«Взаимодействия с семьями воспитанников»
учебно-методический материал на тему

Медведева Елена Николаевна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка»

Доклад. Из опыта работы.

Тема:

«Взаимодействия с семьями воспитанников»

Подготовила: Медведева Елена Николаевна

Должность: воспитатель

Место работы: МКДОУ д/с «Звёздочка»

Введение

1. История взаимодействия ДОУ с семьей……………………………………………………………………...3

2.  Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников…….5

3. Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников...............................................................................................

4. Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи

5.Современное взаимодействие воспитателя с родителями.

6.Заключение .............................................................................................................

7. Литература ..............................................................................................................

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский


1. История взаимодействия ДОУ с семьей.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как лично.

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически

грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.

2. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio — действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями

в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Одной из главных особенностей семейного воспитания в процессе развития детей в современном обществе является важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. На это взаимодействие имеет огромное влияние, прежде всего ряд факторов, прежде всего ожидание друг от друга ответной реакции. Констатируя те факты, что перспективные формы сотрудничества за последнее время имеют новообразования, которые предполагают активное участие родителей к педагогическому процессу в детском саду через интерактивное взаимодействие, интернет сообщества, сайты ДОУ.

Педагоги Е.П. Арнаутовой, В.М. Ивановой, В.П. Дубровой в своих работах подчеркивают и специфику педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Что позволяет воспитателю выступать в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником.

К причинам трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями, по мнению авторов, относятся:

- недопонимание родителями самоценности в период становления детской личности и значимость дошкольного детства;

- у большинства родителей отсутствия «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что именно они выступают социальными заказчиками;

- низкий уровень активности и участия в воспитательном процессе и в большинстве случаев нежелание повышать свой социально-психологической уровень культуры;

- недостаточная информированность воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка, а родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении. Педагоги зачастую относятся к родителям как к объектам воспитания, а не как к субъектам взаимодействия.

Детский сад только тогда удовлетворит в полной мере потребности семьи, когда он будет, является, прозрачной и открытой системой. К причинам трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями, по

мнению авторов, относятся:

- недопонимание родителями самоценности в период становления детской личности и значимость дошкольного детства;

- у большинства родителей отсутствия «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что именно они выступают социальными заказчиками;

- низкий уровень активности и участия в воспитательном процессе и в большинстве случаев нежелание повышать свой социально-психологической уровень культуры;

- недостаточная информированность воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка, а родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении. Педагоги зачастую относятся к родителям как к объектам воспитания, а не как к субъектам взаимодействия.

Детский сад только тогда удовлетворит в полной мере потребности семьи, когда он будет, является, прозрачной и открытой системой.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека. (Подробнее об этом — в последующих главах.)

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» — так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Взрослому сыну вряд ли понравятся прямые замечания матери по поводу некорректного поведения, но он чувствителен к невербальным средствам воздействия (строгий взгляд, непроницаемое выражение лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку, аналогию с литературным персонажем и т.д.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в народе,

«притирка» характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга «по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Приходится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично изжить, а что-то переделывать в себе… В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллектив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. Д.Б.Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир… Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному «окрашен» плач ребенка, которому от роду 2-3 месяца: он и, требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычущий. А как быстро малыш «приучает» родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, когда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздействия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце первого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей. Дети тонко ориентируются в «слабых местах» родителей и умело пользуются ими.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы

стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители

осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки — это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности воспитательной деятельности — залог счастливого детства ребенка.

Вот и получается, ребенок в семье — неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

3. Роль дошкольного учреждения в организации взаимодействия с семьями воспитанников

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные

учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения — освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве важнейшего показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня

учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень

близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное — ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и

взаимопонимание — и картина психологии доверия будет достаточно полной.

4. Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В настоящее время им охватываются не только семьи воспитанников дошкольного учреждения, но и все живущие в данном микрорайоне население.

Практикуются и такие формы повышения педагогической культуры родителей, в которых, кроме них, принимают участие дети, педагоги и сотрудники дошкольного учреждения – это совместные праздники, развлечения, спортивные мероприятия, спектакли, концерты, труд по благоустройству помещения дошкольного учреждения и прилегающих территорий и др. Ценность таких форм повышения педагогической культуры заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы, приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, не домашней среде, системе взаимоотношений. Наконец, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.

