Кружок "Эколоша"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кучерова Наталья Александровна

Перспективный план работы кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_ekolosha.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

МБДОУ «Детский сад №5 «Березка»

Перспективный план работы кружка: «Эколоша»

(подготовительная группа 2013-2014 г.)

Воспитатель: Кучерова Н.А.

                                                                                       

г.Рыбное

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

В гостях у сентябринки.

Цель:

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей и фруктов, о месте их произрастания; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.

2 неделя

В гостях у сентябринки Планете Земля - наш общий дом.

Цель:

Уточнить представление Солнечной системе, рассказать об уникальности земли; дать представление о жизни в разных регионах Земли.

3 неделя

Что нас окружает?

Цель:

Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

4 неделя

Царица - водица. Лаборатория неживой природы.

Цель:

расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (род-ники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Золотая осень.

Цель:

провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

2 неделя

Солнце- источник тепла и света. Лаборатория неживой природы

Цель:

Дать детям представление о том, что солнце является источником света и тепла;

развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать;

воспитывать бережное отношение к природе

3 неделя

Подарки осени

Цель:

закрепить знания о явлениях осенней природы;

обратить внимание на красоту этого времени года;

воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу;

развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое

мышление.

4 неделя

Природная стихия - огонь

Цель:

углубить представление детей о роли огня в жизни человека;

закрепить знание правил пожарной безопасности;

формировать образные представления, нравственные понятия, уважительное отношение

к труду пожарных

развивать речь детей, воображение, наблюдательность

НОЯБРЬ

1 неделя

Зарождение земледелия

Цель:

заинтересовать детей созданием огорода, научить пользоваться обобщенным словом "овощи" и знать их виды, познакомить с правилами гигиены при работе с землей,

пробудить желание узнавать новое о природе

2 неделя

Подготовка диких

животных к зиме.

Цель:

дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах

изменений в их жизни осенью;

закрепить знание признаков живой и неживой природы

тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь

3 неделя

Беседа о лесе

Цель:

создать у детей представление о экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в

лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод;

научить отличать дикорастущие ягоды от садовых, сравнивать и описывать грибы, выполнять

правила поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к природе

4 неделя

Вечер развлечений "Воздух - невидимка".

Цель:

закрепить знание свойств воздуха и его роль в жизни человека, развлечь и эмоционально настроить детей.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

"У кого какой дом".

Цель:

дать детям представление об основных природных сообществах (лес, луг, водоем) как месте (доме) обитания растений и животных, научить понимать зависимость состояния растений и животных от условий внешней среды, выделять характерные признаки зимы, перечислять обитателей природных сообществ, прослеживать экологические связи в природе

2 неделя

Полет на луну.

Цель:

развивать логическое мышление, конструктивные способности, развивать интерес к

закрепить зание о Луне, расширять представление о космических телах, продолжать

театрализованной деятельности, а также память, внимание, творческое воображение,

воспитывать дружеские отношения

3 неделя

Эколоша в подземном

царстве.

Цель:

дать детям первоначальное представление о почве как компоненте природы, о

круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне;

способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию

любознательности;

активизировать и обогатить словарный запас детей

4 неделя

"Жалобная книга

природы .

Цель:

познакомить детей с основными правилами поведения на природе, дать представление об

особенностях роста и развития некоторых растений и животных.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Зима - красавица.

Цель:

Закрепить знание характерных признаков зимних явлений в природе, дать представление о ее охране зимой. Развивать логическое мышление, активизировать и обогатить словарный запас, развивать быстроту реакции

2 неделя

Беседа о гололеде.

Цель:

Дать представление о гололеде как явлении природы, рассказать, что гололед появляется, если после оттепели начинаются заморозки. Объяснить связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды, как бороться с гололедом. Научить правильно вести себя при гололеде

3 неделя

КВН "Мы- друзья природы!

Цель:

Воспитать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших

4 неделя

"Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко".

Цель:

Закрепить представление о содержании и знании труда взрослых. Воспитать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как результату деятельности многих людей.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Беседа о комнатных растений.

Цель:

Познакомить с комнатными растениями, научиться определять их по описанию, самим рассказывать о них. Пользуясь схемой, познакомить с правилами ухода за растениями

2 неделя

Родной край

Цель:

Выявить знание детей о растительном и животном мире родного края, дать сведения о возвышенностях и реках и т.д.; познакомить с природными достопримечательностями, развивать интерес к изучению родного края; воспитать чувство гордости за родную природу родного края

3 неделя

В гости в подледное царство.

Цель:

Назвать некоторых обитателей водоема (реки). Дать представление о жизни водоема зимой, разъяснить причинно-следственные связи, научить разгадывать кроссворд, выкладывать правильную последовательность рыбы из икры, осознать необходимость выполнения правил поведения на водоеме

4 неделя

В гостях у солнышка

Цель:

Дать понятие о солнечной системе, планетах, входящих в нее, о солнце как об источнике жизни на земле; вызвать желание защищать и оберегать все живущее на нашей планете; воспитать чувство любви, доброты по отношения к окружающему миру.

МАРТ

1 неделя

Значение животных в жизни человека.

Цель:

Рассказать о значении животных в жизни человека, их роли в обеспечении жизнедеятельности человека. Учить размышлять, сознавать необходимость защиты животных

2 неделя

Взаимосвязь в природе.

Цель:

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять цепочки, обосновывать их. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

3 неделя

Викторина о лесе.

Цель:

Расширить знание детей о лесе и их обитателях; воспитывать экологическую культуру

детей; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и

давать полный содержательный ответ на них

4 неделя

Космос, звезды,

вселенная.

Цель:

Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах

АПРЕЛЬ

1 неделя

Экскурсия в пироду "Весна - красна".

Цель:

Познакомить детей с весенними изменениями в природе и научить определять деревья по описанию, перечислять перелетных птиц, определять их по внешнему виду, тренировать в устной речи, употребляя новые слова, обогащать их словами (почки, перелетные, птенцы, оживление, верба, признаки, скворечник, чудодейственная).

2 неделя

Птицы нашего края

Цель:

Развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое

представление о птицах, о дятле; расширить знание детей об особенностях внешнего

вопросы; активировать внимание и память.

вида, повадках птицы; обогащение словарного запаса; учить детей давать ответы на вопросы; активировать внимание память

3 неделя

К первоцветам в гости

Цель:

Дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить

связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь ( мать-и-мачеха,

ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы).

4 неделя

Почему исчезают

животные.

