Модифицированная программа "Познай себя"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Leonova Irina Alecsandrovna

Эта программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста. Программа осуществлялась во время кружковой деятельности с детьми по развитию психических процессов посредством дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_sebya_programma.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Рябинка»

ПРОГРАММА по развитию психических процессов посредством дидактической игры

«Познай себя»

Автор: Леонова И.А.

С. Сотниково

  1. г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………  3
  2. Содержание программы…………………………………………………6  
  3. Тематический план………………………………………………………14
  4. Прогнозируемый результат…………………………………………….18
  5. Список средств обучения………………………………………………..19
  6. Литература………………………………………………………………...20

Пояснительная записка

        Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных".

        Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве - игра, школьном - учение.

        Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п.

        Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.)

        Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваютс и представляют собой особые виды деятельности. Актуальность выбранной темы для дополнительного образования заключается в том, что проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально – психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия биологических и социальных условий развития. Если ребенок не научиться в детском саду приемам мыслительной деятельности, то в школе обычно переходит в разряд неуспевающих.

        В дидактических играх действующими лицами являются и воспитатель и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предлагаемого времени - большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры.

        Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой ребенок учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.

        Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия - только в этом случае дидактические игры будут полезны для развития ребенка.

Цель: Показать эффективность дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать у детей потребности в познании и самопознании;
  2. Развитие психических процессов: внимание, мышление, воображение, память, речь;
  3. Развитие коммуникативных навыков;
  4. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины;
  5. Содействие проявлению эмоционально – волевых качеств личности;
  6. Формирование правильной самооценки;
  7. Диагностика. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Объект: дети дошкольного возраста, подготовительной к школе группы "Солнышко".

Предмет: интеллектуальные способности дошкольников.

Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.

Мониторинг осуществляется:

- наблюдением

- диагностическими мероприятиями

Программа направлена на работу с детьми дошкольного возраста отстающими в своем развитии. Предназначена  для  детей 6-7 лет и задается целью эмоционально – познавательного развития личности ребенка. Занятия направлены на развитие у детей определенных интеллектуальных способностей и психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.

Каждое занятие занимает 30 мин., что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данного возраста. Занятия проводятся в составе  10 человек.
         Программа «Познай себя» направлена на развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, которые определяют  познавательные возможности: мышление, память, внимание,  воображение, речь.
   Программа  рассчитана на 16 недель, по 6 - 7 занятий в месяц.

Содержание программы

        Игра обладает большим  обучающим и коррекционное - развивающим потенциалом, активизирует ум и волю детей, сто позволяет эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого играющего ребенка.

        Программа "Познай себя" представляет собой комплекс специально  подобранных игр и заданий для детей подготовительной группы. Выстроенные в определенной последовательности, они обеспечивают комплексное развитие внимания, речи, мышления, воображения, внимания, повышают интерес не только к конечному результату работы, но и, особенно важно, к самому процессу познания.

        Данная программа является коррекционной, т.к. направлена на расширение познавательных интересов, активизацию пассивных детей, отстающих в своем развитии.

        Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

        Принципы отбора игр, таким образом, остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.

        Программа по развитию психических процессов посредством дидактических игр  "Познай себя" строится по следующим этапам:

  1. Развитие речи
  2. Развитие воображения
  3. Развитие памяти
  4. развитие мышления
  5. развитие внимания

Целью является: спроектировать систему дидактических игр, направленных на развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления детей старшего дошкольного возраста и внедрить её в практику.

1. Развитие речи

Использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития речи детей дошкольного возраста, а именно:

- содержательность и связность речи (диалога и монолога);

- развитие речевого творчества, выразительность речи;

- развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

- подготовка к обучению чтения.

Для реализации поставленных задач я подобрала приемлемые для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры и упражнения:
Работа была направлена на

  • воспитание звуковой культуры речи, подбирать пары рифмующихся слов («Продолжи словечко», «Пара слов», «Слоговые ряды»).
  • Пополнение, уточнение и активизацию словаря детей за счёт всех частей речи, введение в речь детей синонимов, слов и словосочетаний, относящихся к речевому этикету.
  • Развитие диалогической и монологической речи, умение детей участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к утверждению (чтение художественной литературы, пересказ, рассказ и т.д.).
  • Обучение детей пересказывать небольшие отрывки из художественных произведений, драматизировать их, сочинять концовки к сказкам.

