Сообщение "Выбор форм и методов работы на этапе планирования экспериментальной деятельности"
опыты и эксперименты на тему

Серебрянская Елена Владимировна

«Без стремления к научной работе учитель…

попадает во власть трёх демонов:

механичности, рутинности, банальности.

Он деревенеет, каменеет, опускается».

А. Дистерверг

        В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы. 

 

В период проведения эксперимента учреждение становится открытым по своей сути, что обусловлено качественным изменением традиционной образовательной практики. Эти качественные изменения, подготавливающие стратегию дальнейшего развития системы образования, и определяют образ открытого образовательного пространства ДОУ. Работа ОЭР осуществляется поэтапно соответственно логике решения научно – поисковых и  экспериментальных задач.

Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях и области применения. В процессе работы важно опираться на критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности воспитателей по тому вопросу, который будет освещаться в ОЭР. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол заместителей заведующих по ВМР Коломенского муниципального района Тема: «ВЫБОР ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Заместитель заведующего по ВМР МДОУ детский сад № 27 «Ручеёк» Серебрянская Елена Владимировна Коломенский район, с. Нижнее Хорошово 24.10.2017 год

Слайд 2

« Без стремления к научной работе учитель… попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». А . Дистерверг

Слайд 3

Э ксперимент - - воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. - исследовательская работа в образовательном учреждении по той или иной проблеме. - научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом.

Слайд 4

Экспериментальная площадка - подразумевает особую форму организации поисковой деятельности, когда принципиально новая практика образования вызревает в ходе самой деятельности . Экспериментальная работа образовательного учреждения - это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач

Слайд 5

Опытно – экспериментальная работа – это деятельность коллектива образовательного учреждения по проведению (апробации) педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путём создания новых (или уже известных), контролируемых и управляемых условий, соответствующих социальному заказу родителей.

Слайд 6

Схема экспериментальной работы Этапы: диагностический прогностический организационный практический обобщающий внедренческий

Слайд 7

Проблема развития художественного творчества Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Слайд 8

П ротиворечия между: - потребностями педагогической теории в осмыслении значимости развития творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в программных документах, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкально-театрализованной деятельности и их малой реализацией в педагогической практике. - социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих основ теории и методологии креативности .

Слайд 9

Проблема экспериментальной площадки ДОУ: как развивать творческие способности дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Слайд 10

« Развитие творческих способностей дошкольников через организацию музыкально-театрализованной деятельности ». . Цель исследования – определить особенности формирования творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Объект исследования – процесс формирования творческих способностей детей. Предмет исследования – музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Слайд 11

«…создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром…» (ФГОС 1.6)

Слайд 17

Должен быть серьезный мотив заинтересованного участия. Готовность коллектива к повышению квалификации Уровень сформированности профессиональной компетентности воспитателей по тому вопросу, который будет освещаться в ОЭР

Слайд 18

Зона ближайшего развития Эмоции и чувства Положительное настроение Поощрение

Слайд 19

Задачи экспериментальной площадки ДОУ : Обобщение и систематизация современных методик и технологий, направленных на развитие творческих способностей дошкольников. Обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения, внедрения интегративных процессов в содержание воспитательно-образовательного потенциала, вариативных и авторских программ. Создание условий для организации музыкально-театрализованной деятельности, в ходе которой создавать эмоционально-творческую среду, стимулирующую творческую активность дошкольников; поддерживать диалогическое взаимодействие педагога и дошкольника в процессе творческой деятельности. Проведение мониторинга творческого развития дошкольников, выявление результативности экспериментальной деятельности ДОУ и её влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Организация и координация работы с другими учреждениями и организациями с целью реализации и выхода творческого потенциала дошкольников.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №27 «Ручеек»

___________________________________________________________________________________________

        140480 Московская область, Коломенский район, с.НижнееХорошово,        

ул. Центральная, тел. (4966) 172-766 , (4966) 172-767, E-mail:ru4eek27@yandex.ru

ИНН 5070011397 КПП 502201001 ОГРН 1035004256121, ОКВЭД 80.10.1 ОКПО 75224119

        ОКТМО 46622434 ОКАТО 46222834001 ОКОГУ 49007 ОКОПФ 72 ОКФС 14        

Круглый стол заместителей заведующих по ВМР

Коломенского муниципального района

Сообщение  

Тема: «ВЫБОР ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Заместитель заведующего по ВМР

Серебрянская Елена Владимировна

Коломенский район, с.НижнееХорошово

24.10.2017 год

«Без стремления к научной работе учитель…

попадает во власть трёх демонов:

механичности, рутинности, банальности.