Цель:

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины

вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять

животных и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты,

истреблять, браконьеры, черный аист, морские коровы, редчайшие). Внушить сочувствие к

живой природе, научить сопереживаниям

МАЙ

1 неделя

В гостях у пчелки

Цель:

Дать представление о том, как пчелы приспособились к окружающей среде (делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом. Живут большими семьями); о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют. Познакомить с продуктами пчеловодства ( мед, воск), их ценными свойствами. Активизировать и обогатить словарь детей (рабочие пчелы, шестиугольники, нектар, пыльца, соты, улей, воск, яд, жало, хоботок). Развить любознательное отношение к природе.

2 неделя

Солнечные лучики

Цель:

Дать детям понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека

3 неделя

Беседа о лягушках.

Цель:

Дать детям представление, как живут лягушки в природе (обитатели сырых мест, передвигаются по суше, хорошо плавают в воде, развиваются из икры), об особенностях их внешнего вида, питании. Обогащать словарь (головастики, перепонки, лягушачья икра, маскировочная окраска, жабры). Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к лягушкам.

4 неделя

Облака.

Цель:

Формировать у детей умение видеть красоту неба; учить делать открытия рассуждая;

развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать; задание на эмпатию

(превратились в облака); через игру "человечки" рассказать о куговороте воды в природе;

с помощью изобразительных средств развивать фантазию; дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

В МБДОУ «Детский сад № 5 «Березка» работает кружок «Эколоша».

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Весна — время прилета птиц. Педагог знакомит детей с весенними изменениями в жизни животных, дети наблюдают за птицами на прогулке, слушают познавательные рассказы о природе. Свои впечатления они выражают  на занятиях по изобразительной деятельности. Вырезая бумажных птиц симметричным способом, они учатся передавать несложные движения летящих птиц; размещая их в пространстве. Продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: дети лепят свистульки, создают в рисовании образы фантазийных коней и птиц по мотивам Городецкой росписи. На занятии по конструированию находят очертания птиц в причудливых ветках, корнях, сучках и другом природном материале, используя знакомые приемы построения образов — комбинирование, достраивание, убирание лишнего.

На занятиях по развитию речи воспитатель побуждает детей высказывать свое мнение, рассуждать, формулировать мысль в виде короткого текста, подбирать слова, близкие по смыслу, образовывать однокоренные прилагательные. Используя знакомые и новые слова, дети смогут составлять из них короткие предложения.

Слушая произведение Юрия Казакова «Жадный Чик и кот Васька», они учатся понимать нравственный смысл поступков героев, прогнозировать последующие события при введении новых условий (что было бы, если бы...).

На занятии по познанию окружающего мира дети получают  некоторые представления о том, как происходят разные звуки, будут экспериментировать сами, создавая необычные «музыкальные инструменты».

Педагог закрепляет знание детьми последовательности чисел второго десятка, учит их определять число больше на 1 и меньше на 1 названного; решать взаимообратные задачи, рассуждать, доказывать правильность ответа. Продолжится обучение измерению количества жидкости с помощью условной мерки.

День недели

Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

1 день

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

  1. Природа. «Перелетные и зимующие птицы»
  2. Аппликация. «Пусть летят они, летят...»
  3. Физкультура N° 26.1. Разучивание техники челночного бега 5x10 м. Закрепление умения выполнять прыжок в длину с разбега. Развитие выносливости (бег в медленном темпе до 3 мин)

Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

1рогулка

Наблюдения в природе

Подвижная игра «Кого назвали, тот ловит мяч»

Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение по выбору педагога или желанию детей

Вечер

Игры по инициативе детей

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

  1. Развитие речи и начала грамоты. «Каждая птица свое гнездо защищает»
  2. Конструирование из природного материала. «Птицы прилетели»
  3. Музыка № 26.1. Слушание музыки: М. Глинка, «Жаворонок», голоса певчих птиц. Игра на детских музыкальных инструментах: «Травушка- муравушка» рус. нар. песня, «Словацкая полька» (муз. нар.), Н. А. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыкальное движение: танец «Словацкая полька» (муз. нар.)

Прогулка

Наблюдения в природе Подвижная игра «Посадка картофеля» Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение по выбору педагога или желанию детей

Вечер

Игры по инициативе детей

Утро

Разные виды детских игр

Занятия

  1. Математика № 26
  2. Познание окружающего мира. «Такие разные звуки»
  3. Лепка. «Игрушки-свистульки»

Прогулка

Наблюдения в природе Двигательная прогулка: совершенствование умения бегать по пересеченной местности с преодолением различных препятствий. Совершенствование броска и ловли мяча в парах. Развитие силы посредством подвижной игры («Перетягивание каната», «Бой петухов» и др.) Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение 1-й части произведения Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька»

Вечер

Игры по инициативе детей

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

  1. Развитие речи и начала грамоты. «Слово не воробей»
  2. Художественная литература. «Жадный Чик и кот Васька (Ю. Казаков)»
  3. Музыка № 26.2. Слушание музыки: Слушание первой половины музыкальной игры- драматизации «Кошкин дом», муз. В. Золотарева, сл. С. Маршака. Пение: заклички «Ой, кулики, жаворонушки», «Жаворонушки, прилетите-ка»; «Здравствуй, Веснушка-Весна», муз. и сл. Е. Гомоновой, рус. нар. песня «У меня ль во садочке». Музыкальное движение: игра с пением «У меня ль во садочке», игра с пением «Скворушки», муз./ А. Филиппенко, сл. Ш Макшянпевой'

Временные отрезки дня

Содержание образовательной работы

Прогулка

Наблюдения в природе

Подвижная игра «Кого назвали, тот ловит

мяч»

Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Вечер

Игры по инициативе детей

Утро

Игры по инициативе детей

Занятия

  1. Рисование. «Кони-птицы»
  2. Свободное занятие
  3. Физкультура № 26.2. Разучивание техники броска мяча через сетку. Закрепление техники челночного бега 5x10м. Развитие гибкости (комплекс специальных упражнений для увеличения подвижности в лучезапястных, коленных, голеностопных суставах — вращения, растягивания и т. д.)

Прогулка

Наблюдения в природе Подвижная игра «Не попадись» Игры по инициативе детей

После обеда

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Вечер

Игры по инициативе детей

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет воспитатель.)

Наблюдения на прогулке. Воспитатель читает детям стихотворение «Март» А. Струк[1]:

Посвистывает юркая синица, Раскачивает кустики: — фюи!

И на припеке снежный наст дымится,

 И робко пробиваются ручьи...

Опять на вербе серебрятся почки,

 Сосна на землю сыплет семена, Позванивают капли как звоночки —

 Уже явилась ранняя весна.

И малыши кораблики пускают По лужам. Первые кричат грачи И веточки весь день таскают С заброшенной пожарной каланчи.

