"Тряпичная народная кукла - как средство ознакомления с народной культурой"
статья по теме

Забавина Светлана Геннадьевна

История народной тряпичной куклы, ее влияние на воспитание и развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Почему же меня заинтересовала народная тряпичная кукла? В нашем современном мире на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, в том числе и кукол, но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Большинство из них стирают грань между хорошим и плохим. Ребенок, чьи представления о моральных ценностях еще до конца не сформировались, просто не понимает, на чьей стороне ему надо играть. В результате искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А для того, чтобы наши дети не были «безнравственны», «бездуховны» необходимо знакомить их с культурой русского народа, его бытом, его традициями, в том числе традиционной русской куклой. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки  изготовленными машинами, но и своими руками.

        Что мы знаем о народной тряпичной кукле? Кукла не рождается сама, создает ее человек. Народную куклу можно рассматривать как часть духовной и материальной культуры, ведь она сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Куклы, дошедшие до нас несут богатейшую информацию. Большинство народных кукол были безлики. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, и, значит, безвредной для тех, кому она была предназначена. Дети, играя  с такой безликой куклой, старались придумать ей настроение и характер, представить куклу в разных  игровых ситуациях.

        Народные куклы были удивительно просты в изготовлении. Большая их часть изготавливалась из доступных тканей самыми распространенными способами: скатыванием, скручиванием, вложением одной детали в другую. Освоив элементарно простые приемы, дети могли придумать свои куклы. Когда девочки подрастали, они шили более сложных кукол и мастерили для них одежду по всем правилам и традициям своего села. Таким образом, народная кукла знакомила детей с историей своего края, традиционной народной одеждой, приемами ее ношения, женскими традиционными занятиями. Много могла рассказать кукла о своей хозяйке: ее умения шить, вязать, ткать, плести, вышивать и т.д.  Кукла,  выполненная девочкой с большим желанием, доставляла радость, прежде всего, ей самой и вызывала чувство удовлетворения.

        В глубокой древности наши предки верили, что кукла защитит дом от напастей, злых духов, подарит душевный покой, облегчит болезнь. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.  Такую куклу выполняли без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Также кукла являлась посредником между природой и человеком, участвовала в том или ином ритуале. Такие куклы назывались обрядовыми. Использовались они в различных обрядах и праздниках народного календаря. Вот оказывается, как о многом из истории народной культуры, может рассказать обычная тряпичная кукла.

        Традиционные народные куклы, которые пришли к нам из далекого прошлого – это уникальное явление в истории духовной и материальной культуры. Сегодня они имеют особую ценность и значимость как вид декоративно-прикладного творчества, в тоже время они не дают нам забыть традиции и обычаи своего народа. На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.

        Поэтому  вся моя работа направлена на изучение потенциала народной тряпичной куклы в воспитании ребенка, на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям семьи, к тому, чтобы дать возможность ребенку изготовить игрушку своими руками.

Целью моей работы стало: знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения русской народной куклы, ее происхождением и способами изготовления.

Для реализации цели были поставлены задачи:

  1. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества.
  2. Ознакомить с историей народной тряпичной куклы в России, ее ролью в народном быту.
  3. Обучить детей приемам изготовления куклы в соответствии с народными традициями.
  4. Развить мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности.
  5. Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса через активные формы работы.

Работу по данной теме я  начала с подбора и изучения информации о народной кукле. Были найдены нужные иллюстрации, фотографии, пословицы и поговорки, подготовлены презентации для детей. Провела опрос среди детей, предложила ответить на два вопроса: «Что такое кукла?», «Из чего она может быть сделана?». А также провела анкетирование для родителей «Игрушки в жизни ребенка». Проведённый анализ анкетирования и опрос детей показал, что родители и их дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной кукле.

Далее хочу познакомить с этапами работы по реализации плана.

        Предварительная работа с детьми была посвящена освоению теоретической части: знакомство дошкольников с народной тряпичной куклой (история, значение), знакомство с игровыми тряпичными куклами, а также знакомство с материалом, из которого делали кукол. На данном этапе использовались следующие формы работы: беседы «Какие бывают куклы?, «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица», «Куклы наших бабушек»; просмотры презентаций «Тряпичные народные куклы», «Игровые народные куклы»; игровые ситуации – «Придумай кукле имя», «Новый платок для куклы»; дидактические игры «Собери картинку», «Завяжи узелок», «Узнай элемент узора», «Найди пару»,  подвижные и хороводные игры; создание коллекции «Лоскуток».

