый говорит: «А вот и речка. Как же они перейдут через нее? Ведь моста-то нет... Давай построим мост». Ребенок выкладывает мост из более крупной крупы (из риса, перловки) или чечевицы. Причем каждую крупинку он должен взять и положить на контур, указанный взрослым, отдельно, используя большой и указательный пальцы. «Вот и мост получился», — говорит взрослый и предлагает ребенку провести по построенному им мосту кошку и собаку. Взрослый рисует на бумаге цветы: ромашки и колокольчики и говорит: «Какая красивая поляна! На ней растут ромашки (показывает) и колокольчики (показывает). Кошке понравились колокольчики, а собаке — ромашки. Пусть кошка понюхает колокольчики, а собака — ромашки». Ребенок подносит игрушки к нужным цветам: кошку — к колокольчикам, а собаку — к ромашкам. Если ваш ребенок не устал и ему доставляет удовольствие эта игра, можно продолжить ее, придумывая все новые и новые события. Если ребенок устал, можно завершить игру, поместив игрушки в домик, а через несколько часов (или дней) по желанию ребенка игру можно возобновить.

ИГРЫ НА ПЛЯЖЕ

В летнюю пору родители стремятся, чтобы их дети окрепли, «запаслись здоровьем» на всю долгую зиму. Кого-то из малышей везут на теплое море, на южные курорты, кого-то вывозят на дачу. А тех детей, которые остаются в городе, в теплые дни стараются привести на речку, на озеро, чтобы они погрелись на солнышке и покупались.

Конечно, во всем необходимо соблюдать осторожность: не перегревать ребят на солнце и не переохлаждать их в воде. Но даже если вы находитесь на пляже не очень долго, ребенок может устать от пребывания там и утомить вас своими капризами. Для того чтобы не превратить посещение пляжа в пытку и для ребенка, и для взрослого, надо заранее подумать, чем вы можете занять малыша, чтобы, в зависимости от ситуации, отвлечь его от воды или, наоборот, привлечь к ней.

Об играх с водой, которую дети обычно очень любят, можно почитать в главе «Игры для родителей и детей» («Игры в ванной комнате»). Некоторые игры для пляжа можно позаимствовать там.

Если пляж песочный, можно использовать «Игры на улице», предложенные в той же главе. Кроме перечисленных там игр можно предложить ребенку, усадив его на песок, по очереди закапывать клад (любую игрушку или палочку). А если вы будете закапывать в песок ручки и ножки малыша, теплый песок поможет ему расслабиться и успокоиться, а, кроме того, это будет полезно для его тела, как массаж.

ИГРА «ТРОПИНКА-ДОРОЖКА-ГОРА»

Цель.        Развитие координации движений, развитие внимания, получение новых телесных ощущений, профилактика плоскостопия.

Содержание.  Взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и устраивает для этого: 

1) тропинку — выкладывает камушками извилистую тропинку 20—30 см шириной;

2) дорожку — ограничивает двумя рядами камушков ровную прямую полосу земли 50—60 см шириной;

  1. горку — насыпает горкой песок.

  Затем взрослый объясняет ребенку, где находится узкая тропинка, прямая широкая дорожка и высокая горка.

  По команде взрослого ребенок отправляется в путешествие. Если взрослый говорит: «Тропинка», — ребенок должен осторожно, двумя ножками (босыми) пройти по камушкам, не заходя за края обозначенной тропинки.

  После слова «дорожка» ребенок должен проползти на   четвереньках по дорожке, не вылезая за ее границы.

  По команде «горка» ребенок взбегает или вползает (в  зависимости от возраста, своих возможностей, высоты горки и материала, из которого она сделана) на горку.

ИГРА «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»

Цель.        Развитие координации движений, умения попадать в цель.

Содержание.   Взрослый сажает ребенка на песок и ставит на расстоянии 30-60 см от него (в зависимости от возраста и навыков ребенка) пластмассовое ведерко. Затем взрослый и ребенок по очереди бросают камушки, стараясь попасть в цель. Эта простая игра делает пребывание на пляже более безопасным как для ребенка, так и для окружающих. Взрослый предлагает ему образец приемлемого использования камушков, которые всегда притягивают внимание любого ребенка. Но если этот интерес не направляется взрослым, ребенок, как правило, просто набирает полную горсть камней и бросает их, не глядя вокруг.