В течение недели во время прогулок дети с помощью воспитателя ищут признаки природных явлений, которые описываются в стихотворении. В северных регионах воспитатель с детьми обсуждает, почему весна в их краях еще не наступила, обсуждает, когда и за какими природными явлениями можно будет наблюдать в данном регионе. В северных регионах дошкольники продолжают исследовать снег и лед, наблюдать за метелями, вьюгами, исследовать силу ветра с помощью флюгера.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что солнце стало подниматься выше, ярче светить. Дети исследуют почки разных деревьев, кустарников, нюхают их. Воспитатель предлагает «послушать весну» — прислушаться к звукам на участке детского сада и выделить среди них весенние (звуки капели, голоса птиц).

Воспитатель читает детям фрагмент стихотворения В. Ланцетти «Весна и ручей» и спрашивает, о чем в нем говорится.

Я под снегом долго спал,

От молчания устал.

Я проснулся и помчался

И с весною повстречался.

Дети находят на участке самый длинный и самый короткий, самый мелкий и самый глубокий ручейки, пускают в них кораблики, прослеживают путь кораблика из ручейка в лужу.

Дети определяют, увеличилось ли количество луж на участке, наблюдают за таянием снега в луже, за тем, как вода по утрам покрывается корочкой льда, а затем тает под лучами солнца. Находят самую большую и самую маленькую лужу, самую глубокую и самую мелкую.

Дети ищут семена сосны на снегу, рассматривают их через лупу, кладут на ладошку и дуют на них. Воспитатель рассказывает, что сосновые шишки дерева раскрываются весной. Семена высыпаются, их подхватывает ветер и разносит на большие расстояния.

Воспитатель организует наблюдения за птицами, в том числе за прилетающими к кормушкам. Дети выясняют, появились ли на территории детского сада или в ближайшем лесу, парке новые виды птиц; остаются ли еще здесь синицы, снегири или они уже улетели в лес? Если новые птицы появились, воспитатель обсуждает, почему они прилетели именно сейчас. (Появился корм, например, стало тепло, снег растаял, и птицы могут найти в земле дождевых червей.) Точно так же обсуждается вопрос о том, почему весной снегири и синицы улетают из города в лес. (Там появляется корм, наступает пора выводить птенцов.) Педагог предлагает детям найти на территории детского сада как можно больше пищи для разных птиц. Если на территории Детского сада есть скворечники, дети их рассматривают, наблюдают, не поселился ли в них кто-нибудь. Если скворечников нет, воспитатель обсуждает с детьми, нужны ли скворечники, когда, как и кто сможет их сделать, где лучше всего развесить птичьи домики.

Наблюдения в уголке природы (зимнем саду, экологической комнате). Воспитатель организует наблюдения за декоративными птицами, напоминает им, что птицы — это животные, дети вспоминают отличительные признаки птиц. (Тело покрыто перьями, большинство птиц летает, есть клюв.) Дети ухаживают за птицами, рассматривают их, наблюдают за их поведением. Дошкольники высказывают свою точку зрения о том, почему в уголке природы птицы могут жить круглый год. (Здесь для них созданы все условия — есть пища, дом, тепло.) Смогли бы эти птицы жить круглый год на территории детского сада? Воспитатель обсуждает с детьми, почему обитатели уголка природы не могут жить на улице, в ближайшем лесу и т. п.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Личный опыт старших дошкольников богат представлениями о жизни разных животных. В детском саду он расширяется и обогащается. Но это только знания. Еще необходимо помочь выразить свое отношение к природе, к живому существу.

Дети, особенно девочки, часто берут на себя роли зверушек (белочек, зайчиков, лисичек и пр.). С раннего детства подобные «превращения» присутствуют в детской жизни. В таких играх старшие дошкольники разыгрывают отношения между членами «звериной семьи», проецируя в них человеческие отношения. Дети могут строить из крупных модулей «норы», «берлоги» и прочие дома зверей. Игровые действия, как правило, ограничены. Игра проводится в речевом плане.

Эту тематику можно использовать для кукольного театра, театрализованного представления, игры-драматизации, режиссерских игр. Для последних необходимы наборы мелких игрушек (готовые игрушки животных или вылепленные из пластилина, глины и пр.), с которыми ребенок разыгрывает собственные сюжеты, уединяясь в укромном уголке.

Одним из видов деятельности взрослого и детей является словотворчество. Вот какие экологические сказки у нас получились.

Экологическая сказка «Осень»

Жила-была красавица Осень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад. Но все печальнее становилась Осень. Знала она, что : скоро придет сестра ее —Зима, покроет все снегом, скует реки 1ьдом, ударит крепким морозом. Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и гам спать до весны. Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.

Сказка «Зачем зимой снег»

Сценарий:

Автор. Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило — ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал:

Заяц. Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!

Автор. Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил-забормотал:

Тетерев. Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц. Ой, кто это?

Тетерев. Не бойся, это я — тетерев-черныш-шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?

Заяц. Кого-кого? (Тряхнул ушами косой.) Да снег! Куда ни побегу — следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или — тьфу, чтобы не сглазить! — волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег — это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы — кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.

Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная!

Тетерев. Очень даже полезная (взъерошился).

Заяц. Нет, вредная!

Тетерев. Полезная!

Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай, а на что?

3 а я ц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.

Автор. Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь — Мышка.

Тетерев. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снеж-

ное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!

Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

Автор. И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом.

Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них — запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь — опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки.

Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна-красна пришла. Ручьи зажурчали.

Птицы (поют). Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод.

Пшеница (шепнет). Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-пре- густые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!

Автор. Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался — ничего не поделаешь — проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост — культяпка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

ПРИРОДА

 «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи. Продолжать знакомить детей с признаками весны, весенними изменениями в жизни животных, воспитывать бережное, эмоциональное отношение к птицам, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Материалы, инструменты и оборудование. Фотографии, рисунки с изображением перелетных (стриж, ласточка, грач, скворец, аист, серая цапля, журавль, тундровый лебедь, — перечень видов зависит от природных особенностей региона) и зимующих (снегирь, синица, ворона, дятел, воробей и т. п.) птиц; пища разных птиц: дождевые черви, гусеницы, жуки (бумажные), сухие ягоды рябины, боярышника, калины, еловые, сосновые, кедровые шишки, семена клена, ясеня, липы и т. п.; фланелеграф, весенний пейзаж, репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; аудиозапись весенних звуков и птичьих песен; небольшой скворечник или его изображение, макет; глобус или физическая карта мира.