Он деревенеет, каменеет, опускается».

А. Дистерверг

        В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

         Эксперимент - в строгом понимании - научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент объединяют «поиск», «поисковую работу», «опыт», «опытно-экспериментальную работу», «исследовательскую работу» и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность.Эксперимент -воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент - исследовательская работа в образовательном учреждении по той или иной проблеме. Это строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления образовательной организацией (М.М. Поташник.)

         Экспериментальная площадка - подразумевает особую форму организации поисковой деятельности, когда принципиально новая практика образования вызревает в ходе самой деятельности. Результатом деятельности «экспериментальной площадки» может быть создание новой практики образования, которая не востребована в настоящее время, но она показывает, как может развиваться образовательное учреждение в будущем. Экспериментальная работа образовательного учреждения - это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач.

Анализ литературы позволяет сформулировать следующее определение. Опытно – экспериментальная  работа – это деятельность коллектива образовательного учреждения  по проведению (апробации) педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие  на педагогические явления путём создания  новых (или уже известных), контролируемых и управляемых условий, соответствующих социальному заказу родителей.

В нашем дошкольном учреждении началась экспериментально - исследовательская работа по развитию творческих способностей дошкольников через организацию музыкально-театрализованной деятельности.

Схема экспериментальной работы может выглядеть

 следующим образом:

  • диагностический – анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности используемых подходов и средств,  выявление проблемы и обоснование актуальности проведения эксперимента;
  • прогностический - постановка цели экспериментальной работы, разработка развернутой программы опытно-экспериментальной работы, критериев анализа (программы мониторинга), прогнозирование результатов; проведение внутренней и внешней экспертизы проекта;
  • организационный - подготовка, подбор материально-технической базы, распределение функций между участниками экспериментальной деятельности, подготовка кадров и методического обеспечения, корректировка сроков экспериментальной работы;
  • практический - собственно экспериментальная деятельность и ее мониторинг (начальные, текущие, итоговые измерения);
  • обобщающий - обработка полученных данных, описание и представление данных, их публикация;
  • внедренческий - переход к реализации созданных технологий их распространение, передача опыта, презентация результатов.

       Проблема развития художественного творчества  в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

      Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

       Именно музыкально-театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников требует определения иной технологии, использования музыкально-театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

       Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

- потребностями педагогической теории в осмыслении значимости развития творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в программных документах, с другой;  

- в наличии потенциальных возможностей музыкально-театрализованной деятельности и их малой реализацией в педагогической практике.

- социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих основ  теории и методологии креативности.

Указанные противоречия определяют проблему нашего исследования:

 как развивать творческие способности дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.

        Необходимость формирования креативности обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания.

         Актуальность и теоретическая значимость проблемы для педагогической практики обусловили выбор нашей темы: «Развитие творческих способностей дошкольников через организацию музыкально-театрализованной деятельности».

Цель исследования – определить особенности формирования творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Объект исследования – процесс формирования творческих способностей детей.

Предмет исследования – музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей  дошкольного возраста.

Работа нашего ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а так же организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

          Стоит отметить, что в последнее время опытно-экспериментальная деятельность проводится слишком активно. Работать в экспериментальном режиме престижно для дошкольного учреждения. Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.

         В первую очередь, грамотное внедрение ФГОС дало простор для воплощения в жизнь всего нового, что необходимо для развития и воспитания личности дошкольника, развития таких способностей, которые ему будут необходимы в будущем: «…создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром…» (ФГОС 1.6)

       Также, наращивание материальной базы – это огромное и неоценимое подспорье для развития творчества детей. В этом году мы приобрели:

1.Световой модуль для рисования песком.

2.Мастерскую мультипликации, в которую входит комплект для создания мультипликационных фильмов, магнитный театр, театр теней, набор кукол «Семья»).

3. Кукольный театр: куклы на руку, пальчиковые  куклы.

4. Комплект «Дары Фрёбеля» с наборами тематических игр.

       В прошлом году были приобретены куклы в национальных костюмах, в костюмах различных профессий; набор деревянного зодчества. А также большой ассортимент спортивного инвентаря.