        В подготовительной  группе работа ведется  на закрепление и совершенствование полученных знаний, большое внимание уделяется использованию вербальных и невербальных средств общения детьми и овладению графическими способами представления информации через развитие графических навыков, навыков пространственной ориентировки на листе бумаге.

2. Развитие воображения

        Использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития воображения  детей дошкольного возраста, а именно:

-  Развитие потребности познания окружающего мира, познавательной активности, любознательности.

- Развитие воображения и фантазии.

- Развитие качеств творческого мышления старших дошкольников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

 Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

2. Принцип открытости.

Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.

3. Принцип деятельности.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.

5. Принцип интеграции.

Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.

6. Принцип личностной ориентации.

Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.

Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм. Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

3. Развитие памяти

        Использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития памяти  детей дошкольного возраста, а именно:

- зрительная и слуховая память;

- непроизвольная и произвольная;

- кратковременную и долговременную.

        Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить называется непроизвольной памятью.

Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.

Произвольное запоминание – это специальное действие, конкретная задача которого запомнить на продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запоминания – это установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено.

Различают следующие процессы памяти:

  • запоминание,
  • узнавание,
  • воспроизведение,
  • забывание.

Таким образом, можно сказать, что память состоит из процессов запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания. Все эти процессы связаны между собой, формируются в деятельности и определяются ею.

4. Развитие мышления

Использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития мышления  детей дошкольного возраста, а именно:

-  Наглядно- действенное мышление;

-  Наглядно-образное мышление;

-  Логическое мышление,

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление основано на установление связей и отношений. А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием. Косвенное познание, свойственное мышлению, открывает путь для выявления скрытых свойств вещей, в том числе и таких, которые вообще не доступны человеческим органам чувств. б. Виды мышления:

1. Наглядно- действенное мышление

2. Наглядно-образное мышление

3. Логическое мышление


Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Приемы логического мышления:

         Анализ - выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы объекта по определенному признаку.
        
Синтез - соединение различных элементов в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматривается как процессы взаимодополняющие друг друга/
        
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта или группы объектов и абстрагироваться от других.
        
Классификация - разделение множество на группы по какому либо признаку, который называют «освоение классификацией».
        
Обобщение - оформление в словесной форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов.

        На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

        На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

        Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

        Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

        Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

  1. Развитие внимания

Использование дидактических игр и упражнений в определенной системе эффективно поможет реализовать главные направления развития внимания  детей дошкольного возраста, а именно:

- объем,

- устойчивость,

- переключение,

- интенсивность,

-  концентрация,

- распределение внимания.

         Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективнее в том случае, если: 

•в процессе обучения будут использоваться дидактические игры, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника, 

•обеспечивается  целенаправленный отбор этих дидактических игр,

•данные дидактические игры будут систематически включаться  в жизнь ребенка, в данном случае это дополнительное образование.

        Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

- возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует  устойчивый интерес к результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности, т.е.  исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая,  негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают  внимания, но даже и усиливают его;

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и  упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием  игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет  обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.

Тематическое планирование

Февраль

1 неделя  (коррекционно- развив. занятия)

1 занятие

2 занятие

Тема: 1.Игра «Чем похожи, чем отличаются?»

 2.Игра с геометрическими фигурами( Составь любой вид  транспорта ( лодка, автобус, паровоз, грузовик и т. д.)

3.Игра « Что изменилось?»

Цель:

 1.Развивать умение сравнивать предметы по величине и форме;

2.Развивать зрительную и слуховую память;

3.Упражнять в ориентировке на бумаге;

4.Упражнять в составлении целого по частям;

Тема: Игра «Что сначала, что потом?»

«Дорисуй  вторую половинку по клеточкам»

Игра «Повтори как я» (дети повторяют движения за взрослым)

 Игра «Назови, что лишнее?»

Цель:

 1Развивать воображение, логическое мышление;

2Развивать слуховую , зрительную и двигательную память

2 неделя

1 неделя

2 неделя

Тема: Игра «Чего не стало?»

