План самообразования на 2014-2015 учебный год "Экологическое воспитание дошкольников"
материал на тему

Вокуева Гульфия Миннахметовна

план самообразования составлен для детей второй группы раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования 2014-201530.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

План работы по самообразованию воспитателя на 2014 – 2015 год

    Вокуевой Гульфии Миннахметовны

  

Тема: Экологическое воспитание дошкольников. 

(вторая группа раннего возраста)

Игрим 2014

Актуальность темы.  

                    В основу жизни и деятельности цивилизации необходимо положить те жизнеутверждающие общечеловеческие ценности, без которых невозможно создать экологически конструктивные отношения человека с природой. Ю.А.Шредер указывает, что «общечеловеческие ценности способствуют утверждению всех нормальных человеческих ценностей и привязанностей, включая ощущение ценности Природы». Приобщение людей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего сформировать в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники, при этом роль знаний ничуть не умаляется, их нужно рассматривать как средства, вводимую деятельность уже сложившейся мотивацией определенного содержания. 

 Цель: 

  •  формирование у детей элементов экологического сознания к природе,
  •  формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
  •  развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе. 

Задачи:

  • пополнить педагогическую копилку новой информацией; 
  • изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений. 

Форма самообразования: индивидуальная. 

Предполагаемый результат: 

        Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. 

        Воспитание защитников природы. 

        Творческая активность воспитанников. 

2013  - 2014 год: 1 этап информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Содержание деятельности

Сроки выполнения

  1. Л.М.Маневцова, П.Г.Саморукова «Методика экологического воспитания и образования дошкольников», 2000 год
  2. В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова - «Семицветик», 1998 год\\  программа
  3. С.Н.Николаева «Юный эколог», 2006 год \\ программа
  4. Н.А.Рыжова «Наш дом – природа», 2005год \\ программа
  5. Н.Н.Кондратьева «Мы»,  2004 год \\ программа
  6. Н.Н. Вересов «Мы земляне», 1998 год \\ программа
  7. Ж.Л. Васякина - Новикова «Паутинка», 2004год \\ программа
  8. Н.А.Быкова, Н.А.Головачева, В.А.Зебзеева «Жаворонок», 2000 год \\   программа
  9. И.Г.Белавина, Н.Г. Найденова «Планета – наш дом» 2006 год \\ программа
  10. А.И.Иванова «Живая экология», 2006 год \\  программа
  11. Н.А. Михайленко «Новые программы для детских садов»\\ Дошкольное воспитание.2003.№ 9

сентябрь – октябрь

октябрь – ноябрь

октябрь – ноябрь

декабрь – январь

декабрь – январь

январь – февраль

февраль – март

февраль – март

март – апрель

апрель – май

апрель - май

Результат исследования:

Сравнительный анализ программ по экологическому образованию дошкольников.

Необходимость воспитания с самого раннего детства правильного взаимодействия человека и природы очевидна. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, основы экологической культуры личности, являющейся части  духовной культуры.

Авторы целого ряда программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (Л.М.Маневцова,  П.Г.Саморукова, В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова,  И.Г.Белавина, Н.Г. Найденова и др.) предлагают различные подходы к определению его сущности и содержания, каждая программа отличается своей спецификой и структурой.

     Л.М.Маневцова,  П.Г.Саморукова  авторы методики экологического воспитания и образования дошкольников, считают основной целью экологического воспитания и образования дошкольников формирование экологической культуры личности, определяя основные составляющие: знание о природе и их экологическая направленность, умения использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, быту, труде и т.д.).  Их мнение разделяют авторы программы по культурно-эколгогическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова.  Главная цель данной программы – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном , мировоззренческом , творческом плане. Основными задачами программы являются: раскрытие и развитие восприятия Красоты, заложение этических и нравственных основ, расширение сознания и кругозора, раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала, заложение основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры. Структуру программы составляют тематические блоки, которые базируются на двух темах: «Природа и Человек».  В тему «Природа» входит все, что относится к проявлениям Природы на нашей планете, - четыре царства природы (минеральное, растительное, животное, человеческое) и четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь), а также все , что существует вне Земли, то есть в ближнем и дальнем космическом пространстве. Тема «Человек» рассматривается авторами с позиции высоких духовно – нравственных качеств, которые достойны звания Человека с большой буквы, а также всего прекрасного и общеполезного, что человек создал, создает и может создать в будущем.