           Важное условие успеха — готовность коллектива к повышению квалификации — в результате самообразования, в институтах повышения квалификации педагогических кадров, на факультетах дополнительного профессионального образования вузов, семинарах. Для того чтобы подготовить внедрение любой инновации, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности этого вида деятельности, его особенностях и области применения. В процессе работы важно опираться на критерии и показатели уровней сформированности профессиональной компетентности воспитателей по тому вопросу, который будет освещаться в ОЭР. Именно нехватка знания, а подчас и непонимания того, что педагогу необходимо делать и как,  вызывают определённые трудности в ОЭР.

        Мы постарались хорошо изучить внутренние резервы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в эксперимент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему все просто безразлично.

       Перед началом экспериментального проекта мы учли способности и потребности, субъективный опыт каждого участника проекта.Чтобы эксперимент состоялся, и состоялся по всем правилам педагогической науки,у педагогов, воспитанников, родителей должен быть серьезный мотив заинтересованного участия. Как выяснилось из проведенного анкетирования педагогов, родителей и бесед с воспитанниками, этот мотив есть.

        Мы провели анкетирование среди педагогов в ДОУ:

100% педагогов понимают суть экспериментальной деятельности, которая будет проводиться в ДОУ.

100% педагогов согласны и желают участвовать в работе экспериментальной площадки по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников через организацию музыкально-театрализованной деятельности».

Также ответы на вопросы анкеты родителей показали, что:

98%  родителей из опрошенных имеют представление, что такое художественно-эстетическое развитие ребенка;

100% опрошенных родителей мечтают о том, чтобы их ребенок был творчески- активной личностью и желают участвовать в экспериментальной деятельности ДОУ, оказывать посильную помощь, принимать участие в мероприятиях, связанных с экспериментом.

          В настоящее время воспитателями и специалистами нашего ДОУ разрабатываются и внедряются в воспитательно-образовательную деятельность программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения, включающие игровые приемы, творческие задания и упражнения, но этот процесс еще остается не на должном уровне.
        Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
         Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью.

         Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение  является одной из важнейших предпосылок становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание положительного настроения, которое повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций.

Поэтому, основными задачами экспериментальной площадки ДОУ являются:

  1. Обобщение и систематизация современных методик и технологий, направленных на развитие творческих способностей дошкольников.
  2. Обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения, внедрения интегративных процессов в содержание воспитательно-образовательного потенциала, вариативных и авторских программ.
  3. Создание условий для организации музыкально-театрализованной деятельности, в ходе которой создавать эмоционально-творческую среду, стимулирующую творческую активность дошкольников; поддерживать диалогическое  взаимодействие педагога и дошкольника в процессе творческой деятельности.
  4. Проведение мониторинга творческого развития дошкольников, выявление результативности экспериментальной деятельности ДОУ и её влияние на развитие творческих способностей дошкольников.
  5. Организация и координация работы с другими учреждениями и организациями с целью реализации и выхода творческого потенциала дошкольников.

          Следование логике научного исследования, соблюдение этапов его процедуры, документирование всех шагов и оформление результатов — безусловно, необходимы, но начинать нужно с грамотного составления программы.

        Рациональным и, несомненно, полезным будет отражение в плане графиков проведения открытых мероприятий (праздники, мероприятия с родителями, семинары, методические объединения, участие в конкурсах, проведение своих конкурсов и фестивалей и т.д.) с указанием их цели и назначением ответственных. В период проведения эксперимента учреждение становится открытым по своей сути, что обусловлено качественным изменением традиционной образовательной практики. Эти качественные изменения, подготавливающие стратегию дальнейшего развития системы образования, и определяют образ открытого образовательного пространства ДОУ. Работа ОЭР осуществляется поэтапно соответственно логике решения научно – поисковых и  экспериментальных задач.

       Грамотная позиция заведующего играет существенную роль в успешном создании саморазвивающегося коллектива, так как движению вперед способствует только руководитель — законодатель, генератор идей, консультант, психотерапевт, поддерживающий любые инициативы и опыт. Демократичная позиция нашего заведующего Чежиной Елены Владимировны оказывает положительное влияние на развивающийся эксперимент.