Содержание занятия. Звучит аудиозапись весенних звуков, в том числе и пения птиц. В помещении стоят столики и детские стульчики. На одном столике на тарелочках лежат сухие ягоды рябины, боярышника, еловые, сосновые шишки, семена клена, ясеня, кусочки сала, крошки хлеба, на другом — бумажные изображения жуков и других насекомых, дождевых червей, мух. Дети берут в руки рисунки с изображением птиц и становятся вокруг воспитателя. Воспитатель загадывает загадки о птицах: сначала перелетных, затем — зимующих. Дети их отгадывают. Ниже даны примеры загадок.

  •  Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка.)
  •  Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)
  •  Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

  •  Вертунья, белобока, а зовут ее... (Сорока.)

Далее дети, у кого есть изображения перелетных птиц, садятся за стол, на котором лежат рисунки насекомых, пауков. Дети с рисунками зимующих птиц располагаются за столиком, на котором разложены растительный корм, сало.

После этого воспитатель просит каждого ребенка назвать «свою» птицу и предлагает подумать, чем отличаются птицы двух групп. Кого из этих птиц они видели на территории детского сада, в городе зимой? Что делают эти птицы зимой? А как называется птица, которая зимой даже выводит птенцов? (Если дети занимались по данной методике в прошлом году, они вспоминают о клесте.) Почему зимой мы не видели ласточек, скворцов, жаворонков, грачей? Кто из ребят наблюдал, как птицы улетали осенью? Почему они это делали? (Дети вспоминают материал занятий прошлого года.)

Дети рассматривают лежащий на тарелочках корм и определяют, едят ли его птицы, которых они изображают. Воспитатель спрашивает, можно ли найти зимой шишки, сухие семена клена и другую растительную пищу. Да, такая пища есть даже на участке детского сада, в городе. Поэтому птицы, которым нужна такая еда, могут оставаться в городе и зимой. Воспитатель напоминает, что среди птиц есть такие, которые остаются с нами зимовать. Они находят корм и зимой, например, свиристели, снегири едят ягоды боярышника, рябины, разные семена. Какие птицы едят сало? Крошки хлеба? Семена подсолнуха? Где они их берут? (Птицам помогают люди, которые кладут корм на кормушки.) А вот многие птицы, которы питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, зимовать с нами не могут — им здесь не только холодно, но и голодно. Поэтому они улетают очень далеко на юг, туда, где тепло, и есть еда. Весной возвращаются обратно. Воспитатель предлагает детям вспомнить признаки весны, которые они наблюдали на прогулках, и высказать свое мнение: могут ли уже прилетать перелетные птицы? (Дети перечисляют признаки весны. Для того чтобы им было легче это сделать, воспитатель выставляет на фланелеграфе весенний пейзаж.)

Воспитатель рассказывает о некоторых перелетных птицах, иллюстрируя рассказ фотографиями или рисунками (в средней полосе это может быть скворец, аист, в тундре — гусь, полярная крачка, лебедь, в южных районах — жаворонок). Ниже приводятся примеры описаний некоторых перелетных птиц.

  •  Грач любит селиться рядом с людьми. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели».) По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна? Грачи живут большими группами и весной возвращаются в свои старые дома-гнезда, если нужно, достраивают их.
  •  Жаворонка называют спутником весны. Жаворонки появляются в небе, когда на полях становятся заметными первые проталины.

Дом жаворонков — степи. Но на месте степей теперь раскинулись поля, поэтому жаворонок чаще всего живет на полях. Эти птицы поют песенку — «чирр», причем делают это только в полете. Гнезда строят на земле. Они никогда не ловят насекомых на лету, а всегда ищут их на земле. Цвет перьев жаворонка таков, что заметить его среди травы очень сложно.

  •  Аисты прилетают весной из Африки. Они строят весной гнезда на высоких деревьях, на столбах даже рядом с домами людей. (Считается, что аисты приносят в дом счастье.) У этих птиц очень большие гнезда, которые они каждый год достраивают. Весной аисты очень красиво танцуют. Своих птенцов сначала кормят дождевыми червями. Птенцы пищат и «мяукают», словно котята. Едят аисты мелкую рыбу, жуков, кузнечиков. Когда бывает жарко, папа и мама аисты приносят своим птенцам в клювах воду.
  • Воспитатель показывает детям скворечник или его изображение и спрашивает, для каких птиц люди развешивают эти домики весной, и рассказывает про скворцов. Весной у этих птиц желтые клювы, а черные перья с редкими беловатыми крапинками переливаются на солнце радужными цветами. Скворцы отлично подражают голо- * сам разных птиц. За это их прозвали пересмешниками. Они могут свистеть как иволга и кудахтать, словно курица, даже квакать как лягушка. В лесах скворцы селятся в норах, в дуплах, в больших трещинах стволов. Они едят дождевых червей, слизней, гусениц, жуков, а иногда и ягоды, зернышки.
  • В последнее время некоторые скворцы остаются зимовать с человеком
  • Педагог рассказывает, что обычно птицы летают статями, и у них есть вожак. Летят они очень высоко и всегда правильно находят путь. В пути они тратят много сил, а пищу могут найти не всегда. Поэтому перед полетом птицы накапливают жир и меняют старые перья на новые. В пути птицы останавливаются на ночевки и опускаются на землю — на скалы, берега водоемов, чтобы восстановить силы. Водоплавающие птицы иногда садятся на воду. Много бед подстерегает перелетных птиц в пути: различные хищники, охотники, голод.
  • Педагог обсуждает с детьми, как люди узнают, откуда и куда перелетают птицы. Рассказывает, что есть ученые, которые изучают их полеты. Для этого к лапке птицы прикрепляют кольцо с номером или яркие кусочки пластика (чтобы не ловить птиц). Иногда на лапке закрепляют специальные приборы, которые передают сигналы на спутник. Тогда за птицами следят почти так же, как за летящими самолетами. Так ученые узнали, что подмосковные грачи возвращаются к нам из Франции. В северные районы прилетают утки из Индии и Африки. В восточные регионы страны возвращаются птиц из Южной Азии. Воспитатель показывает детям на глобусе или на карте мира Африку, Южную Азию — именно здесь зимуют многие перелетные птицы. Вместе с воспитателем дети находят свой город, поселок и прослеживают путь, который преодолевают птицы, чтобы прилететь к нам весной.
  • Воспитатель спрашивает, как дети помогали птицам зимой. (Развешивали кормушки, подкармливали.) Нужны ли теперь кормушки? Как можно помочь птицам в это время года? Сделать скворечники, не шуметь в местах, где птицы вьют гнезда.
  • В заключение воспитатель рассказывает, что люди всегда ждали с нетерпением весенний прилет птиц и даже посвящали ему праздники. К одному из них, например, специально пекли из теста жаворонков. В наше время мы отмечаем День птиц 22 марта.
  • После занятия. Вместе с воспитателем дети могут слепить жаворонков ко Дню птиц. В группе или на прогулке воспитатель организует игру. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу. Если это перелетная птица, дети машут крыльями, если зимующая — остаются на месте.

