Семинар-практикум на тему «Лэпбук как способ оформления самостоятельного исследовательского проекта».
проект (старшая группа) на тему

Черноиванова Ирина Алексеевна

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий) и повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми  таких как:

- ИКТ,

- проектно- исследовательская  деятельность,

-  проблемно –обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей.

 

Перед воспитателями стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи,

-  находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

 Как сделать так, чтобы информация осталась в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в детском саду, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я вижу в использовании методики создания лэпбука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему «Лэпбук как способ оформления самостоятельного исследовательского проекта».

Тема: Создание интерактивной папки «ЛЭПБУК»

Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.

Задачи:

1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности.

2. Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.

3. Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.

Участники семинара-практикума: педагоги ДОУ

Оборудование:

- мультимедиапроектор

- 10 столов с разными предметами прикрытыми салфеткой:

1 стол- камень, деревянная дощечка, бумага.

2 стол- бумага разного вида

3 стол- книжка- раскладушка с признаками закрепляющими признаки предмета

4 стол- картинка робинзон

5 стол- бумажные куклы и бумажные наряды

6 стол- маска мельпомены

7 стол- кусок картона сделанный самостоятельно из кусочков ненужной бумаги.

8 стол-картинка фокусник

9 стол- игры из бумаги такие как флексагон, умный квадрат и т. д.

10 стол-скрипичный ключ.

Вступление

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий) и повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми  таких как:

- ИКТ,

- проектно- исследовательская  деятельность,

-  проблемно –обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей.

Перед воспитателями стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи,

-  находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

 Как сделать так, чтобы информация осталась в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в детском саду, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я вижу в использовании методики создания лэпбука.

Что такое ЛЭПБУК

ЛЭПБУК представляет собой интерактивную папку с кармашками, конвертиками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой собраны материалы по определенной теме, которую можно изготовить самостоятельно.

При этом ЛЭПБУК - это не просто папка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Зачем нужен ЛЭПБУК? ЛЭПБУК - это хороший способ для ребенка, играя закрепить пройденный материал.

Все материалы ЛЭПБУКА соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.

Значение Лэпбука для ребенка:

-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Преимущества использования ЛЭПБУКА В чем же преимущества использования в своей работе с детьми ЛЭПБУКА?

ЛЭПБУК помогает:

- структурировать сложную информацию;

- развивать познавательный интерес и творческое мышление;

- разнообразить даже самую скучную тему;

- простому способу запоминания;

- объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.

Этапы создания ЛЭПБУКА 

Сегодня мы с вами создадим лэпбук по определённой теме.  Создание лэпбука с детьми занимает много времени, мы же сегодня попробуем создать  лэпбук  за 20 минут. Для этого мне нужна ваша помощь.  Я попрошу коллег занять места за  столиками .

  1. Определиться с темой. 

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.

Тему нашего лэпбука,  вы определите отгадав по загадку:

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная.

(бумага)

Значит тема нашего лэпбука- БУМАГА.

 ( вставляем название темы)

Как уже было сказано выше лэпбук помогает разнообразить и изучить даже самую скучную тему. Поэтому и мы сегодня взяли простую незамысловатую тему, но в конце посмотрим,  как интересно её можно раскрыть.

Вторая причина, по которой я взяла эту тему- это тема  ЭКОЛОГИИ   в рамках года экологии. Как связана бумага с годом экологии? В нашей группе прошла экологическая акция:

 «Подарим бумаге вторую жизнь!»

Девиз акции: «Сдай макулатуру - спаси дерево!»

Цель которой : Привлечение внимания подрастающего поколения к необходимости вторичного использования природных ресурсов.

Детям было объяснено,  зачем сдавать макулатуру, что значит сохраним дереву жизнь и организован сбор макулатуры.

Чуть позже мы вернёмся к этой теме.

2. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Следующий этап самый интересный: Теперь надо продумать его содержание, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это можно разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.

Сбор материала  рассчитан на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.

Итак, начинаем

Уважаемые коллеги,  сидящие за столиком с цифрой № 1.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

 Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги.

- что это значит ? это первый этап - история возникновения бумаги.  

Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае. - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

Уважаемые коллеги,  сидящие за столиком  с цифрой № 2.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

Бумага разного вида

На следующем этапе мы знакомим с качествами  и свойствами бумаги. Знакомим с различными видами бумаги (картон, писчая, салфеточная).

Процесс этот очень длительный включает в себя много этапов,  сейчас о каждом этапе говорить не будем, а покажем лишь то, как мы потом обобщаем все наши знания.

Для этого

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком с цифрой № 3.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

Это книжка раскладушка, по которой мы закрепляем знания полученные ранее.