Игра: "Опиши предмет"

Игра: "Задачки-шутки"

Цель:

 1.Развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки предметов, понимать суть задачи –шутки;

2.Развивать внимание, зрительную память;

3.Развивать доказательную речь, умение согласовывать существительные с прилагательными;

Тема: Игровое упражнение «Назови отличия»

.Игра «Вопрос-ответ»

Цель:

1.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

2.Развивать все виды памяти;

3 неделя

1 занятие

2 занятие

Тема: Игровое упражнение «Найди лишнюю»

  «Что изменилось?»

 «Составь картинку, и сравни"

Цель: 

1.Развивать зрительное и слуховое внимание. Учить находить отличие из общего множества.

2.Развивать память, умение сопоставлять, сравнивать.

Тема: Задачи-шутки:

 Игра «Чего не стало?»

 Игра «Волшебные фигуры

Игра "Не было чего?"

Цель:

1.Развивать память, внимание, умение анализировать, сравнивать.

2.Развивать воображение;

3.Развивать монологическую речь, умение составлять небольшой рассказ.

4. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном падеже

4 неделя

1 занятие

2 занятие

Тема: Игровое упражнение «Дорисуй и назови"

Игра: "Назови лишнее"

Цель:

1.Развивать логическое мышление, воображение;

2.Упражнять в выделении из общего частное и составлять из частей целое;

Тема: «Кого встретили в лесу?"

«Отгадай, что лишнее?»

Цель:

1.Развивать умение обобщать ,сравнивать предметы, делать простейшие умозаключения;

2.Развивать зрительное и слуховое внимание;

3.Учить фантазировать;

Март

1 неделя  (Коррекционно- развивающие занятия)

1 занятие

2 занятие

Тема:  «Отгадай, на чем можно путешествовать?»

  «Отгадай, кого встретили в лесу?» 

4. Игровое упражнение  «Повтори, что запомнил?»

Цель:

1.Закрепить знания о видах транспорта;

2. Закрепить знания о животных леса и их особенностях(место обитания, питание)

3. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Тема: «Догадайся, чье имя зашифровано»

Игра «Повтори, что запомнил?»

Цель:

  1. Развивать внимание и память;
  2. Упражнять в разгадывании закодированных слов;
  3. Развивать умение пользоваться приемами мнемо - техники для лучшего запоминания.

2 неделя

1 неделя

2 неделя

Тема: Игра «Назови лишнее»

 «Дорисуй фигуру»

Цель:

.1. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

2.Упражнять в выделении частного из общего, умение сравнивать и сопоставлять.

3.Развивать мелкую моторику.

Тема: "Разгадай зашифрованное слово»

"Назови слова"

"Чем похожи..."

Цель:

1.Развивать память, использовать приемы мнемотехники для запоминания;

2. Учить выполнять графический диктант, ориентироваться на бумаге;

3.Развивать мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

3 неделя

1 занятие

2 занятие

Тема: Игровое упражнение «Где спрятался зайчик?»

Игра «Кто лишний?»

Графический диктант

Цель:

1Закрепить знания о зимующих птицах;

2.Продолжать учить ориентировке на бумаге и схеме-карте

3.Упражнять в умении сравнивать, сопоставлять;

4.Развивать зрительную память, внимание;

Тема: Игра «Будь внимателен»

"Составь предложение по картинке"

Цель:

1.Развивать слуховое внимание;

2.Продолжать учить анализировать рисунок, сопоставляя, сравнивая его части;

3.Развивать память; речь.

4 неделя

1 занятие

2 занятие

Тема: Игра «Что изменилось?»

Игра "Опиши предмет"

Игра "По слову-предложение"

Цель:

1.Развивать творческое воображение, смекалку.

2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

3.Развивать монологическую речь, умение доказывать свой ответ, пользуясь правильно построенными предложениями;

Тема: Игра  «Запомни цепочку слов»

Игра «Назови, что лишнее?»

Игра "По картинке -рассказ"

Цель:

1.Развивать внимание, воображение;

2.Развивать мелкую моторику рук;

3. Развивать грамматически-правильную речь;

Апрель

1 неделя (методики на развитие логического мышления)

1 занятие

2 занятие

Тема: игра «верю, не верю»

Игра «назови одним словом»

Игра «Ассоциация»

Цель:

  1. Развивать логическое мышление
  2. Развивать умение обобщать, классифицировать

Тема: Игра «найди лишнее слово»

«Объедини животных»

Цель:

  1. Развивать память, внимание , мышление
  2. Развивать умение объединять по общему признаку

2 неделя (зан. на разв. памяти)