АППЛИКАЦИЯ коллективная

«Пусть летят они, летят» 

        (мобили)

Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из бумажных птиц, вырезанных симметричным способом. Познакомить с вариантом интерьерной композиции мобилем. Совершенствовать технику аппликации (свободно сочетать вырезание по нарисованному контуру с другими аппликативными способами). Продолжать учить передавать несложные движения летящих птиц, изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоог- ношения между объектами. Поощрять желание детей передавать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

Предварительная работа. Беседа о перелетных птицах и способах ор-        

ганизации птиц во время перелета (стая, клин, косяк) на предыдущем        

занятии по ознакомлению с природой. Рассматривание иллюстраций        

и фотографий в детских познавательных книжках и энциклопедиях.        

Материалы, инструменты, оборудование. Для изготовления птиц:        

листы бумаги машинописного формата (А4) серого, белого, синего        

и коричневого цвета, простые карандаши для прорисовки контура,        

цветные карандаши или фломастеры для оформления силуэтов птиц;        

ножницы. Для изготовления мобилей: тонкие палочки или трубоч-        

ки, прочные нитки. Стилизованное изображение птиц (гусей, уток,        

лебедей, ласточек и пр.).

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям силуэты раз-        

ных птиц (лебедя, гуся, утки, журавля, ласточки), подготовленные        

заранее, и предлагает угадать, кто это. Дети вспоминают, что птицы собираются в стаю, клин или косяк и летят все вместе: впереди вожак — он рассекает воздух сильными крыльями, чтобы остальным было легче, за ним выстраиваются взрослые сильные птицы, а потом пристраиваются молодые и более слабые. Педагого рисует на доске три конфигурации — стая, клин, косяк.

Педагог предлагает детям составить коллективные композиции «Птичьи стаи» — вырезать фигурки птиц из бумаги и объединить в стаю.

Показывает мобиль — интерьерную конструкцию с легкими подвижными деталями (см. рисунок) и сообщает, что сейчас дети тоже смастерят свои мобили, чтобы оформить группу и музыкальный зал. Просит детей подумать, каким способом можно смастерить летящих птиц, чтобы у них поднимались и опускались крылья. После обсуждения вариантов, предложенных детьми, показывает и поясняет рациональный способ:

  •  складываем лист бумаги вдоль пополам, сгиб — это линия груди и живота, а края — это крылья;
  •  рисуем птицу так, будто мы смотрим на нее сбоку — клюв, голова, шея, крыло, туловище, хвост (воспитатель рисует и комментирует);
  •  вырезаем птицу по нарисованному контуру; проверяем, как она машет крыльями;

 оформляем крылья и хвост: надрезаем или надрываем пальчиками, чтобы было похоже на перышки; глаза и клюв можно дорисовать или приклеить.

Затем воспитатель советует детям распределиться на группы по 5-6 человек, чтобы составить стаи или косяки разных птиц — ласто¬чек, стрижей, гусей, уток, журавлей и т. д. Показывает стилизованные силуэты. Дети делятся на группы по 5-6 человек, договариваются между собой и обсуждают замыслы. Вспоминают, что птицы бывают белые, серые, коричневые, черные, сизые и пестрые. Каждая группа выбирает подходящий цвет бумаги и приступает к выполнению за¬дания.

Внимание! Контурные рисунки нужно создавать таким образом, чтобы птицы в стае летели в одном направлении.

Воспитатель раскладывает конструкции для мобилей (см. рисунок) и раздает разным группам детей, в зависимости от количества изго¬товленных ими птиц и способа их объединения (стая, косяк, клин). Дети привязывают к бумажным силуэтам птиц прочные нитки (ды¬рочки прокалывают зубочистками или острием простого карандаша) и прикрепляют на композиционную основу. Педагог напоминает, что птицы в каждой стае должны лететь в одну сторону и не мешать друг другу махать крыльями.

После занятия. Дети завершают оформление мобилей и размещают их при помощи взрослых в интерьере детского сада. Подписывают свои композиции: ПТИЦЫ ЛЕТЯТ.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 «Такие разные звуки»

Задачи. Познакомить детей со свойствами разных материалов, дать первоначальные представления о том, как получаются разные звуки. Учить вести себя внимательно и заботливо по отношению к другим людям.

Материал. Детские музыкальные инструменты — металлофон, трещотки, деревянные ложки, маракасы и др. Пустые картонные коробочки размером приблизительно 20x10 см (например, из-под лекарств), небольшое количество сухого гороха (фасоли, чечевицы) и риса. Картинки с изображениями гитары, скрипки или виолончели. Нитка и пуговица с 4 отверстиями; расческа, кусочек фольги. Металлические ложки (2 штуки), пластмассовая детская игрушечная посуда (ложка, тарелка и т. д.), металлическая кастрюля с крышкой, фарфоровая чашка, кусок ткани, подушка, пять стеклянных стаканов, в которых налито разное количество воды.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать сказку Виталия Бианки «Кто чем поет?»

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая ее, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Вот послушай, чем и как поют безголосые.

Лягушки на озере начали еще с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

«Ква-а-а-а-а!..» — одним духом пошел из них воздух.

Услыхал их Аист из деревни.

Обрадовался:

— Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.

Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».

И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!»

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бумм!»... — словно бык проревел.

«Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку! Точь-в-точь — барабанная дробь. <...>

А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полез петь на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит. <...>

«Эх, — думает долгоносый Бекас под кочкой, — надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся ... Эх! Была не была, — полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»

Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.

И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

А это Бекас.

Отгадай, чем он поет?

Хвостом!

Воспитатель вспоминает с детьми, как в рассказе описываются «песни безголосых» птиц и других животных, как по-разному они издавали эти звуки — аист стучал половинками клюва друг о друга, дятел стучал клювом о ствол дерева, шмель жужжал жесткими крылышками и т. д.

Обсуждает с детьми, на какие музыкальные инструменты это похоже — на трещотки и деревянные ложки, на барабан, бубен.

Педагог показывает детям музыкальные инструменты (металлофон, деревянные ложки, трещотки, бубен, маракасы и т. д.). Спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы получить звук на этих инструментах — например, ударить молоточком по металлическим пластинкам металлофона, потрясти маракасы так, чтобы мелкие частички внутри стали ударяться о стенки маракас и друг о друга и т. д. Подводит детей к выводу, что в этом случае звук получается тогда, когда разные предметы сталкиваются, ударяются.