Имеет цвет, не имеет запаха, шуршит,  шелестит, гладкая или шероховатая, мнется, рвется, режется, намокает, горит.

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком с цифрой № 4.

(на карточке Робинзон)

Игра «Робинзоны»

Игра «Робинзоны»  взята из методики ТРИЗ – технологий.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

Метод Робинзона.

 Этот метод формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Педагог предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много бумаги. Как, используя только её, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из бумаги, строят дома из бумаги, готовят пищу из бумаги  и т.д.

( на экране фото бумажного города)

Продолжая тему бумажных нарядов, я попрошу коллегу за столиком №5 показать, что спрятано у вас под салфеткой.

Бумажные куклы и бумажные наряды (вкладываем в конверт)

(Совместная деятельность родителей и детей)

 

В прошлом году ко дню Земли в нашей группе проходил  конкурс  «Костюм из бросового материала»,  родители делали  вот такие прекрасные костюмы (фото на экране), в этом году мы продолжили  эту тему и что из этого в этом году получилось,  мы наглядно продемонстрируем, но с чем мы связали наши бумажные  нам сейчас скажет коллега за столиком с цифрой  № 6

( маска мельпомены)

Сценка.

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком  с цифрой № 7.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

(бумага )

Вторая жизнь бумаги

БУМАГА- Эта добрая спутница письменности, литературы, хранит грустный секрет –  каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год!

В настоящее время  бумага  на 98% получается из древесины, что ведет к сильному истреблению  лесов. К тому же бумажные комбинаты жутко загрязняют окружающую среду, ведь для производства бумаги из древесины используется слишком много химикатов

Эту информацию мы доводим детям , мотивируя необходимостью  собирать макулатуры для вторичной её переработки. А как  можно дать бумаге вторую жизнь мы на практике показывали детям.

  1. Мелко нарезанные ненужные тетрадные листы и другую использованную бумагу.  Заливаем  теплой водой и даём постоять 4 часа.

Затем хорошо перемешиваем миксером.

Потом добавила еще теплой воды и немного клея ПВА.

На ракетку для игры в бадминтон  пришиваем  марлю.

На марлю положили бумажную массу.

Когда вода стекла, даём бумаге высохнуть.

В результате  получилась бумага.

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком с цифрой  № 8.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

(фокусник)

Дети очень любят фокусы, наш фокусник проведёт пару наглядных экспериментов, которые можно проводить с детьми, и детям очень нравится такая форма работы.

Эксперименты.

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком с цифрой  № 9.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

Игры с бумагой,

Флексагон и бумажные сказки

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком с цифрой № 10.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

(скрипичный ключ)

А поёт ли бумага?

Бумажный оркестр.

Уважаемые коллеги, сидящие за столиком с цифрой  № 11.

Поднимите пожалуйста салфетку и расскажите что лежит у вас под салфеткой?

(циферблат со стрелкой и картинками)

Область применения.

Вот такой лэпбук можно собрать совместно с детьми,  кармашки могут быть с разным содержанием, здесь  вы будете учитывать тему,  цели и задачи , которые вы ставите перед собой, вариантов много,  фантазии нет границ.

В заключении хочу подвести вместе с вами итог,  ответив на  вопрос: соответствует ли лэпбук  требованиям ФГОС ДО предъявляемым  к   развивающей предметно- пространственной среде:

-информативен;

- способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами.

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-доступность, его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Рефлексия

А теперь я хочу, чтобы вы высказали своё мнение о семинаре:

1 стол должен высказать своё мнение пятью существительными

2  стол должен высказать своё мнение пятью прилагательными.

3 стол должен высказать своё мнение пятью глаголами.

4 стол должен высказать своё мнение пятью наречиями.

5 стол должен высказать своё мнение одним предложением, употребив в нём всего пять слов.

Работа парами.

А пока вы готовитесь

Муз номер.

Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая ЛЭПБУК, им приходится детализировать информацию по центральной теме ЛЭПБУКА, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание ЛЭПБУКА.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

7 взаимосвязь с родителями.

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум Работа в «Microsoft Word». Требования к оформлению текстовых документов.

В современном мире документация занимает всё большее место в работе педагогов.Правильно оформленный документ - будь то разработка урока или НОД, рабочая программа и т.д. - это важная составляющая любо...

Семинар-практикум для родителей: «Кризис трех лет. Способы оценки поведения ребенка, или как устанавливать запреты»

Цели: познакомить родителей с особенностями «кризиса 3 лет»;со способами оценки деятельности и поведения ребенка; подвести  родителей к выводу о целесообразности устанавливаемых ...

«СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОО» «ЛЭПБУК – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. - Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора. - Познакомить с...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»

Коспект семинара на тему «Дидактические игры  в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников»...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....