      Научные исследования С.Н.Николаевой в рамках программы «Юный эколог» представляют экологическое воспитание как новую категорию, непосредственно связанную с наукой экологией и ее ведущими понятиями: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Целью экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева считает формирование экологической культуры: становление осознано-правильного правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии , к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.  Осознанно-правильное отношение детей к природе строится, по мнению С.Н.Николаевой, на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний приспособленных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения проявляется еще и в том, что дети могут самостоятельно или вместе с взрослыми выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения, по мнению автора программы «Юный эколог», сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Н.А.Рыжова в программе экологического образования «Наш дом – природа» ставит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений основную цель – воспитание с первых лет жизни гуманной , социально-активной, творческой личности, способной понимать , любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к природе, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения , позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Данная программа предназначена для работы с детьми пяти – шести лет. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное отношение к ней). Большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Предлагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут включаться в уже существующие программы экологического образования дошкольников в качестве дополнения.

     Н.Н.Кондратьева, автор программы экологического образования дошкольников «Мы», преследуя цель развития личности ребенка, воплощает в своей программе идею гуманизации. Ее суть в создании Человека с развитой системой ценностных ориентаций, в приобщении ребенка к культурному наследию гуманистического направления. Ценностное отношение к природе, по мнению автора программы, проявляется в умении строить свою деятельность и отношение с живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважение принципов милосердия как нормы отношения. В программу заложены знания о многообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и других, понимание которых рождает у ребенка гуманное отношение к природе, признание его самоценности. При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. Основу экологической культуры личности , по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

   Гуманитарный подход к экологии, как процессу целостного приобщения растущей личности к культуре, обозначен в программе Н.Н.Вересова «Мы земляне». В данной программе раскрывается идея гуманитарного подхода экологии, как процесса целостного приобщения растущей личности к культуре. Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников, формирование к общему дому – Земле – как к безусловной ценности. Основными задачами являются: обеспечение условий для выработки смысловых позиций землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника дома – Земли; творческое самовыражение ребенка и педагога; развитие способностей ребенка; обогащение детей знаниями о природе.

    Ж.Л.Васякина в своей программе «Паутинка» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет ставит целью экологического воспитания и образования дошкольников формирование целостной системы знаний и умений, навыков, развитие у ребенка «планетарного мышления» , о котором говорил В.И.Вернадский. в основу программы положена неразрывная связь «человека, как живого тела с биосферой». Осуществление экологического образования и воспитания детей происходит посредством решения следующих задач:

- формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком,

- формирование знаний о жизненно-необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие),

- идентификация «себя» с представителями живой природы,

- воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие , а потом в содействие.

Система знаний, заложенная в программу, представляет 4 больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей дошкольного возраста: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?».

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 3 возрастные ступени экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста:

- младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет),

- средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет),

- старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

    Программа  «Жаворонок» (авторы В.А.Зебзеева, Н.А.Быкова, Н.А.Головачева), которая рассчитана на детей от 3 до 7 лет и может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и в сфере дополнительного образования. Программа включает эмоционально-ценностный компонент, чему способствует построение работы на удивлении, любовании природой, использование природного материала, учет принципа «три Э»(экология – эстетика - этика), интеграция изобразительной, музыкальной, художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология». Основная цель программы – обеспечение экологического развития личности детей дошкольного возраста. Содержание программы разделено на разделы:

1 – «Любуемся, чувствуем , фантазируем, отображаем»,

2 – «Воспринимаем, анализируем, создаем»

3- «Исследуем, мыслим, учимся»,

4 – «Двигаемся, отдыхаем».

Таким образом , в программе реализуются важнейшие целевые установки.

Программа А.И.Иванова «Живая экология» охватывает три основных направления экологического образования:

- «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» ,

- «Развитие экологической культуры детей»,

- «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».

В программе даны критерии оценки умений, знаний и навыков детей с природой. Выделяются три уровня ознакомления детей с природой. Первый, самый низкий, предусматривает ознакомление с отдельными фактами(объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. Второй – подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Обучением на третьем уровне означает, что все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. В программе определены основные принципы формирования экологических понятий у детей, описаны педагогические условия, даны рекомендации по реализации программы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2014-2015 учебный год

План самообразования на 2014-2015 учебный год...

План самообразования на 2014-2015 г. "Музыкально-творческая деятельность детей дошкольного возраста"

Для формирования полноценной личности, способной активно реализовывать свою субъективность в преобразовании мира, необходимо уже с детства развивать творческие способности.Музыка с её огромной силой э...

План самообразования на 2014-2015 г.г.

"Дидактическая игра, как средство развития психических процессов"...

План самообразования на 2015-2016 учебный год "Воспитание экологической культуры".

План самообразования составлен для детей второй младшей группы....

План самообразования на 2014-2015 г.г.

План самообразования на 2014-2015 учебный год...