Воспитатель показывает детям несколько пустых картонных коробочек, насыпает в одну из них сухой горох, в другую — рис и закрывает их. Спрашивает детей, что будет, если потрясти коробочки, какой звук будет звонче, громче, какой тише. На звук какого музыкального инструмента они похожи?

После этого педагог показывает детям небольшую расческу, через зубчики которой пропущена полоска фольги. Показывает детям, как можно «играть» на такой расческе (дует на нее), рассказывает, что именно так звучали перышки в хвосте у бекаса.

Затем педагог предлагает детям самим сделать еще один необычный музыкальный инструмент — наливает в четыре высоких стеклян-

ных стакана разное количество воды; вызывает четверых желающих и просит их по очереди ударять концом металлической ложки по своему стакану. Остальные дети сравнивают, какие звуки получаются: какие из них выше (звонче), а какие — ниже (глуше). Можно попробовать сыграть на стаканах какую-нибудь очень простую мелодию.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением гитары и скрипки (виолончели). Спрашивает детей, знают ли они что это

такое, что нужно сделать, чтобы эти музыкальные инструменты зазвучали (провести смычком или пальцами по струнам). Предлагает детям посмотреть, как может петь струна. Продевает в отверстия пуговицы нитку и связывает ее концы. Затем берет руками за концы нитки так, чтобы пуговица находилась посередине, сильно раскручивает пуговицу, а затем разводит и сводит      концы нитки — она начинает петь.

Воспитатель спрашивает детей, какие звуки им нравятся больше, громкие или тихие, любят ли они слушать громкую музыку. Всегда ли громкие звуки хороши, будет ли приятно человеку, если кто-то громко крикнет у него над ухом. Подводит детей к выводу, что громко разговаривать, кричать, слушать громкую музыку рядом с другими людьми нельзя — от этого может заболеть голова, испортится настроение и даже ухудшиться слух.

В конце занятия педагог читает детям стихотворение Александра Кушнера «Не шумите!» или дает им послушать песню, написанную Григорием Гладковым на эти стихи.

Воспитатель обсуждает с детьми, какие звуки издавали дети, почему это стихотворение называется «Не шумите!» (Все звуки были неприятными для слуха человека, создавали шум.)

После занятия. Педагог может предложить детям изобрести и сконструировать из подручного материала фантазийные музыкальные инструменты, пытаться составить из них оркестр.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ

«Слово не воробей»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое общение со сверстниками. Обогащать содержание общения. Побуждать рассуждать, аргументировать высказывания. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес к напечатанному слову.

Материал. Доска, мел, наборное полотно. Карточки со словами: ДОБРАЯ, УМНАЯ, ХИТРАЯ, СМЕЛАЯ, СИЛЬНАЯ, КРАСИВАЯ, ВЕСЁЛАЯ. Картинки с изображениями разных птиц — грача, вороны, синицы, дятла, кукушки, воробья.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям порассуждать, что значит пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»[2]. Выслушивает высказывания детей. Предлагает сравнить две пословицы: «Каждый кулик свое болото хвалит» и «На чужой сторонушке рад своей воронушке»[3]. Можно ли сказать, что эти пословицы об одном и том же? Спрашивает детей, кто думает, что «да»? Кто думает, что «нет»? Выслушивает рассуждения детей.

Педагог выкладывает на наборном полотне карточки со словами - ДОБРАЯ, УМНАЯ, ХИТРАЯ, СМЕЛАЯ, СИЛЬНАЯ, КРАСИВАЯ, ВЕСЁЛАЯ. Дети читают их хором и индивидуально.

Педагог вспоминает с детьми прочитанный недавно рассказ В.Бианки «Синичкин календарь», и зачитывает небольшой отрывок:

День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью мороз ударил.

Утром проснулась Зинька, глядит,— где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит— ледяная корка:

Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей, и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ.

Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.

Вот уж они ее хвалили, благодарили!

Педагог просит детей подобрать слова, которые подходят к описанию синички Зиньки в этом рассказе. Дети находят подходящие карточки со словами и объясняют свой выбор. Например, Зинька добрая, потому что она помогла куропаткам. Она умная, потому что придумала, как освободить куропаток. Она сильная, потому что смогла пробить клювом твердый наст и т. д.

Затем педагог загадывает детям загадку:

Высоко среди ветвей Трель выводит... (соловей)[4].

Воспитатель обсуждает с детьми, как они догадались, что в загадке говорится о соловье, что они знают об этой птице.

После этого дети разучивают скороговорку, читают ее хором, в умеренном темпе, не громко, 2 раза: «Грач с грачихой объелись гречихой»[5].

Далее воспитатель читает детям небылицу и обсуждает с ними, что в ней неправильно:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На заборе чепуха

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье .

Воспитатель выставляет на наборном полотне картинки с изображениями птиц. Пишет на доске слова — названия этих птиц: ВОРОНА, СИНИЦА, КУКУШКА, ДЯТЕЛ. Дети читают слова хором и индивидуально. Затем педагог просит их найти соответствующую картинку на наборном полотне и придумать к ней свою интересную и смешную небылицу

Затем организуется игра «Знатоки». Капитаны двух команд выбираются считалкой (автор — Г. Сапгир): «Голубь, гусь и галка — вот и вся считалка»[6].

Капитаны набирают себе команды. Для этого все дети разбиваются на пары по желанию. Договариваются, как они себя будут называть, при этом ставится условие, что это должны быть названия птиц. Например, один ребенок будет «сокол», а другой — «коршун». Каждая пара подходит к капитанам и вместе спрашивает: «Матки, матки, чьи заплатки, сокол или коршун?» Воспитатель берет себе в пару любого ребенка и с ним наглядно показывает ритуал выбора игроков. По выбору капитанов один ребенок идет в одну команду, другой — в другую. Команды придумывают себе названия и выполняют задания. Каждое задание выполняют обе команды.

  1.  Произнести разученную скороговорку про грача и грачиху.
  2.  Назвать пословицы, в которых упоминаются птицы.
  3.  Назвать двух домашних птиц.
  4.  Назвать птицу, которая не умеет летать.

В конце игры команды обмениваются рукопожатиями.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Жадный Чик и кот Васька»

(Сказка Ю. П. Казакова)

Задачи. Учить детей понимать нравственный смысл поступков героев произведения, его образное обобщение в пословицах.

Создавать условия для различных толкований детьми содержания произведения: прогнозирование последующих событий (продолжение рассказа) и изменения событий при введении новых существенных условий (что было бы, если бы...).