       От грамотной организации работы методической службы зависит итог всего эксперимента. Экспериментально-методическая работа наиболее эффективна, когда организована как целостная система. Информационно-методическое обеспечение рассматривается как условие интенсификации педагогического труда, повышения качества и результативности экспериментальной работы. Применение новых информационных технологий способствует эффективному овладению знаниями, умениями и навыками, а главное - учит педагога самостоятельно выбирать приемлемые формы и методы воспитания и обучения. Именно поэтому информационно-методическая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе методической службы дошкольного учреждения. Организация научно-методической работы должна представлять собой систему различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Использованная литература:

  1. Атемаскина: Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2011
  2. Березина Е.А «Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности» // 23.12.11 //ttp://festival.1september.ru/articles/508214/
  3. Вы начали эксперимент... Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. - М., 1996.
  4. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Педагогика. 1994. № 6.
  5. Езопова С.А., Новицкая В.А. Как изучить профессиональную компетентности воспитателя детского сада? / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010
  6. Зинкевич – Евстегнеева Т. Технология создания команды. СПб, Изд. Речь, 2004, С.123
  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии, Рига, 1995.  С.343
  8. Крягжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов: дис.  д-ра психол. Наук. - Вильнюс, 1982, С.343
  9. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ,  М.: Сфера, 2010.
  10. Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ, М.: Творческий Центр Сфера, 2008
  11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н.  Детский сад будущего. Методическое пособие, М.: Сфера, 2010.
  12. Монография Дейкина А.Ю. Медиаобразование и развитие позновательного интереса. Бийск: Изд. НИЦ Бийск педагог.гос. ун-та им. В.М. Шукшина, 2002. 163c. – С.5
  13. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике,  М.: Сфера, 2010.
  14. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика, 1996 № 5.
  15. Научно – методическое пособие Организация  опытно – экспериментальной работы в образовательном учреждении / Под ред. Паукова Л.Н., С.М.Курганский Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009,152с. - С.5
  16. Научно – методическое пособие Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении/ Под ред. Паукова Л. Н. Курганский С.М.   Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009-152, С.7
  17. Основы опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.В. Губановой – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО  «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008 С. 13; 22;28;
  18. Панфидникова И.П. // Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007, С. 109
  19. Панфидникова И.П. //Научно – метод. журнал «Детский сад от  А до Я» №4, 2007
  20. Пастюк О.В., Фролова А.Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ// Приложение к журналу «Управление ДОУ» - М.: творческий центр Сфера, 2007, С.5;7
  21. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистый П.И., Краевский В.В. и др., Изд. Педагогическое общество России, М.: 2004
  22. Пособие для воспитатетлей/ Под ред. Микляевой Н.В. Инновации в детском саду, М.: Айрис Пресс 2008
  23. Пряшников Н. Правильно ли мы понимаем свои интересы? 23.12.2011  //http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/40/02.pdf
  24. Психология профессионального педагогического мышления / Под редакцией Кашапова М.М., М.: «Институт психологии РАН», 2003, с. 331-338
  25. Рубинштейн С.Л  Основы общей психологии Серия «Мастера психологии», СП-б.: Питер Ком, 1999.-720с – с555; руководство, СП-б, Речь, 2005
  1. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, педагогов-экспериментаторов. – М.: АПК и ПРО. 2002, С.34
  2. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое
  3. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / / Под ред. Сластёнин В.А., Изд. Центр «Академия», М.: 2002
  4. Современная психология мотивации// Под редакцией Леонтьева Д.А. М.: Смысл 2002,  С.47
  5. Сыпченко Е.А.  Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2012.
  6. Тавберидзе В.А., Калугина В.А., Диагностика и критерии деятельности Воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой, М.: Школьная Пресса 2008
  7. Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Анализ инновационный деятельности образовательных учреждений: сценарный подход / Стандарты и мониторинг в образовании, 2004.-№5
  8. Учебно – методическое издание/ Под ред. Меркулова Т.В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, М.: Школьная Пресса 2010
  9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Сбор.соч. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика-пресс , 1986, С.143.
  10. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей О.У. / Под ред. Поташника М.М. М.: Новая школа , 1994
  11. Черникова Т.В. Управление развитием О.У. методическое пособие, М. 2005
  12. Щёголева Н.М. //Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г.
  13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Педагогика 1971, С.315
  14. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.
  15. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1123 « Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования»(под патронажем Минобразования и науки РФ и Института проблем образовательной политики «Эврика»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

Материал для подготовительной группы, содержит описание опытов с водой, воздухом, почвой, песком....

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками

Представлено перспективное планирование по каждой возрастной группе детского сада по экспериментальной деятельности....

Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Задача роди...

ОТЧЁТ О РАБОТЕ творческой группы МБДОУ д/с «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка по реализации III этапа (обобщающий) экспериментальной деятельности "Апробация и внедрение примерной ООП "Мир открытий" в практику дошкольного образования" сл.Б. Мартыновка

Творческая  группа педагогов  – одна из форм повышения качества дошкольного образования. Одной из эффективных форм качества дошкольного образования является работа творческой группы. Тв...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

«Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»

laquo;Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»...