ИГРА «КАТАЙ МЯЧ»

Цель.        Развитие координации движений, умения катать мяч в заданном направлении.

Содержание.        Взрослый обозначает двумя рядами камушков полоску 50—60 см шириной и длиной примерно один метр. С одной стороны полосы он садится сам, а с другой сажает ребенка. Взрослый и ребенок по очереди отталкивают от себя мяч, стараясь направить его движения к противоположной стороне полосы. Причем надо постараться, чтобы мяч не выкатился за обозначенные камушками пределы.

ИГРА «ДОСТАНЬ РАКУШКУ»

Цель.        Развитие внимания, координации движений.

Содержание.         Взрослый предлагает ребенку достать «клад» со дна моря. Для этого он находит очень красивый камень или большую ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камушек или ракушка опускаются на дно (глубина должна быть не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать, отыскав нужную ракушку среди других камней и ракушек. Если это занятие покажется родителям небезопасным, можно провести его, налив воды в большое ведерко или в детский бассейн и предварительно опустив туда несколько камушков, ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания «клада». Вода колеблется да еще способствует возникновению зрительной иллюзии близости предмета, поэтому взрослый на первых порах помогает ребенку достать камушек или ракушку. Эта простая игра поможет постепенно освоиться в воде тем малышам, которые боятся купаться. В этом случае родители постепенно могут увеличивать количество воды в детском бассейне или размещать «клад» с каждым разом на большей глубине, конечно, обязательно находясь рядом с малышом.

ИГРЫ В ОГОРОДЕ

Многие родители в летние месяцы любят отправлять своих малышей на отдых к бабушке и дедушке в деревню или на дачу. В связи с этим мам и пап волнует вопрос: как сделать отдых ребенка не только полезным для здоровья, но и эффективным в плане дальнейшего развития малыша? Ребенку необходимо непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, малыш хочет быть не только, а иногда даже и не столько учеником своих близких, сколько активным участником всех происходящих вокруг него событий. Поэтому в летнее время «заниматься» с малышом лучше на улице, в непринужденной обстановке, в процессе непосредственного общения.

Например, для того чтобы развивать мелкую моторику рук, взрослые могут предложить ребенку покормить кур или других птиц, раскрошив для этого специально приготовленный кусок хлеба или насыпая в кормушку крупу. Для того чтобы птицы не клевали созревшие плоды ягод, ребенок может вместе со взрослым нарезать яркие ленточки, сделать бантики из красивых фантиков от конфет (все это развивает мелкую моторику, а значит способствует развитию речи ребенка), а затем повесить самодельных «спасателей урожая» на кусты и деревья.

ИГРА «САМОДЕЛЬНЫЕ РАСКРАСКИ»

Цель.        Развитие моторики и координации движений.

Содержание.        Взрослый вместе с ребенком обводит на листе бумаги контур листа или плода какого-либо растения, рассказывает об этом растении, а затем закрашивает его. Можно обвести контур на земле или песке. В этом случае ребенок заштриховывает контуры палочкой, в то время как взрослый занимается своими делами.

ИГРА «ЧТО РАСТЕТ НА ОГОРОДЕ» (Модификация игры «Съедобное — несъедобное»)

Цель.        Развитие внимания.

Содержание.        1-й вариант. Взрослый бросает ребенку мяч и называет любое знакомое ребенку растение, овощ, фрукт. Если это растение (например, огурец, малина, укроп и т. д.) есть у бабушки на огороде, ребенок ловит мяч, если взрослый называет, например: «банан», «елка» и т. д., ребенок не ловит мяч. Эта игра вполне подходит для детей 2,5—3 лет.

2-й вариант. Взрослый берет в руки мяч и называет любое растение, которое растет на огороде, после этого бросает мяч ребенку, который должен продолжить игру, назвав следующее растение и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С  ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?  ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?...

Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми, чем занять их в детском саду и дома

Данный материал содержит краткую информацию по гиперактивности детей, игры, рекомендации педагогам и родителям по работе с ними....

"В какие игры играть с гиперактивным ребёнком?"

Подборка игр на выдержку, сдержанность, импульсивность....

Гиперактивность: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?

Гиперактивность: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?...

«Игры для непосед» ( Игры для «гиперактивных детей дошкольного возраста)

laquo;Игры для непосед»( Игры для «гиперактивных детей дошкольного возраста)...