Параллельно проводилась предварительная работа и с родителями. Были проедены:

  1.  Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
  2. Оформлена папка передвижка «Русские народные тряпичные куклы»;
  3. Организована выставка литературы по данной теме;
  4. Оформлены  буклеты по изготовлению народных тряпичных кукол.

Кроме этого, обратились за помощью к родителям по сбору материала для изготовления игрушек.  Родители откликнулись на просьбу, принесли лоскутки ткани, нитки, кружева, ленты.

        Основной этап был  направлен на формирование у детей умение работать с лоскутной куклой: дети учились чувствовать материал, эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, знакомились с техникой изготовления; заучивали народные песенки, потешеки, пословицы о народной игрушке; рисовали на темы «Укрась платочек», «Моя обереговая кукла».  Но главное  у детей было желание работать и творить. Совместно с детьми и родителями были организованы традиционные русские праздники «Покровская ярмарка», «Масленица». С родителями я провела мастер класс по изготовлению народной тряпичной куклы – «Кукла – травница. Оформила альбом для родителей « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы».

        В группе была создана «Мастерская кукол», где ребенок мог в свободную деятельность сделать наиболее понравившуюся куклу самостоятельно. Мастерская  была оснащена необходимыми материалами для изготовления тряпичных народных кукол, схемами – подсказками последовательности изготовления кукол. Работа в «Мастерской кукол» позволяет ребенку самостоятельно планировать предстоящую работу, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный материал; умение договариваться со сверстниками, проявлять чувство взаимопомощи.

Трудности изготовления кукол детьми заключались в скручивании ткани и ее стягивании (завязывании узелков). Но не смотря на все это,  дети добивались хороших результатов, радовались своей работе.  Кукол было изготовлено так много, что мы с детьми решили создать  в группе мини – музей народной тряпичной куклы под названием «Чудо добрых рук». После каждого занятия по созданию кукол наш музей начал пополняться «экспонатами». Даже была проведена персональная выставка семьи Ивана С. «В мире кукол».  Так день за днём наш музей народной куклы увеличивался.  Изготовление кукол приносило радость.  Работа с мягким (теплым) материалом  давала  ощущение тепла,  развивалась мелкая моторика пальцев у детей.  

В результате системной работы:

  1. Дошкольники познакомились с историей и значением народных тряпичных кукол;
  2.  Научились  изготавливать игровые куклы – «Кукла – кормилка», «Зайчик на пальчик», «Зольная кукла», «Птичка», «Закрутка»; обереговые -  куклы «Пеленашки», «Ангел», «Лихоманки», «Колокольчик»; обрядовые куклы – «Отдарок – на- подарок», «Масленица», «Крупеничка», «Берегиня сна»;
  3. У дошкольников повысился интерес к кукле сделанной своими руками. Куклы стали не только игрушками, но и близкими друзьями детей;
  4. В играх с куклами дети научились общаться, фантазировать, творить, быть внимательными, бережливыми, добрыми;
  5. Удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс;
  6. Пополнена  и обновлена  предметно – развивающая среда группы:

►собран материал по изготовлению и применению тряпичной куклы в совместной и  самостоятельной деятельности детей;

►составлены  конспекты НОД по изучению истории народной куклы                                

►созданы  презентации по истории  куклы

►составлена  картотека  этапов изготовления кукол;

►создан  мини-музей кукол в группе;

 ►оформлен  альбом рисунков «моя любимая тряпичная кукла»;

►удалось заинтересовать и  вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.

При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо...

народная кукла как средство приобщения к народной культуре

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми...

Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"...

Консультация для родителей"Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»...

«Народная кукла, как средство ознакомления с элементами традиционного рукоделия и приобщения ребенка к национальной культуре»

Так как  я начала свою работу  над куклой  с детьми в возрасте 2 – 3 лет,  то сначала  участие в изготовлении кукол принимали только их родители. После первой встречи, г...