Предварительная работа. Педагог начинает читать детям текст накануне и читает до следующих слов ««Я сперва сам поем. Совсем немножко... А потом уж полечу!» — и принялся клевать».

Содержание занятия. Дети вспоминают содержание прочитанного накануне произведения, обсуждают, как живется воробьям зимой, какие им снятся сны. Педагог предлагает детям поразмышлять о том, что могло бы быть дальше, как поступил бы Чик. Дети высказывают свои предположения. После этого воспитатель читает рассказ до конца.

  • После чтения педагог обсуждает с детьми:
  • Почему Чик не рассказал друзьям про «лесную столовую»?
  • Как кот Васька поймал Чика? (Пересказ фрагмента текста.)
  •  А что было бы, если бы Чик сразу же рассказал друзьям о своей находке? Смог бы тогда Васька поймать Чика? (Выслушивает предположения детей.)
  •  Как вы думаете можно ли сказать о том, что случилось с Чиком словами таких пословиц:

«Худо тому, кто добра не делает никому»,

«Один за всех, все за одного».

Педагог вместе с детьми разбирает смысл каждой из этих пословиц и их применимость к содержанию произведения (из-за своей жадности Чик попал в лапы к кошке; когда один воробей находит что-то стоящее, он зовет всех остальных, а когда воробьи вместе, они обязательно замечают, что к одному из них подкрадывается кошка).

Экологические занятия

Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом»

 Цели: познакомить детей с понятием «юный эколог» (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активизировать и обогатить словарь.

Ход занятия:

  1. Вводная беседа о поступках героев из сказки «Лиса, заяц и петух». Вопрос детям: в каких еще сказках встречаются добрые и злые герои? Объяснение воспитателя, почему нужно делать добро друг другу, природе.
  2.  Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево». На большом листе воспитатель заранее рисует коричневой краской дерево (без листьев) и делает прорези, в которые будет вставлять зеленые листочки после того, как дети назовут, какой добрый поступок они сделали по отношению к дереву. Предварительно обговорить, что могло случиться с деревом, почему оно засохло.
  3.  Познакомить с термином «юный эколог».
  4.  Знакомство с правилами поведения в лесу (не жечь костров, не ломать деревья, не вырывать с корнем ягоды, грибы). Так поступают юные экологи.
  5.  Аппликация «Кормушка». На ватманском листе заранее нарисовать кормушку, детям раздать иллюстрации зимующих и кочующих птиц, которые они вырежут и наклеят на ватман, где уже нарисована кормушка.
  6.  Викторина для детей старшей группы «Птичка-сестричка»

Цели: познакомить детей с отличительными особенностями птиц —

зимующих и кочующих, обогатить их словарь, тренировать в отгадывании загадок о птицах.

К викторине готовится игрушка — ворона Каркуша, медальоны с ее изоображением — для награждения победителей. Участникам нужно выполнить задания Каркуши. Дети делятся на две команды.

  1. е задание. Назвать как можно больше птиц.
  2. е задание. Отгадать большее количество загадок о птицах.
  3. е задание. Узнать двух-трех птиц по голосам (грамзапись).
  4. е задание. К плоскостному изображению кормушки подобрать первой команде зимующих, а второй команде — кочующих птиц.
  5. е задание. Назвать, чем подкармливают птиц зимой.
  6. е задание. Угадать две-три птицы по описанию.
  7. е задание. Капитанам команд дорисовать птиц на мольбертах.

е задание. Командам демонстрируются два рисунка: мальчик стреляет из рогатки в птиц; ребенок уносит домой птенца. Каждая команда объясняет, почему так нельзя поступать.         9-е        задание.        Что перепутал художник? Командам предлагаются

рисунки птиц со специально нарисованными ошибками. Дети называют ошибки.

Подведение итогов и награждение победителей.

Занятие «Поможем природе»

Цели: научиться замечать весенние изменения в природе (тепло, ярко светит солнце), ухаживать за комнатными растениями и животными уголка природы, познакомить детей с понятием «экологический заповедник». Активизировать и обогатить их словарь, способствовать воспитанию любви к природе.

Ход занятия:

  1. Игровая мотивация: солнце заглянуло в группу. Почему оно так светит? Предложить детям рассказать о первых признаках весны.
  2.  Игровой момент. Приезжает доктор Айболит с чемоданчиком на машине скорой помощи. Дети показывают ему уголок природы. Обращают внимание на состояние растений (растения начали усиленно расти весной). По рекомендации Айболита дети поливают некоторые растения, называют их. Айболит подкармливает некоторые растения, объясняет значение подкормки. Потом Айболит спрашивает, как дети ухаживают за животными уголка природы. Рекомендует черепахе давать зелень овса, протирать панцирь, кожу шеи и ног подсолнечным маслом, тогда кожа не будет сильно сохнуть, будет блестящей.

При осмотре морской свинки и хомяка доктор Айболит обращает внимание на состояние шерсти (нет ли плешин), зубов и когтей, дарит грызунам ветки для стачивания зубов и зелень — витаминную подкормку. Рекомендует чаще обращаться к животным, ласково разговаривать с ними, гладить, брать на руки, называть по кличке.

Осматривая рыб, Айболит оценивает, ровная ли чешуя, не оттопырена ли, активна ли рыба. Дает рекомендацию долить воды.

  1. Загадка про скворца. Рассматривание скворечника. Воспитатель рассказывает о том, как взрослые люди помогают природе, объясняет, что такое природные и экологические заповедники, Красная книга, какие правила поведения на природе.
  2.  Дети по точкам дорисовывают какое-либо животное, нуждающееся в охране, и называют его.
  3.  Подведение итогов.


 

Занятие «Беседа о птицах»

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, утром я получила звуковое письмо от Знайки. Кто такой Знайка? (Включает запись с заданиями Знайки для детей: что они знают о птицах. Сначала Знайка предлагает послушать голоса птиц, а потом дети выполняют его задания.)

Ребята, какое сейчас время года? (Осень.) Какие изменения произошли в природе? (Опали листья.) Почему стало мало птиц? (Исчезли насекомые.)

Знайка (голос). Чем отличаются птицы от других животных? (Они умеют летать и т.д., по ходу ответов воспитатель показывает модели.) Каких птиц вы знаете? (Галка, скворец, воробей, дятел.) Куда улетают птицы осенью? (На юг.) Как называются птицы, которые улетели на юг? (Перелетные.)

Да, перелетные птицы. Каких вы знаете перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.)

Воспитатель. С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:

Скоро белые метели Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах стихотворение? (О перелетных птицах.) Ребята, выберите картинки с перелетными птицами. Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. Перечислите насекомоядных птиц. (Дети перечисляют.)