Тема: Игра «найди определение»

«Подбери по определению»

Цель:

  1. Развивать умение находить определения предметам
  2. Развивать мышления

Тема: «Путаница»

«Составь предложение»

Цель:

  1. Развивать логическое мышление, умение составлять предложения из данных слов
  2. Развивать поставленную речь

3 неделя

Тема: «Придумай…»

«пантомима»

Цель:

  1. Развивать умение выделять главную мысль, придумывать заглавие
  2. Развивать воображение, мышление
  3. Развивать логическое мышление с помощью мимики и жестов

Тема: «Смысловое соотнесение»

Цель:

  1. развивать логическое мышление с помощью практических заданий
  2. развивать умение соотносить с предметом

4 неделя

Тема: «Отрицание» (практика)

Цель: развивать умение логическое мыслить, умение выделить из группы одно

Тема: «обобщение, классификация » (практика)

Цель: развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по общему признаку

Май

1 неделя

Тема: задания к картинкам (практика)

(задания к картинкам  стр. 1)

Цель:

  1. развивать воображение, умение классифицировать
  2. развивать умение различать погоду по схемам

Тема: «Кузовок»

«Чье все это?»

«Домик» (стр. 1 игры на развитие речи)

Цель:

  1.  образовать уменьшительно-ласкательное наименования, соотносить действия с его названием
  2. Развивать мышление, речь, воображение
  3. Упражнять в определении рода слов - предметов

2 неделя  (Игры на разв. Звук. Культ. Речи.)

Тема: «Ловушка»

«Поймай слог»

Цель:

  1. Развитие умения слушать в слове определенный звук
  2. Развитие слухового внимания и его быстроты

Тема: «наоборот»

«закончи фразу»

Цель:

  1. Развивать умение подбирать антонимы
  2. Развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова «неприятели»
  3. Обогащать словарный запас

3 неделя

Тема: «распространи предложения»

«Если бы….»( Игры на развитие связной речи)

Цель:

  1. Развивать у детей умения строить данные предложения со словами – предметами, словами признаками, словами действиями.
  2. Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления, прогнозирования.

Тема: «на что похожи ладошки»

(Игры на разв. Воображения)

Цель:

  1.  Развивать воображение и мышление
  2. Умение обосновывать свой выбор
  3. Развивать речь

4 неделя

Тема: Диагностика воображения у детей

(Методики )

Цель:

  1. Определить степень развития воображения у детей

Тема: Тест на память (методики)

Цель:

  1. Изучить процесс произвольного запоминания у детей

Обработка полученных результатов

Предполагаемый результат

  1. Проявлять интерес к самопознанию;
  2. Проявлять интерес к новому и интересному;
  3. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, классификация, анализ, синтез…);
  4. Иметь представление об окружающем мире по темам: человек, транспорт, мебель, живая природа, мир зеленых растений, посуда и т. д.
  5. Уметь анализировать произведение, давать название, выделять главную мысль…
  6. Проявлять логическое мышление, наглядно – образное, наглядно – действенное;
  7. Пользоваться связной речью, строить предложения используя одно заданное слово, уметь делить слова на слоги, предложения на слова;
  8. Рассказывать выразительно с интонацией стишки;
  9. Уметь задавать вопросы с правильной интонацией;
  10. Уметь запоминать заданное условие по правилам;
  11. Уметь передавать свои чувства;
  12. Умение отвечать на вопросы на все темы;
  13. Профилактика школьной дезадаптации.

Список средств обучения

  1. Предметные и сюжетные картинки;
  2. Раздаточный материал с заданием;
  3. Книги с рассказами;
  4. Иллюстрации и  картинки;
  5. Комплекс дидактических игр и упражнений;
  6. Карандаши цветные, листы бумаги, карандаш простой;
  7. Буквы и цифры.

Литература

1.  Басов А.В., Тихомирова ЛФ Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Город, 2007.

2.  Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Инфра-М, 2001.

3.  Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Инфра-М, 2001.

4.  Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Наука, 2001.

5.  Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007.

6.  Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. // Дошкольное развитие.– 2008. – №4.

7.  Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004.

8. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
9. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
10. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.

11.  Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Наука, 2008.

12.  Логинова В.И. Развитие и развитие детей в детском саду. – СПб: Питер, 2005.

13. Т.Д. Марцинковская Детская психология. –М. Гардарики, 2000.