Однако не потеряли свое педагогическое значение и традиционные формы повышения педагогической культуры родителей: родительские собрания, семинары-практикумы, дни открытых дверей, консультации, родительские конференции и др.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор — друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Далее особое внимание следует уделить форме преподнесения, психолого-педагогической и иной специализированной формации (например, правовые основы воспитания, современна подходы к сбалансированному питанию детей). Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: предложить прочитать статьи, побеседовать, выявить опыт семейного воспитания по вопросам, вынесенным на коллективное или групповое обсуждение. В ходе предварительной работы определяется мера участия родителей в самом мероприятии (выступление с сообщением о своем опыте воспитания, оппонирование, членство секретариате, готовящем информацию о мероприятии, решения по обсуждаемым вопросам). Чем больше родителей будет привлечено к активному участию в обсуждении проблемы, тем результативнее оно пройдет.

В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразования родителей. Поэтому в библиотеке дошкольного учреждения следует иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны

разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т.д. Задача педагогов — пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.

Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

5.Современное взаимодействие воспитателя с родителями.
Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. Применение информационно - коммуникативных технологий в работе дошкольных учреждений находится на этапе становления. Это объясняется необходимостью изменения в системе дошкольного образования.

В своей деятельности человечество используя все больше новые информационно - коммуникационные технологии, это и привело к возникновению глобального мирового информационного пространства. Научный прогресс не стоит на месте сопровождается появлением новых универсальных технических средств с инновационными образовательными ресурсами. Это повлекло за собой изменение в системе российского образования и не могло не отразиться на сфере такой деятельности человека, как образование. Что меняет существующую организацию учебно-воспитательной деятельности, увеличивая ее возможности. Тем самым оказывая огромное влияние на качество мониторинга обучения и воспитания.

Таким образом, на современном этапе развития информатизации интерактивный метод можно рассматривать как одну их форм активных методов.

К методам их применения могут быть отнесены следующие интерактивные подходы:


  • «мозговой штурм»

  • дискуссия

  • ролевые, «деловые» игры

  • эвристическая беседа

  • метод проектов

  • кейс-метод

  • тренинги

  • сайтостроение

  • обсуждение видеофильмов и так далее.

Активное взаимодействие. При этом пользователи контролируют программу, то есть сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

Реактивное взаимодействие. Пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны.

Обоюдное
 взаимодействие. Это когда пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности.

Таким образом, за последние два десятка лет произошли стремительные изменения в использовании ИКТ, глобальное распространение их в различную сферу деятельность человека. И как следствие, в системе образования возникла необходимость разработки новой модели образовательного процесса, влияющей на создания активного использования ИКТ и осуществляющей свою деятельность по запросам современного общества.

Инновационные процессы в дошкольном образовании достигаются на основе вариативности различных форм предоставления услуг и соблюдения условий гибкости. При этом федеральный закон «Об образовании» гласит, что создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей доступность, полноту и своевременное обновление, а также достоверность информации является обязательным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования. А наиболее удачным решением данной проблемы является создание сайта дошкольного образовательного учреждения.

Для дошкольного учреждения собственный сайт в сети Интернет открывает возможность предоставления родителям необходимой информации, как о жизни детского сада, так и о группе, которую посещает их ребенок. Также родители могут узнать о режиме дня дошкольников и планируемых мероприятиях с ними. Такой режим интерактивного взаимодействия через виртуальное общение может быть с индивидуальной и конфиденциальной информацией. Современные технологии создания сайтов дают возможность разделения прав и полномочий пользователей. Например, родитель может обладать своим "ключом" для входа на такой сайт. Помимо этого сайт ДОУ становиться для родителей источником информации об образовательном, методическом или воспитательном процессах, обеспечивается вход на другие образовательные порталы через полезные ссылки.

Владение компьютерными технологиями помогают родителям в реальном режиме времени отслеживать успехи своих детей, получать оперативную информацию о проблемах, быть в курсе всех новых тенденций, направленных на устранение конкретных проблем во взаимодействии со сверстниками в группе и дистанционно участвовать в образовательном процессе. Такая оперативность между родителями и педагогами оказывает свое эффективное влияние на результат.
Такие виртуальные контакты между участниками образовательного процесса сплачивают коллектив взрослых и формируют неформальное общение между собой. Что в свою очередь способствует увеличению воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.