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние, теплые страны. Впереди летит самый сильный — вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки — когда замерзают реки и озера. Эти птицы — водоплавающие. Перечислите мне этих птиц...

Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»

Какие птицы улетают первыми? Последними?

Физкультурная минутка (стоя). Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (Зимующие.)

Знайка (голос). Каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, галка.) А почему они называются зимующими? (Они зимуют в наших краях.) Чем питаются зимующие птицы? (Рябиной, семечками.) Где живут птицы? Как о них заботится человек? (Устраивают кормушки.)

Воспитатель (показывает иллюстрации). Перечислите птиц, каких вы видите на иллюстрациях. (Сорока, галка, ворона.) Какие это птицы? (Зимующие.) С наступлением холодов с севера перекочевывают к нам в леса: чижи, снегири, чечетки, свиристели — это кочующие птицы (показывает их на иллюстрации.)

Знайка (голос). Почему они называются кочующими? (Кочуют, отлетают на небольшие расстояния, прилетают с севера.)

Это те птицы, которые меняют место обитания. Синицы у нас зимуют, а потом улетают в тайгу; снегири, чечетки — обитатели севера.

А почему они перекочевывают к нам? (Привыкли жить в холоде, находят у нас пищу.)

Кто такие кочующие птицы, перечислите их. (Снегири, чечетки, королек.)

Воспитатель: Сейчас мы будем отгадывать кроссворд о птицах, который прислал нам Знайка.

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине Появляется опять.

(Снегирь,он— кочующий.)

Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой.

(Дятел,он— зимующий.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам ныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей, он— зимующий.)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

(Сорока,она— зимующая.)

Черный, проворный,

Кричит: «Арак».

Червякам — враг, кто это?

(Грач, он — перелетный.)

На шесте веселый дом С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поет отец.

Он и летчик, и певец.

(Скворец,он— перелетный.)

Умники, хорошо разгадали кроссворд. Ребята, вам Знайка прислал сюрприз — медальки с изображениями птиц, но на них нужно дорисовать то, чего не хватает. Садитесь за столы и будем рисовать. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Дорисовали, молодцы, теперь их разукрасьте. Сравните по образцу. Молодцы, возьмите их на память от Знайки. (Далее следует подведение итогов.)

Занятие «Жалобная книга природы»

Цели: познакомить детей с основными правилами поведения на природе, дать представление об особенностях роста и развития некоторых растений и животных.

Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер ее охраны.

Ход занятия.

  1. На занятие приходят фея Природа, грустная и расстроенная. Здоровается с детьми. Дети расспрашивают, что ее огорчило. Фея

Природа говорит о том, что она побывала в своих владениях — в лесу, на реке, в поле — везде слышала жалобные голоса растений и животных. Все жалобы она записала в Жалобную книгу природы и предлагает детям узнать, кто и на что жалуется.

  1.  Дети садятся полукругом, фея Природа открывает первую страницу (на ней нарисована елка и пеньки от елей). Жалоба ели: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли елки-красавицы. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

На второй странице нарисованы молодые дубки, липки, клены, ели. Их жалоба: «Жалуемся мы на лыжников. Снег закрыл молодые деревца, одни макушки торчат. А лыжнику все нипочем — топчут нас и портят. Просим внимания и защиты».

На третьей странице нарисованы лягушки. Жалоба лягушек: «Пока мы сидим под водой, нам жаловаться не на что, но стоит выбраться из воды на сушу, как обязательно находятся охотники пострелять в нас из рогаток. Объясните, дорогие ребята, что нельзя так поступать, мы-то только квакать умеем».

  1.  Физкультурная минутка.
  2.  Фея Природа приглашает детей (при помощи волшебной палочки) оказаться на лесной полянке. Она говорит, что раньше полянка была очень красивой, но пришли туристы и березку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой, бутылками Как помочь полянке?
  3.  Жалуются и муравьи: «Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас как бревно. Из тысяч и тысяч бревен-хворостинок создан наш дом-муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них — забава, для нас — беда. Пожалейте нас». Как защитить муравейник? (Огородить заборчиком.)
  4.  Фея Природа листает Жалобную книгу природы, на следующей странице нарисованы птицы. Они пишут: «Птичьих столовых у нас много. За это, ребята, вам наше птичье спасибо. Но беспорядков много в птичьих столовых: меню однообразное, каша мороженая, хлебные крошки снег засыпал. То ветер еду сдует, то совсем положить забудут. Сегодня — густо, а завтра — пусто».

Фея Природа закрывает последнюю страницу книги, благодарит детей за их доброе сердце и приглашает потанцевать на лесной полянке под музыку.

Фея Природа дарит детям на память книгу и кроссворд.

  1.  Разгадывание кроссворда на тему охраны природы.
  2.  Игровое упражнение «Как мы дышим?». Воспитатель предлагает детям посмотреть на носы друг друга. Чем они похожи?

Чем отличаются? Для чего дырочки в носу? Воздух проходит через дырочки внутрь и по пути согревается. Поэтому в холодную погоду надо дышать носом, а не ртом. Внутри носа есть множество волосков, на которых оседает пыль, микробы. Далее воздух попадает в трахеи, бронхи и легкие. Предложите глубоко вдохнуть и выдохнуть.

9. Подведение итогов.

Одним из видов деятельности взрослого и детей является словотворчество. Вот какие экологические сказки у нас получились.

Экологическая сказка «Осень»

Жила-была красавица Осень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад. Но все печальнее становилась Осень. Знала она, что : скоро придет сестра ее —Зима, покроет все снегом, скует реки 1ьдом, ударит крепким морозом. Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и гам спать до весны. Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.

Сказка «Зачем зимой снег»

Сценарий:

Автор. Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило — ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал:

Заяц. Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!

Автор. Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил-забормотал:

Тетерев. Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц. Ой, кто это?

Тетерев. Не бойся, это я — тетерев-черныш-шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?

Заяц. Кого-кого? (Тряхнул ушами косой.) Да снег! Куда ни побегу — следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или — тьфу, чтобы не сглазить! — волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег — это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы — кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.

Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная!

Тетерев. Очень даже полезная (взъерошился).

Заяц. Нет, вредная!

Тетерев. Полезная!

Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай, а на что?

3 а я ц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.

Автор. Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь — Мышка.

Тетерев. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снеж-

ное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!

Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

Автор. И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом.

Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них — запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь — опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки.

Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна-красна пришла. Ручьи зажурчали.

Птицы (поют). Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод.

Пшеница (шепнет). Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-пре- густые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!

Автор. Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался — ничего не поделаешь — проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост — культяпка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.