Но нельзя забывать и о трудностях при таком взаимодействии. Трудности возникают и из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ-программ для образовательной сферы. Что заставляет педагога практически опираться лишь на личный опыт и умение интуитивно искать пути эффективного применения таких технологий, и наиболее часто при этом будут использоваться интерактивные методы обучения.

Из всего вышеизложенного можно прийти к следующему выводу, что применение сайта в работе дошкольного учреждения является весомым элементом информационной политики современного образовательного учреждения и методическим инструментом решения некоторых образовательных задач, связанных с владением педагогами информационных навыков опытных пользователей сети Интернет, а также формирования культуры участников образовательного процесса.

Заключение

В результате можно сделать следующие выводы: Семья есть ни что иное, как первая школа воспитания подрастающего человека. В семье ребенок получает самые ценностные качества личности, такие как любовь, сопереживание, терпение, радость. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Семья определяет уровень и содержание социально значимой личности ребенка, его эмоционального развития. В условиях семейного воспитания складывается эмоционально-нравственный опыт ребёнка.

Перед педагогами стоит важная роль помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня семейные ценности и потенциальные возможности семьи интерпретируются в других ценностях и претерпевают серьезные трансформации. В мировом

педагогическом пространстве отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится упускать бесценное время общения с ребенком из-за занятости на рабочем месте, быстро меняющемся мире жизненных позиций, постоянной усталости от повседневной рутины, низкой компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Между тем, в научных трудах знаменитых педагогов неоднократно доказано, что только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания дошкольника происходит целостное восприятие мира, полноценное развитие личности на этапе его становления.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, дать им почувствовать необходимость воздействия целостной педагогической системы воспитания. На протяжении постоянно развивающейся педагогической науки, как и ранее, так и на современном этапе работа с семьей является сложной задачей. Поэтому педагоги постоянно вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И именно новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств и интерактивных методов общения приходят на помощь. Данные технологии позволяют повысить эффективность использования информационных ресурсов учреждения, активизировать их, и вместе с тем сэкономить время участников образовательного процесса.

Сегодня можно констатировать исключительно важную роль информационных технологий, которые играют в обеспечении

интерактивного взаимодействия между людьми не последнюю роль, а также очень актуальны в системах подготовки и распространения массовой информации через сайты в сети Интернет.

Литература

  1. Алексин, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Петрова, А.Е. Новые педагогические и информационный технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е.С. Алексин. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 386 c. ISBN 5-7695-0811-6.
  2. Антонова, Т.В., Волкова, Е.М., Мишина, Н.Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 42-51.

  1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. — М., 1957.

4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? — М., 1993.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

6. Богоявленская, Д.Б. Диагностика творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. - 2006. – серия 9. - С. 13-16.

7. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. — М., 1985.

8. Брусенцов, Н.П., Владимирова, Ю.С., РамильАльварес Х. Компьютеры и обучение [Текст] / Н.П. Брусенцов // Мир ПК. - 2009. - № 1.- С. 35-38

9. Васильева А.К. Структура семьи. — М., 1988.

10. Ветер Л. А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М., 1994.

 11. Васильева, И.Н., Осипова, Е.М., Петрова, Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий [Текст] / И.Н. Васильева // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. – С. 80-89.

12. Гриншкун, В.В. Применение информационных технологий в образовании [Текст] / В.В. Гриншкун // Вестник РУДН. – 2007. - № 4. – С. 17-24.

13. Детский сад и семья / Под ред. В.К.Котырло, С.А.Ладывир. — Киев, 1984.

14. ДжайноттХ.Дж. Родители и дети. — М., 1992.

15. Дружинин В.И. Психология семьи. — М., 1996.

16. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействий детского сада с семьей: Учебное пособие. — Минск, 1997.

17. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Н. Н. Двуличанская. – Электронные.дан. // Наука и образование: электронное научно-техническое издание.-2011. – Режим доступа: http://db.inforeg.ru/eni/artList.asp?id=0220611126&idfull=0421200025&j=35, свободный.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

20. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.

21. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988.

22. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М.,1980.

23. Симоновский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада с семьей. — Ярославль, 1991.

24. Токарева С.И. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. — М., 1989.


25. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи»

Хочу представить Вам свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в  рамках проекта «Родословная моей семьи».Это  условное название и оно отражает работу не только ...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников «Наша дружная семья»

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка со...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...